Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 15 марта 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/11931/

Стучите – и отворят вам

рубрика: Общество
Автор: Евгений АВЕНИР

В письме читательницы «Северного края» Лидии Смирновой есть такие строки: «Жизнь – это отчасти сказка, где Зло непременно наказывается, а Добро и Правда торжествуют». «Сказка», персонажем которой поневоле пришлось стать самой Лидии Смирновой, могла бы показаться страшной, если бы у неё не было продолжения. А какая она поучительная!.. Итак: «Жили-были добрые риэлторы…»


СЛОВО – НЕ ВОРОБЕЙ, К ДЕЛУ НЕ ПРИШЬЁШЬ

Жили-были в городе Ярославле добрые риэлторы... Впрочем, хватит ёрничать, есть повод рассказать вполне серьёзную историю. Началась она с того, что педагог Лидия Смирнова, выйдя на пенсию, решила покинуть северный город Ухту и обосноваться в Ярославле. Продав ухтинскую квартиру, она обратилась к ярославским риэлторам с просьбой помочь в покупке новой квартиры. Во время переговоров и совершения сделки покупательница допустила ряд серьёзных ошибок – верила риэлторам на слово, не брала расписок за выданные суммы. Эти ошибки, так свойственные людям, далёким от бизнеса, дорого обошлись Смирновой.

Разумеется, риэлторы стоят, как пуговицы – насмерть, утверждая, что сделка была оформлена по закону и никто никому ничего не должен. По версии самой Смирновой, её, во-первых, обманули на полмиллиона рублей и, во-вторых, вселили в неудобное жильё, нарушив все предварительно данные обещания. Риэлторы обещали, что квартира в тихом районе, что соседи – просто ангелы, что музыкальная школа (необходимая дочери Смирновой) – рядом. Соседи оказались пьющими, а сама квартира в весьма непрестижном районе – на Автозаводской. Шляются, заглядывая в окна, ночные пьяницы, рядом – автотрасса с постоянными авариями…

Однако «златые горы и реки, полные удобств» риэлторы обещали устно, а слова к уголовному делу не подошьёшь. И факт присвоения 500 тысяч рублей документально тоже не подтверждён.

Смирнова месяц уговаривала риэлторов и продавца квартиры вернуть деньги, но в ответ слышала лишь туманные обещания «продать квартиру дороже» и уверения, что «мы – порядочные люди и никого не обманываем». Смирнова не была уж вовсе наивной девочкой и, заподозрив неладное, начала записывать переговоры на диктофон. В конце концов риэлторам, видимо, надоело делать книксены и реверансы, и они заявили Смирновой прямо: «Документов нет, и в суде ты ничего не докажешь».

ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ ТОЛЩЕ ПАРТИЗАНЫ

Оскорблённая Смирнова обратилась во все СМИ и правоохранительные органы. Обнародовать не подтверждённую документально историю злоключений новой жительницы Ярославля решился только «Северный край»(см. номер за 21.11.07), и то без упоминания имён – слишком много эмоций, слишком мало доказательств.

Областная прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела. В ОБЭПе сказали о риэлторах: «Форма заработка у них такая», а в частной беседе выразили удивление, что Смирнова вообще не осталась без крыши над головой. На попытку обжаловать решение об отказе в возбуждении уголовного дела последовал ещё один отказ. Налоговые службы, БТИ, электросеть – во все эти контролирующие органы Смирнова сообщала о нарушениях, связанных со злополучной квартирой на Автозаводской. Никто ничего проконтролировать не пожелал.

Решив задействовать «тяжёлую артиллерию», Смирнова начала ходить по коридорам власти. Она обращалась в мэрию, муниципалитет, к известным в области депутатам. Она готова была принять любую помощь – юридическую, информационную, материальную. Да-да, и материальную – для дальнейшей борьбы сразу потребовались деньги. Например, фонографическая экспертиза диктофонной записи стоит тридцать тысяч, услуги адвоката – не менее пятнадцати, а Смирнова-то пенсионер…

Ей давали уклончивые ответы, советовали звонить на телефон доверия УВД, дежурному по мэрии… и ничего больше.

Оставалось только написать Президенту РФ. Именно это Смирнова и сделала.

ГРОМ НЕБЕСНЫЙ

Кто в стране хозяин – выяснилось сразу. Не последовало никаких проволочек и никаких отговорок, к которым мы на нашем провинциальном уровне так привыкли. Первого февраля из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан пришёл ответ: «...Ваше обращение… рассмотрено... направлено на рассмотрение... в прокуратуру Ярославской области».

Казалось бы, зачем? Ведь прокуратура уже дважды отказывала! Но уже 15 февраля областная прокуратура вынесла постановление об удовлетворении жалобы (Смирнова жаловалась на отказ в возбуждении уголовного дела).

Та самая аудиокассета с записью разговоров с риэлторами, которую Смирнова уже представляла и которая раньше «уликой не являлась», теперь, как сказано в постановлении, «подлежит безусловному изучению и правовой оценке». Озвучены в постановлении и прямые формулировки с именами героев: «Проверка заявления Смирновой Л. Ф. по факту совершения в отношении её мошеннических действий со стороны работников риэлторских организаций – ...Которович Л. И. и Пронтовой В. М.» Постановление оперуполномоченного 1 отдела ОРЧ-2 УБЭП УВД по ЯО Ремнёва О. А, отказавшего в возбуждении уголовного дела, отменено. Будем ждать результата.

НЕ ВСЁ ТАК ПЛОХО И НЕ ВСЁ ТАК ХОРОШО

Мы намеренно не упоминаем всех чиновничьих и депутатских имён, всех этих специалистов по отфутболиванию жалоб. Проблема-то не в отдельных людях, а скорее в недостатках (или пороках) целой системы. Но и с ними можно бороться. Нашлись в Ярославле не только люди, толкующие о мошенничестве как форме заработка, но и те, кто изо всех сил старался помочь человеку, пострадавшему (пусть даже и по собственной наивности) в волчьем мире квартирного псевдобизнеса.

На злосчастную квартиру на Автозаводской нашёлся новый покупатель. Через «Союз недвижимости» в Интернете создан сайт www.yarportal.ru «Недвижимость Ярославля». На нём размещено уже немало сведений о ярославской недвижимости и риэлторах, есть там и подробности кратко освещённой нами истории Лидии Смирновой. Ей помогали директор риэлторской фирмы Борис Корнилов, риэлторы Тамара Топникова, Марина Насонова, Ольга Постнова, Елена Игнатенко, адвокат Татьяна Каменщикова. Ей помогла администрация Президента РФ. Надеемся, что последнее слово скажет суд, и всё вновь будет, как в сказке: «...и жили они долго и счастливо».