Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 07 марта 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/11853/

Материнская слава Ольги Долич

рубрика: Общество
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

В числе многодетных матерей Ярославской области, награжденных в начале этого года губернаторским почетным знаком «Материнская слава» – мать шестерых детей, профессиональный музыкант Ольга Долич.


Стоило мне встретиться с Ольгой Вячеславовной, как трафаретное представление о многодетной матери, замученной готовкой, стиркой, беготней по магазинам, моментально исчезло. Из класса, где шла репетиция муниципального оркестра «Струны Руси», бережно придерживая домру, выпорхнула молодая, стройная, очень симпатичная женщина с тонкими чертами лица.

– Вы меня ждете? – cпросила она.

Если бы не спросила, наверное, не сразу бы нашел ее в потоке таких же молодых женщин, вышедших с репетиции. Для беседы с корреспондентом Оля пригласила и мужа Александра.

– Вы ведь будете спрашивать, как удается всех накормить, одеть, обуть, выучить? Так без Саши никак. Он – главный в доме, – предварила она мои вопросы.

Живёт семья в Красноперекопском районе, в хрущевской пятиэтажке, приспособленной под общежитие. Соответ­ственно – общий коридор, общая кухня. У Доличей в этом коммунальном «раю» всего две комнаты: одна побольше – гостиная и спальня и маленькая комнатка 11 метров – детская. Там от кроватей в два яруса не повернуться. Можно только спать. Учат уроки, играют в гостиной.

– Это еще благо, что такое жилье есть, – говорит Ольга. – Мы ведь много лет по углам скитались, с трудом уговаривали хозяев нас пустить. Не любят сдавать комнаты многодетным, да еще с маленькими ребятами. Спасибо нашему дирижёру Евгению Агееву. Он нас в общежитие устроил.

Самый старший из детей Доличей – Илюша. Ему 14 лет. Недавно паспорт получил. Против его рождения были и Ольгины, и Сашины родители, конечно, по-своему желая молодым только добра.

Мы с Сашей познакомились на концертах. В 1992 году поженились. Я еще консерваторию не окончила, в Нижнем Новгороде училась. Он закончил режиссерское отделение училища культуры. И рождение будущего ребенка моя мама Лидия Васильевна восприняла, как полное крушение её мечты. Она так старалась, чтобы я выучилась, стала учительницей музыки, и не выпал мне на долю такой же тяжелый труд, как у неё и отца. Папа Вячеслав Александрович работал водителем на хлебном фургоне, а мама в дорожно-ремонтном управлении асфальт укладывала, потом трудилась в гальваническом цехе «Рыбинских моторов». Спасибо большое моим родителям, они все силы вложили в моё образование. Когда я закончила музыкальное училище и поступила в консерваторию, очень радовались за меня. В начале девяностых я даже выезжала с оркестром на длительные гастроли в Италию. А когда папа с мамой узнали, что родится ребенок, они решили, что это разрушит мои и их жизненные планы.

Время было тяжелое, шел 1993 год – рекордный по снижению рождаемости в стране. Заводы вставали, зарплаты задерживались, рабочих сокращали. И в довершение всего Ольге пришлось из-за рождения сына со второго курса сначала перевестись на заочное отделение, а затем и вовсе оставить консерваторию, взять академический отпуск.

– Мы оба были решительно против аборта, считая это убийством, – убеждённо говорит Ольга. – Ведь каждая новая жизнь – это дар Божий. И мы ответственны за то, чтобы этот дар сберечь, вырастить ребёнка, как можно полнее раскрыть его возможности.

– Надо всегда думать, ради чего мы живём, о конечной цели, – вмешивается в разговор Александр, – наверное, всё-таки ради этих маленьких людей, нашего продолжения. Это нам семьдесят лет вдалбливали: «ради великой идеи, ради великого государства. Отдельный человек ничто, им можно пожертвовать». Так и в семьях многие планировали рождение детей: «вот выучимся, уж тогда... Вот придут времена получше, устроимся с квартирой, с работой... А ребёнок подождёт. Но годы пролетели, и поздно рожать детей. Так ради чего все было?

В первые два года супруги, не понятые родителями, как-то устраивались сами. Сначала жили в Ярославле, в студенческом общежитии. Александр работал в Доме народного творчества, Ольга играла в ансамбле «Золотые купола». В Ярославле родился второй мальчик, Стефан.

Ольге пришлось прервать концертную деятельность, но, чтобы иметь приработок, а Александру – более оплачиваемую работу, супруги переехали в Данилов. Александр Викторович оттуда родом. Долича назначили директором Дома культуры железнодорожников, Ольга устроилась там же худруком. Все складывалось неплохо, и через три года после Стефана родилась Аннушка. Но тут объявилась новая напасть. Дом культуры стали передавать в муниципальную собственность, занятия в нём прекратились. Ольга ещё работала, а Саша ездил в Ярославль, трудился на стройках. Детских пособий никаких не было. Да и чиновники от медицины как-то косо смотрели на матерей, решившихся родить второго ребёнка в самый пик развала страны.

