Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 22 декабря 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/1222/

Кто получит бесплатную квартиру?

рубрика: Общество
Автор: Семен АВДЕЕВ

Девять с половиной месяцев – с момента вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 года) и до середины декабря – жилищные комиссии районных администраций Ярославля не ставили на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Очереди на получение бесплатного жилья были «заморожены».


Новый кодекс установил, что власти не обязаны помогать всем подряд, кто живет в стесненных жилищных условиях. Время пришло такое, что стало возможным квартиру не получить, а просто купить. И кое-кто уже воспользовался этой возможностью. То есть, нуждаясь в жилье, люди не всегда нуждаются в деньгах.

И федеральное законодательство решило разделить эти понятия. Чтобы получить жилое помещение по договору социального найма (это еще одна новация, связанная с появлением нового кодекса: собственником квартиры, предоставленной после 1 марта, получившая ее семья стать не сможет, будет проживать в ней по договору найма без права приватизации), необходимо отвечать двум требованиям. Во-первых, следует быть нуждающимся в жилом помещении, а во-вторых, являться мало-имущим.

Кого считать нуждающимся в жилье? Чем малоимущий отличается от имущего, например, средне? Ответы на эти вопросы законодатели предложили найти региональным и местным властям.

ПРАВО СТАТЬ НУЖДАЮЩИМСЯ

Нуждающимися в улучшении жилищных условий до недавних пор считались проживающие в отдельных квартирах граждане, если у них приходилось не более 6 квадратных метров жилой площади на каждого члена семьи. Этот норматив установили «Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области», введенные в дейст-вие решением облисполкома еще в 1989 году. До лета нынешнего года документ имел силу областного закона. Отменен принятым 28 июня облдумой и подписанным губернатором 11 июля законом Ярославской области № 40-з «Об условиях реализации права от-дельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма».

Жилищный кодекс ввел понятие учетной нормы площади жилого помещения – минимальной площади жилья, которая дает гражданину право считаться нуждающимся в улучшении жилищных условий. Установить учетную норму было велено органам местного самоуправления. Во исполнение этого требования еще 28 февраля 2005 года было принято постановление мэра Ярославля № 761 «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма». Учетная норма установлена в размере 12 квадратных метров общей площади квартиры на каждого члена семьи. То есть если на человека приходится такая или меньшая площадь, то он считается нуждающимся в улучшении жилья. Следует обратить внимание на различие цифр в старом решении облисполкома и в новом постановлении мэра: было 6, стало 12. Это не значит, что власти расщедрились и расширили круг претендентов на бесплатное жилье. Речь идет вообще о разных мерах, и они трудно сопоставимы. Прежде считали только жилую площадь квартир (комнат без учета кухонь, прихожих и прочих вспомогательных помещений), а теперь – полную, общую площадь.

ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО

Однако постановление мэра не позволило приступить к учету нуждающихся в жилье в соответствии с требованиями нового кодекса. Полагалось еще разобраться, кто такие малоимущие. Про них в кодексе сказано так: «Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению».

Упомянутый выше областной закон и определил условия признания жителей Ярослав-ской области малоимущими – те виды регулярных доходов, которые надлежит учитывать, и то имущество, стоимость которого следует сосчитать для того, чтобы выяснить, можно ли отнести гражданина и его семью к малоимущим. Учитывать, согласно решению област-ных законодателей, надлежит зарплаты, стипендии, пенсии, всевозможные компенсационные выплаты, которые выдаются взамен отменяемых льгот, доходы от сдачи в аренду жилья и иного имущества и многое другое... Интересующимся (а это скоро заинтересует многих) проще самостоятельно посмотреть текст закона. Мы же здесь назовем лишь те доходы, которые не учитываются: это денежное довольствие солдат и сержантов срочной службы, зарплата заключенных, работающих на лагерных предприятиях, а также доходы без вести пропавших, принудительно лечащихся и находящихся на полном государственном пансионе.

Имущество учитывается, как велит Жилищный кодекс, то, за которое приходится платить налоги: квартиры и жилые дома, дачи и земельные участки, гаражи и прочие строения, автомобили, мотоциклы, катера, яхты, снегоходы – все, что полагается регистрировать в соответствующих органах. Не подлежат учету весельные лодки и моторки с двигателем, имеющим мощность не свыше 5 лошадиных сил, автомобили, оборудованные для использования инвалидами либо приобретенные через органы социальной защиты, а также огороды площадью до 25 соток.

Трудно удержаться от ехидного замечания по поводу только что изложенного. Не подлежат налогообложению, нигде не регистрируются, а потому не могут быть учтены в качестве имущества претендента на бесплатное жилье золотые слитки, антикварные коллекции, фамильные драгоценности, дорогостоящие картины модных художников... Отсюда вывод. Если после всех ново-введений окажется, что теперь жилищные очереди станут двигаться быстрее, то их могут пополнить те, кто продаст недвижимость и переведет ее в иные ценности. На время, пока не получит бесплатную квартиру. Кстати, о суммах накоплений на банковских счетах претендентов в малоимущие в област-ном законе тоже ничего не говорится. Но это, вероятно, временное упущение.

ВОТ ОНА – БЕДНОТА!

Как бы то ни было, но что считать и как считать (какие справки должен представить гражданин, желающий встать в очередь на бесплатное жилье, каким образом жилищные отделы могут проверить достоверность сведений), област-ная власть определила. А какую сумму надлежит насчитать – это полагалось определить муниципальным органам власти.

