Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 12 февраля 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/11562/

Не созерцать, а управлять!

рубрика: Общество
Автор: Валерий ПРОХОРОВ

Понятное далеко не всем россиянам слово «рейдерство» всё настырнее вторгается в патриархальный сельский быт. С помощью сладких речей современные «сирены» с толстыми кошельками наперевес сбивают с толку доверчивых крестьян, ловко выцыганивая последнее, что у них осталось – земельные наделы. И вот уже вездесущие посредники, чьи действия если не защищены, то по крайней мере не скованы нашим несовершенным, слабо прописанным законодательством, методично прибирают к рукам лакомые кусочки по берегам рек и озёр, на опушках девственных лесов, захватывают симпатичные высотки, где деловито утверждаются навороченные особняки столичных нуворишей и олигархов местного разлива. Так происходит повсеместно в России.


Ярославская область, к сожалению, исключением не является. Рейдерской оккупации уже подверглись пригородные Ярославский и Некрасовский районы, где захватчиками движет не только коттеджный, но и чисто коммерческий интерес, поскольку близость крупного промышленного центра, разветвлённой дорожной сети, коммуникаций сулит бизнесу немало преимуществ. Интенсивно, чисто конкретно осваиваются и наши живописные уголки в Брейтовском, Рыбинском, Пошехонском «примор­ских» районах, положен глаз и на приволжские ландшафтные закрома (Тутаевский, Угличский, Мышкинский районы). И вот загребущие посреднические щупальца потянулись уже и в сторону большесельского болотного края. Однако здесь господа рейдеры натолкнулись на серьёзное препятствие. На их пути, словно древнерусские былинные богатыри, встали борцы за родную исконную землю, за крестьяноское и чисто человеческое достоинство.

Да, сейчас на дворе предвыборная пора. Время, как говорится, собирать голоса. Но на большесельской земле и задолго до выборов лично мне доводилось встречаться и подолгу беседовать с людьми, искренне болеющими за будущее своего района, глубоко осознающими опасные тенденции, которые начали всё настойчивее проявляться на волне так называемой перестройки, которая узкокорыстными «пришельцами» была воспринята вполне однозначно – именно как индульгенция на вседозволенность.

Итак, наш собеседник – один из восьми претендентов на должность главы администрации Большесельского района, заместитель главы, начальник местного управления сельского хозяйства Владимир Лубенин.

– Мы давно и отчётливо понимали, можно сказать, предвидели, что те процессы, которые происходят у нас в стране в земельных отношениях, рано или поздно коснутся и нас, – сказал Владимир Алексеевич. – Несмотря на нашу твёрдую позицию, например, в 2006 году чуждыми нашему менталитету перекупщиками предпринимались попытки вторгнуться на большесельскую землю. Мы постарались дать им понять, что «без боя» позиций своих не сдадим. Конечно, не всё шло гладко. Ведь у наших оппонентов «аргументы-то» неслабые – водяные знаки в несметном количестве. Регулярно мы «ходили в народ», старались подоходчивее разъяснить людям суть происходящего. Неужели непонятно, внушали мы землякам, что если пока ещё существующие СПК останутся без клочка земли, то крестьяне потеряют работу. Ну получат они от этих рейдеров какие-то гроши. Проедят, промотают, а дальше что... По миру идти?

– Эти доводы отрезвляли, убеждали людей?

– К счастью, да. Хотя, далеко не всех. Так что разъяснительную работу будем продолжать.

– Но ведь на сегодняшний день отсутствует, так сказать, механизм «голой» скупки земли. В обиходе доверенности обладателей земельных паёв на право управления земельной долей...

– Совершенно верно. Ведь как в реальной жизни бывает... Некая Мария Ивановна предоставляет эту самую доверенность. Так ведь тот, кто выморщил эту важную бумажку, отныне имеет право совершать любые сделки с землёй, к примеру, заложить её в банк или ещё что-то... Нагадив, рейдер смоется, а Мария Ивановна, извините, с носом останется...

В Большесельском районе около 25000 гектаров пашни. Как руководителя сельскохозяйственного ведомства Лубенина не может не беспокоить тот факт, что земля катастрофически и неуклонно выбывает из севооборота. По нашим прикидкам где-то четыре-пять тысяч га уже почти безвозвратно потеряны, с горечью констатирует Владимир Алексеевич. Часть территории зарастает кустарником, где «свиным клином» от границы Рыбинского до границы Борисоглебского районов прошлись рейдеры, чохом скупающие земли в сомнительных целях. Ведь этим ушлым ребятам захваченные пяди на большесельской территории в принципе не нужны. А нам, коренным жителям, земля-кормилица очень необходима. Конечно, и наша вина есть в том, что часть по разным причинам ставшей бесхозной земли стала объектом «большого хапка», как выражаются профессиональные воры. Но мы впредь намерены решительно воспрепятствовать разбазариванию главного нашего богатства.

– Если не секрет, Владимир Алексеевич, в чём же заключается, если так можно выразиться, «план Лубенина»?

