Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 27 марта 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/12109/

Скованные одной цепью. Ярославской

рубрика: Общество
Автор: Владимир КОБЫЛИНСКИЙ

Скоро состоится инаугурация нового президента Дмитрия Медведева. Он положит руку на Конституцию и наденет президентскую цепь. Но без ярославцев церемония не состоится. Всё дело в том, что, прежде чем облачить главу государства в символ власти, с цепью должны поработать наши ювелиры. Об этом корреспонденту «СК» рассказал главный художник центра «Русские ремёсла» Сергей Чирьев.


ЗАЦЕПИЛИ ЕЛЬЦИНА БЕЗ КОНКУРСА

Золотой день календаря для скромного провинциального центра декоративно-прикладного искусства «Русские ремёсла» настал в 1994 году, когда питерский художник Евгений Ухналёв предложил ярославским ювелирам сделать знак президентской власти. Эскиз разработал сам художник и стал искать золотых дел мастеров, которые воплотили бы его идею в металле. Обычно такими вещами занимается Монетный двор, но что-то там питерца не устроило. Где уж он увидел работы ярославских ювелиров, история умалчивает, но они ему понравились, а дальше было дело техники.

Пятеро ярославских ювелиров денно и нощно трудились над цепью № 1. Кто-то над большим орлом корпел, кто-то маленьких птиц из золота выпиливал. Иной все силы на большой крест бросил.

Всех охватил азарт. Ведь делали символ государственной власти, да и не просто делали, а создавали то, чего раньше в стране не существовало. Немного пугало, что отсутствовал хоть какой-то дополнительный контроль. Но когда разработчик знака увидел его уже готовым, сказал: «То, что надо».

Действительно, золотой президентский знак вызывает уважение. Цепь, состоящая из златых орлов и напоминающих офицерские кокарды «розеток». К ней крепится рубинового цвета крест с двуглавым орлом. Красная эмаль, из которой сделан Георгиевский крест и фоны для российских гербов на цепи, имеет самый красивый и насыщенный цвет на золоте. На других материалах эмаль блекнет и теряет свою густоту.

С обратной стороны знака на белой эмали золотом пишутся имена президентов и годы их вступления в должность. Причём на звеньях не экономят, и если Путин пропрезиден­ствовал два срока, то две скрытые «таблички» и будут. Каждый раз перед инаугурацией ярославских ювелиров вызывают в Москву, и они на месте вписывают Ф.И.О. главы государства. Свободных ячеек президентского знака для имён должно хватить до 2064 года.

ДВОР ПРИШЁЛСЯ НЕ КО ДВОРУ

На президентском знаке ярославские ювелиры не остановились и вскоре выиграли конкурс на изготовление престижнейшей награды – ордена Святого Андрея Первозванного.

Всех подкупило то, что ярославцы предлагали сделать орден вручную. Каждое пёрышко у орлов, каждая грань в награде выпиливается мастерами. Это оказалось гораздо привлекательней, чем замечательный, но в технике штампа вариант, предложенный Монетным двором. Орден выдержан в дореволюционной стилистике и крепится к цепи вполне современными на вид карабинчиками, которые необходимы для того, чтобы можно было орден снимать и носить на ленте.

– Карабины в ювелирном деле использовались ещё в XVIII – XIХ веках, – пояснил Сергей Капитонович. – Это вполне обычное крепление. Даже карманные часы на карабинах были.

Первые одиннадцать орденов были сделаны в Ярославле. Хотя одно время и Монетный двор их выпускал. Но с 2007 года решением президента изготовление орденов Андрея Первозванного закрепили только за ярославцами. Награда эта редчайшая, и поэтому ежегодно ярославцы получали заказ только на два ордена. Хотя в этом году аж на четыре пришла заявка.

«ИЗОБРЕТЕНИЕ» НАГРАДЫ

Ярославцы, получив заказ на создание Георгиевского креста, думали, что с этой наградой хлопот не будет. Орден известный, в музеях и в коллекциях часто встречается. Бери и копируй. Но, углубившись в процесс, ювелиры заметили, что все награды разные. По размерам. По исполнению. Ведь в прошлые века единого места изготовления наград не было, и их заказывали в различных местах.

Ярославцы не только этот процесс унифицировали, но и несколько модернизировали ромбический знак ордена, который носится вместе с крестом. Раньше его изготовляли золотым шитьём, а «Русские ремёсла» стали делать из металла. Знак сразу стал солиднее. Орден носится на чёрно-жёлтой ленте, которая за последние годы стала символом Победы в Великой Отечественной войне. Хоть и воссоздан орден давно, но до сих пор не нашёл своих героев. Четыре высших офицерских креста так и лежат в москов­ских хранилищах. Дело в том, что Георгиевский крест вручается только за проявление героизма при отражении внешнего нападения.

