Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 25 марта 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/12066/

Путеводная нить Ариадны

рубрика: Общество
Автор: Лариса ДРАЧ

В день нашего знакомства Ариадне Владимировне Долгачёвой, директору Дома культуры в селе Плещееве Гаврилов-Ямского района, честно говоря, было не до гостей: любимица и кормилица семьи Долгачёвых корова Лизавета принесла потомство, осчастливив хозяйку очаровательной тёлочкой.


Лизавете уже десять лет, и исправно, каждый год, как по графику – на Масленицу, она увеличивает поголовье крупного рогатого скота в отдельно взятой семье. Новорождённая тёлочка – уже третий жилец на хоздворе Долгачёвых (куры мелкой россыпью в счёт не идут), до сего дня компанию корове Лизавете составляла лишь её годовалая дочка Марта. С тем, как назвать новорождённую, Ариадна Владимировна пока не определилась – не до пустяков, но полагает, что долго ломать голову ей не придётся: благо, мыльных сериалов по телевизору – не пересмотришь, в честь какой-нибудь главной героини и назовёт бурёнку.

Вообще-то разговаривать с Ариадной Владимировной мы собирались вовсе не о корове, а о проблемах повседневной жизни сельского Дома культуры. Но, по всему выходит, что собственная корова – даже роднее, чем Дом культуры, в котором наша собеседница директорствует уже без малого четыре десятка лет. Потому как – куда ж в деревне без коровы?

– Вот муж меня ругает, устал, говорит, от скотины, – делится Ариадна Владимировна, – а я даже не представляю себе жизни без Лизы. Она ведь как член семьи. Всё моё расписание, весь уклад жизни под неё, Лизавету, выстроен. То кормить, то доить, то на выпас выгонять, то с молоком-творогом на рынок в Гаврилов-Ям ехать...

Сегодня в Плещееве коров – раз-два и обчёлся. А «при советской власти» в каждом дворе была кормилица, а то и не одна. Ферма в колхозе «Новый путь» была отличная – «целых четыре красных уголка», определяет былой масштаб сельхозпред­приятия с точки зрения культработника Ариадна Владимировна.

– Раньше мы с агитбригадой как подготовим концерт, так сразу минимум четыре площадки нам обеспечены. И это – только на ферме. Колхоз-то богатейший был, сколько народу работало: и животноводы, и строители, и механизаторы, и специалисты в конторе...

Колхоз «Новый путь» существует и поныне, вот только работать – некому. На семьдесят с небольшим дворов – жителей человек триста. Плещеевцы в последние годы предпочитают работать на выезде: в Гаврилов-Яме на заводе «Агат» выступают, в санаториях «Сосновый бор», в «Искре»...

Дом культуры в селе Плещееве расположен в бывшей церкви. Епархия пока на здание не претендует.

– Да и приход у нас вряд ли будет, – сомневается Ариадна Владимировна, – только две бабушки из всего Плещеева в соседнее село на службы ездят (в селе Великом, расположенном в трёх километрах, действуют два храма).

Клуб по городским меркам очень бедный. Актовый зал с небольшой сценой и несколькими рядами советского ещё покроя стульев да две комнаты для занятий. (Кабинет директора с полным отсутствием мебели и кладовую – костюмерную я в расчёт не беру). В танцевальном классе проходят и юбилеи, и дни рождения, и поминки – словом, все возможные сельские посиделки. Вторая комната представляет из себя некий симбиоз зимнего сада (на грубо сколоченных лавках, расположенных вдоль стены, расставлено несметное количество простеньких горшков с разными фикусами и геранями, которыми директор клуба очень гордится) и будущего музея старины. Пока прялки, самовары, одинокий резиновый сапог на высоком каблуке, вышитые полотенца и прочая утварь, которую и сама Долгачёва выпрашивает у старожилов и местная детвора конфискует с бабушкиных чердаков, сложены в углу комнаты. Другой угол занят макулатурой: испещрённые отчётами о проделанной работе тетради и школьные альбомы для рисования, написанные от руки афиши, несметное количество фотографий...

Ариадна Владимировна – не только «летописец» местной культурной жизни, но и фотохроникёр. Добилась на этом поприще определённых успехов. Несмотря на то, что фотографирует она обыкновенной «мыльницей», в прошлом году её снимок был признан одним из лучших на областном фотоконкурсе, который каждый год проводит Ярославский музей-заповедник, а его автор, то есть наша собеседница, была удостоена денежного приза в две с половиной тысячи рублей. Успех вскружил Ариадне Владимировне голову, и она собирается продолжить своё восхождение на высоты фотографического Олимпа.

Примечателен в клубе декор: сине-белые панно (метр на метр) из осколков посуды и крышек от чайников. Чистая гжель! Интересуюсь происхождением панно и автором креативной идеи: в жизни не видела, чтобы кто-то додумался украшать стены культурного учреждения боем фаянсовой посуды. Оказалось, что это сами гжельские мастера открыли на заре перестройки кооператив при фабрике и все отходы производства пустили в дело. Дёшево и красиво.

Повседневная жизнь сель­ского ДК состоит из репетиций танцевального и двух театральных коллективов – детского «Ларчика» и взрослого «Ларца», периодически возникающих и закрывающихся рукодельных кружков и дискотек по выходным. Театральный коллектив «Ларец», руководит которым наша собеседница, является, как теперь говорят, правопреемником бывшей агитбригады «Колос». Эту агитбригаду за время нашей беседы Ариадна Владимировна не раз вспоминает добрым словом. Агитбригада была отличная, шесть раз подряд на областном конкурсе лауреатом становилась. В области «Колос» знали и ценили, коллективу тогда дали звание народного, а Ариадне Долгачёвой, руководителю, звание заслуженного работника культуры...