– Нашим старшим, Илье и Стефану, эти годы запомнились как самые мрачные, – вспоминает Ольга. – Как-то на день рождения Ильи у нас ничего не оказалось на столе, кроме манной каши на воде.

В конце девяностых жизнь стала налаживаться. Супруги с детьми переехали в Ярославль. Ради детей Александр пожертвовал любимой работой в самодеятельности. Пошёл туда, где больше можно было заработать: на стройку, затем в фирму охранником. Ольга стала выступать с оркестром «Струны Руси». Этот заслуженный оркестр русских народных инструментов, у истоков которого в начале века стоял ученик легендарного балалаечника Василия Андреева, петербуржец Евгений Стомпелев, не реже двух раз в год приглашали на гастроли за рубеж. Ольга побывала в Швеции, Финляндии, Франции. С ребятами на две, иногда на три недели оставался Александр, справляясь со всеми обязанностями по уходу за детьми, в том числе и за появившейся в промежутках между Олиными поездками Настей.

Пять лет назад у Доличей родился Кирюша. Тогда многодетную семью Агееву удалось пристроить в общежитие, где Доличи сейчас и живут. А через год родился ещё один мальчик. Его родители назвали по имени библейского героя Давидом.

Все школьники успешно учатся.

– Мы не стремимся, чтобы по всем предметам у них были пятёрки, – говорит Ольга. – Считаем, что и за тройки не стоит ругать. Но следим, чтобы у ребят хватало настойчивости и терпения лучше изучать те предметы, к которым больше способностей. Так скорей они определят своё будущее.

Илья учится в школе по оксфордской методике, с углублённым изучением английского языка. У него способности к языкам и к другим гуманитарным предметам. В числе трёх лучших учеников его рекомендовали для участия в олимпиаде по английскому языку. Хорошо рисует, второй год занимается в художественной школе.

– Кроме того, мы Илью называем в семье «заслуженная няня России», – добавляет Александр. – Он всех малышей помогал нянчить. Обувал, одевал, отправлял в садик, в школу.

Стефан больше преуспевает в точных науках, а вообще-то уже сейчас определил своё будущее в спорте, в хоккее. Играет в команде юниоров. И Анна с Настей не огорчают своими оценками родителей и не забывают помогать по дому.

Обычно у детей бывает ревность к сестрёнкам и братишкам, которым родители больше внимания уделяют. У Доличей такого никогда не было.

– Это когда мало детей, – рассуждает Александр. – Один ребёнок – игрушка мамы с папой, и вообще несерьёзно. С пелёнок начинает чувствовать себя центром внимания. Всё для него. Вот и вырастает эгоистом. Исправить это можно только дидактическими методами. Когда двое, тогда возникают ссоры из-за игрушек, угощенья. А когда много детей, надо только пример хороший показывать. Правильное воспитание естественно происходит. Старшие заботятся о младших.

В разговоре с супругами выяснилось, однако, что оба внимательно следят за новыми веяниями в педагогике. Когда малыши росли, читали Спока, знают тонкости Вольдорфской школы, методику Занкова.

– А ещё мы не скрываем от детей наших чувств друг к другу, – замечает Ольга. – Они не должны расти сухарями, думать, что любовь – это только в кино, а в семье всё обыденно и пресно. Как-то мы с малышами гуляли на Стрелке и любовались закатом. Стояли с Сашей у решётки, обнялись. Стефан к нам прижался, любуется Волгой и говорит: я тоже, когда вырасту, буду сюда с женой приходить. Это такой-то маленький.

Недавно в феврале этого года у Ольги Долич был по-настоящему триумфальный, счастливый день.

– Мы с оркестром выступали в Рыбинске, в Доме культуры «Авиатор». В первом ряду сидели мама с папой, друзья нашей семьи и знакомые. У меня был сольный номер. Ведущий объявил: «Рыбинская земля талантами богата, и сейчас перед вами выступят знаменитый оркестр «Струны Руси», которым дирижирует ваш земляк, рыбинец Евгений Агеев и в котором играет ваша талантливая землячка – солистка оркестра Ольга Долич». Я увидела, как родители радовались за меня, как гордились мной. И поняла, что всё в своей жизни сделала правильно.

Однако поговорили мы и о прозе жизни. Дети растут, две комнатки для восьми человек становятся всё более тесными. Супруги мечтают взять землю, кредит и строить дом.

– По программе «Жильё для молодых семей» предусмотрен беспроцентный кредит, хотя ещё неизвестно, будут ли у молодожёнов дети, не разбегутся ли супруги через год. А для многодетных семей льготных кредитов и субсидий нет. Мы на недавнем форуме матерей поставили этот вопрос перед администрацией области, – говорит Ольга Долич.

Александр твёрдо намерен с друзьями создать своё предприятие и финансово поддержать семью, а дом построить в любом случае, получит семья поддержку или нет. Ему нравится лозунг «Сильные отцы – сильное Отечество».