ЗВЕЗДА И ЦЕПИ

Есть у Сергея Чирьева и орден, который пришлось придумывать с нуля. Правительство Республики Саха решило учредить высшую награду края и учредило орден «Полярная звезда». Сергей посидел в библиотеках, музеях, Интернете. Изучил национальные якут­ские узоры, и получился орден с необычной округлостью граней. Красный круг с надписью «Полярная звезда» окружён восемью фигурками, напоминающими бело-синие сердечки. Внутри ромбики. Весь орден какой-то плавный, с похожим на восточные узоры орнаментом.

В центре его сверкает бриллиант в 0,2 карата. Сергей планировал штук восемь бриллиантов, но заказчики на это не пошли.

Вслед за президентской цепью каждый регион страны захотел иметь у себя нечто подобное. Сколько этих цепей прошло через руки ярославских ювелиров – не сосчитать. Но Сергей Капитонович особо выделяет знаки Московской, Ярославской областей и Ярославля.

Кстати, ярославская цепь даже поинтереснее получилась. У москвичей розетки с надписью «Московская область» и соседствующие с ними силуэты Георгия Победоносца. А на ярославском знаке видны гербы каждого района, выполненные эмалью. И всё это украшено фианитами.

ПЕРЕХОДЯЩАЯ ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ЛАМПА

Если одно ярославское творение – президентский знак – можно увидеть раз в четыре года, то другое – чуть ли не каждый день.

В новостийных выпусках по ТВ, когда показывают президента в своём кабинете, в правом углу стола видна зелёная лампа на серебристых ножках. Она такая массивная и солидная, что, кажется, стояла в Кремле ещё при Ленине. А вот и нет. Лампа «Президент» – тоже «маде ин Ярославль». Году в 1997-м ярославцы решились предложить её президенту. Хотелось, чтобы она была сделана из исконно русского камня. И что это за камень?

Первое, что приходит в голову, – малахит. «Малахитовая шкатулка», уральские малахиты, Свердловск – родина президента. Но Чирьев решил сделать лампу из нефрита. Этот камень в отличие от кричаще- яркого малахита имеет более спокойные оттенки того же зелёного. И узор на нём более плавный. Очень любил использовать нефрит в своих работах Фаберже. А опыт великого ювелира дорогого стоит. В Иркут­ской области нашли подходящий кусок нефрита и сделали из него шестидесятисантиметровую лампу. Весит она около 30 килограммов! Главная лампа страны не имеет ни грамма золота, лишь серебро, позолоту, гранаты, фианиты.

– Почему гранаты и фианиты? Для президента можно было бы рубины и бриллианты?

– Всё-таки это интерьерная вещь, и дорогие камни были бы не очень уместны.

Павлу Бородину, управделами президента в то время, лампа очень понравилась: «Красиво, хорошо, всё здорово». И очень скоро она уже стояла на столе Бориса Ельцина.

Потом для кремлёвцев ярославцы делали из малахита и нефрита целую линейку столовых приборов: настольные украшения, часы, вазы, ручки, приборы, ножи для бумаги. В каких кабинетах они сейчас, уже и не узнаешь. А вот президентская лампа Ельцина досталась по наследству Путину. Интересно, перейдёт ли она к Медведеву или останется у премьер-министра Путина?

ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ КВАДРАТ?

Но не только кремлёвскими заказами живы «Русские ремёсла».

Одна из работ, которой Сергей Капитонович гордится больше всего, – пасхальное яйцо «Да святится имя твоё», посвящённое восстановлению храма Христа Спасителя.

Очень сложная работа, которую делали три года. Даже по составу материалов видно, что изделие непростое: золото, серебро, кахолонг, эмаль, жемчуг, бриллианты и мамонтовая кость. Описывать эту работу даже не стоит браться. Слишком много украшений, мелких узоров и резьбы. Было бы логично, если б работа оказалась в самом храме Христа Спасителя, но купить такую бриллианто-мамонтовую красоту православным не под силу, а подарить у ювелиров рука не поднялась. Так и оказалась она в частной коллекции.

Известный исследователь творчества Фаберже Валентин Скурлов, автор книги «Золотой треугольник» о трёх центрах ювелирного искусства: Москве, Питере и Екатеринбурге, побывав в Ярославле, сказал: «Надо менять название на «Золотой квадрат».

Комментарии