– А тут перестройка грянула. Кому тогда было до агит­бригад? Вот нам и посоветовали, чтобы звание народного не потерять, перепрофилировать коллектив – так появился наш театральный «Ларец», а уж позже к нему детский «Ларчик» добавился, – рассказывает Ариадна Владимировна.

Спектакли «Ларец» ставит разные: и сказки, и классику, и театрализованные представления на праздники. Жаль только премьера зачастую становится первым и последним показом нового спектакля. На гастроли по деревням не поедешь – транспорта своего нет, местные жители один раз посмотрят спектакль, другой раз – не пойдут.

Танцевальные вечера, на которые съезжается вся окрестная молодёжь (бывает, что и из Великого, и даже из Гаврилов-Яма приезжают), являются единственной статьёй дохода для Дома культуры на сегодняшний день. Исходя из стоимости билета (20 рублей, для участников самодеятельности – 10) и количества любителей танцпола – до 25 человек за вечер (по сель­ским меркам – это много), нетрудно посчитать, на какую сумму в месяц может рассчитывать директор Дома культуры – в среднем тысячи четыре. На эти деньги надо купить всю канцелярию, электрические лампочки, швабры-тряпки, прочие хозяйственные товары.

Оставить НЗ на всякий случай (осенью, к примеру, пришлось срочно ремонтировать котёл – в клубе своя котельная, за состоянием которой директор очень внимательно следит, потому что наглядный пример перед глазами: в соседнем Шалаеве как-то разморозили клуб, и он который год стоит нетопленый, – так три тысячи рублей на ремонт пошло из этого самого неприкосновенного запаса).

Культура во все времена финансировалась по остаточному принципу, а с тех пор как Плещеевский Дом культуры «потерял» самостоятельность и стал филиалом Великосельского культурно-досугового центра, финансы и вовсе запели романсы. С одной стороны, получается, что теперь ответственность за все финансовые проблемы ложится на голову директора Великосельского центра, а с другой, что в реальности и происходит, выкручиваться приходится по старинке самой Ариадне Владимировне Долгачёвой, которая официально теперь числится лишь заведующей филиалом.

– Как выкручиваемся? Хожу да прошу. То в колхозе дадут двести – триста рублей на призы (на проведение праздника на 8 Марта так целые полторы тысячи нам выделили), то бывший депутат Валерий Шамин нам очень помог: дал пятьдесят тысяч рублей, на которые мы театральные костюмы пошили, новую одежду сцены, аппаратуру купили...

Но Ариадна Долгачёва не такой человек, чтобы предаваться унынию, она справедливо полагает, что пока ты ругаешь жизнь, она между тем проходит. Так какой в этом смысл? Вот и придумывает, как народ в клуб привлечь, как детвору удержать. Стол, к примеру, теннисный купили, мячи, волейбольную сетку (чуть снег стает – натягивают), шашки-шахматы... Так теперь, едва отзвенит последний школьный звонок, детвора что есть силы мчится в клуб – дотемна их не выгонишь, смеётся довольная таким оборотом дела директор.

Ариадна Владимировна – потомственный культурный работник, мама её тоже работала в сельском клубе, правда, в другом – в Тутаевском районе, откуда родом и наша героиня. Сама она окончила дирижёрско-хоровое отделение Ярославского культурно-просветительного училища (ныне училище культуры), собиралась вернуться домой – в селе Никульском в строящемся Доме культуры ей было обещано место, да задержалась в Плещееве, куда приехала для прохождения преддипломной практики. На тридцать восемь лет задержалась. Здесь замуж вышла, заочно окончила Московский институт культуры, вырастила детей, дождалась внуков. Сын живёт в Плещееве, рядом с родителями. Обе дочери пошли по маминым стопам: одна в Гаврилов-Яме в школе искусств хореографию преподает, вторая окончила Нижегородскую консерваторию, живёт в Москве, поёт в храме.

– Люди раньше деньги на сберегательных книжках копили, а мы всё в образование детей вкладывали, – делится с нами Ариадна Владимировна. – Дочь, когда музыкой увлеклась, на занятия в музыкальную школу аж в Гаврилов-Ям возили. Потом пианино в кредит купили. Всей семьей «школу» агитбригады прошли. Над нами иногда соседи подшучивали, но ведь время-то показало – не зря мы старались.

Ариадна Владимировна уже на пенсии, но без родного клуба своей жизни не мыслит. Будучи опытным руководителем (хоть и призналась нам, что директор­ствовать не любит, не её это дело), уже присмотрела себе преемника: нынешний художественный руководитель Светлана Мочалова, которая и в клуб-то двадцать с лишним лет назад попала благодаря Ариадниной «путеводной нити», займёт её место.

– А худруком я думаю Ксюшу Радкевич уговорить. Такая девочка у нас есть в селе замечательная, талантливая. На областном конкурсе диплом первой степени завоевала...

Вот как тут судить – жива ли культура на селе? С нашей, городской колокольни вроде бы и на ладан дышит, а если посмотреть на это дело с подмостков сцены сельского клуба да послушать рассказы о местном житье-бытье директора того клуба Ариадны Владимировны Долгачёвой – так, выходит, и возрождается. Всё дело – в угле зрения. И в людях, конечно.

Комментарии