7 декабря нынешнего года принято решение муниципалитета Ярославля № 160 «Об условиях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда». Согласно этому решению для того, чтобы считаться малоимущей, семья должна отвечать двум требованиям. Во-первых, иметь ежемесячный доход, не превышающий дву-кратной величины прожиточного минимума, установленного губернатором Ярославской области, в расчете на душу населения. Во-вторых, размер стоимости учитываемого имуще-ства не может превышать 30 процентов стоимости полагающегося ей по нормативам жилого помещения. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена вышеупомянутым постановлением мэра: не менее 17 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи. А стоимость квадратного метра, как сказано в решении муниципалитета, соответствует средней по городу рыночной стоимости по данным, которые предоставляет областной комитет государственной статистики.

Прожиточный минимум определяется ежеквартально. В IV квартале 2005 года действует постановление губернатора «Об установлении величины прожиточного минимума в Ярославской области за III квартал 2005 года». В среднем на душу населения он равен сейчас 2539 рублям в месяц. А по категориям распределение таково. Трудоспособное население – 2817 рублей, пенсионеры – 1910, дети – 2496.

Теперь принят и вступил в действие полный набор нормативных актов, определяющий возможности получения бесплатного жилья. Каждый может сам «примерить на себя» все нормативы, о которых здесь сказано, и решить, возьмут ли у него заявление, поставят ли его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и при этом малоимущего. Если считает, что «да», – смело вперед! Все в те же жилищные отделы районных администраций. Какие теперь нужны документы, чтобы подтвердить свои права, в основном следует из этой публикации. Тем, кому что-то не ясно или у кого есть какие-то особенности, о которых здесь не сказано, рекомендуем обзавестись текстами всех четырех документов: кодекса, областного закона, постановления мэра и решения муниципалитета. Вероятно, они (выписки из них) будут вывешены и в коридорах районных администраций перед дверями жилищных комиссий. Раньше, по крайней мере, так делалось...

«БОГАТСТВО» – НЕ ВСЕГДА ПОРОК

Прежние (ныне отмененные) «Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий...» особо оговаривали право на получение бесплатного жилья жителям коммуналок и ветхих домов вне зависимости от приходящегося на проживающих метража, ветеранам, инвалидам и прочим льготникам, живущим в не вполне благоустроенных квартирах. Как теперь будет решаться их квартирный вопрос?

В большинстве случаев все эти люди уже стояли в очереди на жилье – встали в нее до 1 марта! Вступивший в силу новый Жилищный кодекс не ликвидировал старые очереди. Кому «повезло» попасть туда, тот так в них и останется, вне зависимости от того, является ли он малообеспеченным. Правда, новое жилье ему будет предоставлено уже по новым нормативам и, как и всем прочим, строго на условиях социального найма, то есть приватизировать его будет нельзя.

Для жителей коммуналок и ветхих домов возможен более сложный, удлиненный, «двухходовый» вариант улучшения жилья. Дело в том, что статья 89 Жилищного кодекса («Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением») настаивает на том, что предоставляемое помещение должно быть благоустроенным, но равнозначным прежнему по общей площади. И есть уже судебный прецедент, обязавший власти Ярославля строго следовать этому положению. Поэтому семья, занимавшая небольшую комнату в расселяемой коммуналке, получит однокомнатную квартиру с метражом, явно не соответ-ствующим норме предоставления. Но из жилищной очереди (если она там уже состояла) ее не вычеркнут, и она продолжит дожидаться получения нормальной квартиры.

Обязанности по предоставлению жилья двум десяткам категорий льготников, в том числе сиротам, многодетным семьям, а также тем, кто потерял жилье в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, пожара (если только пожар не был следствием противоправных действий самих пострадавших), с 2005 года перешли в ведение областной власти. Этим претендентам малоимущими быть не обязательно. Однако порядок их постановки на учет и ведения учета определен принятым только в июле областным законом (все тот же, названный выше, «Об условиях реализации права...»), механизм еще не отработан, и даже не назван орган, на который возложат функции по приему новых заявлений. Органы соцзащиты работают пока с той очередью, что досталась им «по наследству» от муниципальных властей.

Есть надежда, что областными властями жилищный вопрос будет решаться быстрее. Однако норма предоставления жилья в жилищном фонде, принадлежащем области, меньше – 14 квадратных метров на человека (учетная норма для признания нуждающимся равна городской – 12 метров). Тем из льготников – жителей Ярославля, кто «по счастливому совпадению» является еще и малоимущим, а к тому же (мало ли?) состоял в общей очереди районной администрации и неплохо в ней продвинулся, есть смысл остаться в ней.

Важно сказать еще вот о чем. Районная очередь на жилье теперь будет единой, без разделения на многочисленные категории. На одну получаемую районом квартиру прежде имелся десяток претендентов, стоящих в своей очереди под первым номером. И очень сложно было уследить, кто же из первых самый первый. Это давало почву для подозрений и кривотолков. Нововведение должно сделать злоупотребления невозможными в принципе.

Как изменится поток желающих «записаться на получение бесплатного жилья»? Будет ли в итоге очередь «записавшихся» двигаться быстрее? Ответы на эти вопросы пока дать никто не может. Ведь предварительный анализ возможен был в том случае, если бы имелись данные об имущественном положении нуждающихся в жилье. Но их нет и быть не может – сбор таких данных без согласия людей противозаконен. Поэтому о практических результатах новаций можно будет говорить не раньше чем через год.

Комментарии