Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 31 января 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/11401/

Умереть в очереди к врачу

рубрика: Общество
Автор: Светлана КРУПИНА

Казалось бы, времена дефицита давно прошли, но всё-таки не во всех сферах нашей жизни. Есть у нас ещё услуги, за коими и в снег, и в дождь, и в ветер выстраиваются очереди. И выстоять их до конца иногда действительно смерти подобно!


«У нас в Заволжском районе у входа в районную поликлинику МСЧ ЯЗДА утром 21 ноября умерла женщина, – написала в редакцию «Северного края» жительница Ярославля Давыдова. – Произошло это в 7-20 на глазах у большой толпы народа, которая обычно собирается у входа в поликлинику, чтобы заполучить явку к врачу-специалисту или на анализ крови. Женщина умирала, люди стучали в дверь поликлиники, чтобы её открыли и оказали помощь человеку, но никто так и не открыл. Доброты и здравого смысла не осталось в нашей жизни! Давно уже пора поднять вопрос о безобразном равнодушии нашей власти к простым людям, к охране их здоровья. Что касается заволжской поликлиники, то для того, чтобы получить явку к врачу-специалисту, люди занимают очередь с 6 часов утра. Когда нужно вызвать врача на дом, в регистратуру невозможно дозвониться, приходится больному человеку ехать в автобусе в любую погоду, даже с температурой и высоким давлением, чтобы взять больничный лист... У меня до сих пор перед глазами распростёртое тело умершей женщины, лежавшее у дверей поликлиники, пока не увезли в морг».

Конечно, такое письмо не может никого оставить равнодушным, и мы обратились за комментариями в управление здравоохранения мэрии Ярославля. Правда, в устной форме общаться по такому поводу чиновники отказались, а письменного ответа на запрос пришлось дожидаться почти месяц. Но когда он наконец-то поступил в адрес редакции за личной подписью начальника управления Галины Моргуновой, мы в очередной раз были искренне поражены способностью наших чиновников столь высокопрофессионально сочинять отписки.

Собственно весь их ответ содержался в одной единственной фразе, загнанной, словно в угол, в самый конец занявшего несколько страниц текста послания: «Предоставить информацию по факту смерти женщины у поликлиники МСЧ ЯЗДА, указанному в письме гражданки Давыдовой, не представляется возможным, так как согласно «Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан» (статья 61), информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при обследовании и лечении, составляют врачебную тайну».

Во как! А мы и не спрашивали ни о «факте обращения», ни о том, какими недугами страдала умершая женщина. Нас интересовало, как такое вообще могло случиться? Почему больные люди должны страдать, мёрзнуть и мокнуть, и даже умирать в очередях за явочками к врачу? Кто виноват?

Но об этом в официальной бумаге из управления здравоохранения ни гу-гу. Объёмное послание почти целиком и полностью оказалось посвящено тому, как всё прекрасно организовано в МКУЗ МСЧ ЯЗДА: «вопросы доступности» медицинской помощи в данном лечебном учреждении «находятся на контроле», мало того, они «постоянно исследуются и анализируются», и целый абзац об офисах общей врачебной практики, находящихся в той самой медсанчасти, на пороге которой человек скончался, словно грибы после дождя растут...

А вот ещё фразочка: «С целью оценки доступности и принятия мер по повышению доступности медицинской помощи и пара клинических методов исследования в настоящее время в поликлинике МУЗ МСЧ ЯЗДА под руководством главного врача создана рабочая группа». Умеют же наши чиновники витьевато излагать! Попробуй-ка разбери, что сие означает. Вот уж действительно разговор на разных языках! Но если вдуматься, то за этими неудобоваримыми оборотами скрываются равнодушие и чёрствость – человек-то погиб!

А в послании управления здравоохранения читаем: «С декабря 2007 года введена проб­ная система записи на врачебные приёмы с последующим анализом результатов и проведением анкетирования пациентов поликлиники по вопросам удовлетворённости качеством и организацией оказания медицинской помощи». Ну что ещё тут скажешь?

Не будем однако делать из медсанчасти ЯЗДА козла отпущения. Не лучше ситуация с «доступностью» к кардиологам, эндокринологам, окулистам, хирургам, прочим узким специалистам и в других районных поликлиниках. Проблема эта не только городская, но и областная.

Но почему же так сложно больным людям попасть на приём к специалистам? Об этом мы спросили депутата муниципалитета Ярославля, главного врача медсанчасти шинного завода Николая Васильевича Ермакова.

– Дело в том, что штатные расписания для медиков давно устарели. Нормативы были приняты в 60-е годы прошлого столетия! По этим документам на 30 тысяч населения положены два офтальмолога, два кардиолога, два невролога и так далее. Давно эти нормативы нужно пересматривать и принимать новые, подстраиваясь под реалии сегодняшнего дня. Очень нуждаются ярославцы в кардиологах, эндокринологах, офтальмологах... Растёт число обращений к узким специалистам. Это напрямую связано с ростом заболеваемости ишемической болезнью сердца, гипертонией, сахарным диабетом. С осложнениями диабета пациенты вынуждены посещать ещё и окулиста. Возросло число критических больных, которые должны регулярно обращаться к врачам. Дополнительное лекарственное обеспечение и связанная с ним выписка льготных рецептов ещё больше загрузили ведущих приём врачей. На это требуются время и силы. А зарплаты остаются прежними! К сожалению, решить этот давно наболевший вопрос можно лишь на уровне правительства, Министерства здравоохранения.

Но всё-таки навести хоть какой-то порядок с записью на приём к специалистам и ликвидацией очередей при желании, конечно, можно и на уровне главных врачей лечебных учреждений. Наглядный пример – поликлиника ярославской больницы № 5. В ней запись осуществляется по телефону! Другое дело, что в день приёма порой приходится сидеть в очереди, потому что сами пациенты путают график приёма. Но всё же сидеть, а не стоять ни свет ни заря на холодной улице!

А что касается платных больных, то следует знать, что их врачи обязаны принимать только после записанных пациентов, так сказать, после планового приёма. И никаких «через одного» быть не должно.

Комментарии