Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 05 февраля 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/11445/

Для драконовских мер не хватает «драконов»

рубрика: Общество
Автор: Ирина ХРУПАЛОВА

«Северный край» не раз писал о проблемах общественного транспорта в Ярославле («Это что за остановка?» – 16 октября 2007 г., «ГИБДД – за пассажиров, а мэрия?» – 1 декабря 2007 г.). Однако действительность заставляет вновь и вновь возвращаться к этой злобо­дневной теме.


Час пик. Длинной цепочкой выстроились на остановке маршрутки. Даже забитые под завязку, иные из них выстаивают в надежде большего улова. Только отойдёт одна машина, разорванную цепь норовит замкнуть другая. Но вот ныряет в проём и легковая «Ауди», из неё выбегает пассажир прямиком к цветочному киоску на остановке. Пока выбирает цветы, машина ждёт. Ждёт и огромный троллейбус, которому не просунуться к тротуару в плешь между иномаркой и маршруткой. Водитель троллейбуса жмёт на клаксон, подавая сигналы нахалу, так беспардонно занявшему место на остановке общественного транспорта. А тот и не слышит. Даже сквозь закрытые стёкла и двери из салона легковушки на улицу несётся какофония звуков.

Сотрудников ГИБДД не видать. Ситуация патовая. Ожидая её развязки, люди на остановке нервничают, суетятся. Пока «Ауди» не отчалит, троллейбус к тротуару не подойдёт, не хватит ему места для манёвра. Приходится пассажирам бежать к троллейбусу, если водитель откроет дверь там, где вынужденно затормозил. Это, конечно, нарушение правил, но как быть?

Под ногами крошево грязного снега, под ним – лёд. Для людей пожилых проблема сойти с тротуара – высоко. Мечется народ на остановке, налетая друг на друга.

Действо это ежедневно происходит на пересечении улицы Урицкого и проспекта Октября. Остановка соответ­ствует всем нормам транспортников по протяжённости и оборудованию: длина не меньше 25 метров, есть специальный остановочныё карман. Однако заехать в него для водителей электротранспорта – задача архисложная. Троллейбус ведь дать задний ход, так же, как и ужаться в размере, не может. Стоит этакий неповоротливый кит, а вокруг кишмя кишит рыбёшка. Паркуются здесь троллейбусы, автобусы, огромное количество маршрутных такси. По требованиям пассажиров останавливаются и транзитные междугородные автобусы. Двадцати пяти метров всем явно не хватает. Хвост машин порой пересекает улицу Урицкого, закрывая все проходы для пешеходов. Даже светофор здесь не помощник.

Когда-то, говорят, транспортники города заключили между собой негласный договор: приоритет на остановках остаётся за муниципалами.Первое место – электротранспорту, потом – автобусам, и только за ними встают маршрутки. Но всё давно смешалось «в доме Облонских». Остановочный криз стал в городе хронической болезнью.

Начальник отдела безопасности городского движения МУП «Яргорэлектротранс» Михаил Иванович Федорович перечисляет:

– Аналогичная ситуация и на проспекте Ленина, улице Республиканской и проспекте Октября. (Это напротив здания УВД, на снимке). Здесь уж, вроде, пост ГИБДД постоянный. Но дежурные «не замечают» нарушений со стороны владельцев частного автотранспорта, занявшего троллейбусную остановку у здания поликлиники. На площади Волкова водителям троллейбусов приходится совершать манёвр под 90 градусов. На улице Свободы, при пересечении её с проспектом Толбухина, та же ситуация. Улица Собинова сплошь забита паркующимся и движущимся транспортом. Диву даёшься, как проезжают здесь троллейбусы. Слалом какой-то!

«Кинотеатр «Родина» – тоже остановка не для слабых.

– Словно сквозь игольное ушко проезжаем, – вздыхает водитель-наставник депо № 1 «Яргорэлектротранса» Надежда Валентиновна Камаева.

Семнадцать лет она за рулём троллейбуса. Такого беспредела со стороны своего же брата-водителя раньше никогда не было. И знаки, обозначающие место остановки, есть, всё в соответствии с ГОСТом, а порядка нет. Невозможно же на каждой остановке держать постоянный пост ГИБДД, говорит она.

На Привокзальной площади у Ярославля-Главного такой пост есть. Худо-бедно порядок установить удалось, считает М. И. Федорович, но сами водители троллейбусов другого мнения. В вечернюю смену и там не знаешь, как проехать, говорят они. Водители легковушек не задумываются над тем, что троллейбусам нужно больше места для разворота, и своим пренебрежением создают опасные ситуации на дороге, особенно вблизи остановки.

Не выручила и та разметка, что по предложению ГИБДД летом прошлого года была нанесена дорожниками на местах остановки. Только в первые дни обращали на неё внимание водители легковушек и соблюдали какой-то паритет. Сейчас же под снегом разметки не видно.

Вообще-то, за парковку в запрещённом месте ГИБДД может оштрафовать нарушителя на сумму от 100 до 300 рублей. Последняя цифра как раз и касается остановок общественного транспорта. Сумма, которую могли бы собрать с ярославских водителей инспекторы, судя по всему, была бы приличная. Но кому собирать, когда все экипажи сейчас ловят на дорогах нарушителей новых поправок к Административному кодексу. За смену приходится составлять по пять-шесть протоколов – сколько времени уходит на это. Да и альтернативы с парковкой сегодня частникам город предложить не может.

– В центре всего 12 платных стоянок, а требуется в разы больше, – поясняет начальник аналитического отдела городского отдела ГИБДД Сергей Витальевич Джерепа. – Особенно сложно в старой части города, на узких улицах, возле учреждений, рядом с банками, торговыми центрами. Прибавляется и автомобилей. В 2006 году их было в Ярославле 146258, а уже в 2007-м – 153311, рост на 4,8 процента. А мест для парковок больше не становится. Да и свободных для них площадок нет.

– Неужели ситуация безнадёжна?

– Как бы ни была она сложна, решать-то проблему всё равно придётся, – говорит Джерепа. – К тому же положительный опыт есть, например, у торговых центров на проспекте Фрунзе и улице Калинина. С точки зрения удобства для владельцев частного автотранспорта, его сохранности и безопасности для дорожного движения города они соответствуют требованиям ГИБДД. И проблем, мешающих движению муниципального транспорта, здесь нет.

Давно говорят специалисты о необходимости создания в Ярославле специализированной службы по эвакуации транспорта с городских улиц. Однако есть здесь загвоздка: поправки, внесённые недавно в новый Административный кодекс, позволяют владельцам эвакуированного транспорта в течение первых трёх часов забрать его со специализированной стоянки бесплатно.

Но, по словам Джерепы, у городского отдела ГИБДД есть и другие предложения по повышению безопасности дорожного движения. Вот только почему-то депутаты муниципалитета всё никак не могут серьёзно заняться их рассмотрением. Наверное, потому, что сами на остановках не стоят, минуя их на личных иномарках транзитом?