Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 19 января 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/11240/

Умные руки

рубрика: Общество
Автор: Татьяна ЕГОРОВА

Рабочий с высшим образованием, знает три языка – с таким, согласитесь, встретишься нечасто. В конце прошлого года в Ярославле за Волгой была забита первая свая в основание нового завода. Он предназначен для производства нового семейства ярославских двигателей ЯМЗ-530. Проект, который осуществляется с участием партнёров из Австрии, – самый крупный проект «Группы ГАЗ» за последние годы. Тем самым, как было сказано, дан старт новому витку отечественного дизелестроения и новому этапу в развитии Ярославля и Ярославской области.


Участвующих в создании нового мотора в ОАО «Автодизель», который, как известно, входит в «Группу ГАЗ», много. Можно было бы рассказать о тех, кто его «рисовал», рассчитывал, но мы решили рассказать об одном из тех, кто воплощал первые опытные экземпляры этого двигателя в металле. Так состоялось знакомство с Валерием Леонидовичем Миловидовым, токарем-расточником экспериментального цеха.

– Правда ли, что вы знаете три языка? – атакую его с ходу.

– Кроме русского говорю ещё на трёх – немецком, английском и испанском, это правда, – отвечает.

Двигатели ЯМЗ экспортируются в десятки стран мира. В 1980-х годах Миловидов былкомандирован для оказания технической помощи в Латинскую Америку, работал в Никарагуа, в центре страны там говорят на английском, на окраинах – на испанском. В отсутствие переводчика объяснялись кто как может: сначала на пальцах, постепенно непонятные слова становились понятными, и вскоре объяснения специалиста из Ярославля уже не нуждались в переводе.

Немецкий освоил ещё в институте. На моторный завод он пришел после школы. Отсюда был направлен в политех на учебу. Окончил его в 1966 году и был принят инженером-конструктором в экспериментальный цех. Специализировался на самых мощных в те годы двигателях, очень много ездил: в Кременчуг, Минск, Уральск, Кемерово, в горно-обогатительные комбинаты (ГОКи), где работали карьерные самосвалы с нашими моторами. И за границу тоже.

В 1970-х годах после землетрясения в Румынии наше государство в порядке оказания технической помощи выделило этой стране 100 грузовиков КрАЗ. Автомобили с ярослав-скими двигателями сопровождались автоклассом, в числе специалистов которого был и Валерий Миловидов. Полтора месяца он и трое его коллег из Кременчуга поддерживали работоспособность машин, осуществляли техническое руководство и параллельно готовили румын к самостоятельной работе.

Бывал с аналогичными целями в Польше. Вывозил разбитую технику из Афганистана – всего не расскажешь. Миловидов знает дизель, топливную аппаратуру, саму машину – все в отдельности и в комплексе, и поэтому был нужен везде.

Объездил всю большую тогда страну, не понаслышке знаком с КамАЗом. Первый двигатель для строящегося Камского автомобильного завода разрабатывался ведь на Ярославском моторном заводе, и Миловидов как инженер экспериментального цеха тоже в этом участвовал.

Спустя годы, когда завод стал делать двигатели для камазовских автомобилей, готовящихся к крупнейшим ралли планеты «Париж – Дакар», Валерий Леонидович сменил уже инженерную должность на рабочую. Возраст, да и граница между той и другой в экспериментальном цехе иногда чисто условная. По его словам, хотелось пощупать собственными руками то, что приобретено знанием и опытом всей предшествующей жизни. С тех пор ни один двигатель для марафона по африканской пустыне не обходится без его умных рук.

Ведущий инженер по спортивным двигателям Валерий Павлович Виноградов отмечает:

– У Валерия Леонидовича всегда есть интерес к тому, что он делает, и высочайшая ответственность. К работе над этими двигателями привлекается большое число специалистов самого разного профиля. В результате получается мотор более совершенный, чем предыдущий. Каждая деталь должна быть изготовлена с очень высокой точностью, это и обеспечивает результат.

С середины 1990-х годов, когда КамАЗы с двигателями ЯМЗ стали лидировать в гонках, одержано семь побед, из них пять побед – подряд. Из-за происков террористов «Дакар-2008», как уже сообщалось, сорван. Но уже началась подготовка к «Дакару-2009». Маршрут его, как сообщили организаторы, будет изменён. Сейчас автомобили проходят тестирование в Испании, осенью двигатели из Набережных Челнов будут доставлены в экспериментальный цех на ревизию. Тем временем здесь готовят ещё два двигателя для «Дакара-2009», который стартует в первые дни следующего года.

Впрочем, двигатели для «Дакара», на которых отрабатывались многие перспективные инженерные решения, сейчас уже не самые совершенные, какие делают в экспериментальном цехе и детали которых можно увидеть на станке у Миловидова. Готовятся ещё более сложные: с электронно-управляемой топливной системой, двухступенчатым наддувом и другими техниче-скими новшествами.

Начальник цеха Василий Николаевич Фомин называет ещё работы, в которых участвует Миловидов: это и заказ на двигатели специального назначения, и изготовление деталей для стационарных силовых установок. В числе самых важных – изготовление деталей для двигателей семейства ЯМЗ-530.

– У Миловидова уникальный станок, с широчайшим спектром возможностей, и он единственный специалист в цехе, который на нём работает. Тут нужны его квалификация, его умение читать чертёж, в общем, всё то, что накоплено его опытом.

Что касается нового завода, который начал строиться за Волгой, то для семейства двигателей, которые будут там производиться, ориентир Евро-3 закладывается изначально, они разрабатываются с перспективой на Евро-4 и Евро-5. Цель – чтобы автомобили с ярослав-скими двигателями побеждали не только в песках Африки. Эксперты «Группы ГАЗ» и их партнёры уверены, что оснащённые новыми моторами МАЗы, «Уралы» смогут успешно конкурировать с западными и на отечественном бездорожье, и на вымытых шампунем дорогах Европы и других стран.

Эти двигатели, как и многие другие, – детища Ярославского моторного завода. Валерий Леонидович Миловидов на заводе 48 лет. Да, на предприятии сделана ставка на молодых. Но он человек «штучный». И раньше, и сейчас такие заводу очень нужны.