– Громко сказано. В то же время лично я, сильно обеспокоенный недружественными набегами столичных «половцев» с мешками денег, всерьёз задумываюсь над тем, что противопоставить оккупантам. Не так давно в нашем районе создана структура, на которую мы возлагаем большие надежды. Она призвана вовлечь в оборот землю, которая уже по 15 – 20 лет не используется в сельхозпроизводительных целях. У этой структуры под названием ООО «Вол-Агро» имеется производственная база в райцентре. Есть техника, люди. Толковые, со стажем и солидным опытом механизаторы долгое время по причине развала колхозов оставались не удел, состояли на учёте на бирже труда. Теперь они востребованы. В новую структуру между прочим не берём кого попало. Есть даже конкурс. В ООО трудятся агроном, бухгалтеры, другие специалисты.

Прошлой осенью члены «Вол-Агро» вспахали 2000 гектаров на сильно засоренных участках, где приходилось иной раз трактористам брать в руки топоры и расчищать поля от берёз и осин.

По словам Лубенина, «можно было бы и больше напахать, но тормозила не техника и люди, а всевозможные бюрократические, нередко искусственные, «надолбы» в процессе юридического оформления земли». А вообще фронт работ у новой землеобрабатывающей структуры довольно широк: всего около шести тысяч га намечено привести в боже­ский вид в ближайшей перспективе. Учитывая, что у механизаторов имеется довольно серьёзный стимул (за сезон есть возможность заработать до 20 и более тысяч), приток кадров стабильно растёт. К весне этого года предполагается закупить недостающую технику, причём ведущих мировых образцов, в том числе и посевные комплексы.

– Судя по размаху, требуются немалые расходы?

– В нашем проекте заинтересован департамент АПК, уже определён потребитель будущей растениеводческой продукции, которую мы намерены получать на реанимированных землях. Это птицефабрика Рыбинского района.

– То есть получается, что вместо пресловутого административного давления на обнаглевших перекупщиков большесельцы стараются действовать цивилизованными методами. Иными словами – подкреплённая деньгами, техникой и людьми ваша инициатива, то есть проект, о котором идёт речь, объективно выбивает почву из-под ног «залётных журавлей», как вы образно величаете ненавистных рейдеров?

– Совершенно верно. Но только не надо представлять нас эдакими монстрами. Мы от души приветствуем всех, кто приходит с добрыми намерениями на нашу землю. То есть не с целью просто захватить её, а, скажем, с намерением строить социально значимые для селян объекты, выращивать сельхозпродукцию, причём неважно – мясо это, молоко, рапс, ячмень... Главное, чтобы земля была включена в оборот, давала отдачу. К сожалению, чаще бывает совсем наоборот. К примеру, не так давно пришлось вступить в диалог с приезжими скупщиками долей, при них убеждать селян не торопиться расставаться со своими правами на землю. Считаю, что надо закрепить в законе непреложное правило: если ты приобрёл землю, то в течение года обязан начать её обрабатывать с целью получения продукции. А если не способен серьёзно заниматься землёй, то передай её эффективно работающему собственнику.

– Положа руку на сердце, Владимир Алексеевич, часто приходится доказывать людям элементарное: мол, земля – пока единственное народное достояние, основное средство производства на селе и расстаться крестьянину с землей – это всё равно что распрощаться с жизнью?

– Случается такое разъяснять. И не так уж редко. Говорю людям: нельзя, чтобы вконец развалились кооперативы, зарастали бурьяном некогда плодородные поля и пастбища. Ведь одичаем! Вот уже в окрестностях некоторых деревень, «по уши» заросших лесом, стаи волков появились, режут скот, пугают детей. Однозначно надо обеими руками держаться за новый проект. Стараемся использовать разные методы. Скажем, выкупаем у людей их земельные доли и передаём СПК, чтобы те совсем не зачахли. Опять же работа у крестьян, отвыкших от неё, появится. Если у кооператива есть, скажем, лишняя земля, но заросшая лесом за годы простоя, мы на паритетных началах переводим её в нашу структуру (ООО «Вол-Агро»), где она начинает «дышать». Кстати, уже нынче весной этим обществом будет засеяна зерном площадь в 3000 га. Даже при урожайности 18 – 20 ц/га засевать землю есть смысл. Или давайте будем выращивать на болотистых угодьях корявые берёзы, а хлеб завозить из Волго­градской, Самарской областей, Краснодарского края...

– Такое впечатление, Владимир Алексеевич, что многим все эти новации «до лампочки» и лишь единицы, всерьёз озабоченные «земельным вопросом», бьются над проблемой продовольственной безопасности, как рыба об лед. Что, вам больше всех надо?

– Уверен, что идём в правильном направлении. Именно поэтому в течение прошлого 2007 года мы с единомышленниками всеми возможными законными способами старались отстоять интересы района, направленные в первую очередь на растениеводческую отрасль. Моё глубокое убеждение – СПК (то есть те же самые колхозы) не должны находиться в положении Золушки, не должны оставаться без земли. Пока нам удаётся не допускать такого. И это делается не только ради сегодняшнего дня, но и на перспективу.

– В ком видите своих союзников?

– Прежде всего в только что созданном на территории района «Центре гражданских инициатив». Это серьёзная областная структура, которая призвана заниматься именно земельными отношениями.

Главное, что в Большесельском районе на животрепещущие проблемы не взирают беспомощно со стороны. А в меру своих сил и возможностей стремятся реально управлять процессом.

Комментарии