Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 23 апреля 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/12487/

Тренажёр для пристава

рубрика: Общество
Автор: Надежда ШЕСТЕРИНА

Возле здания Дзержинского районного суда раздавались крики, выстрелы, взрывы, что-то горело и дымилось. Здание по периметру оцепили омоновцы, на крыше соседнего дома виднелись снайперы, по двору вдоль забора разъезжала странная конструкция, похожая на большую радиоуправляемую игрушку. Так проходили учения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.


Попытка посторонних пронести оружие в здание суда, напасть на судью, захватить заложника – судебные приставы смогли отработать на практике всё то, что в подобных чрезвычайных ситуациях предписывает инструкция. Присоединились к ним и сотрудники УВД и МЧС. На учениях присутствовали начальники всех районных управлений ФССП, всего около пятидесяти человек.

Самым эффектным эпизодом был захват заложника. Вроде бы все собравшиеся знали, что вот сейчас он начнётся. И всё-таки народ замер, когда раздался крик:

– Всем сидеть, никому не двигаться! – на середину зала судебных заседаний выбежал мерзкого вида тип, тащивший за собой другого человека, к виску которого он приставил пистолет. – Эй ты, лысый, главного мента позови! Зал заминирован!

Террорист потребовал подогнать ко входу машину с полным бензобаком и отпустить кореша на свободу. Во время переговоров пошёл на уступки и позволил вывести из зала женщин.

Собравшись перед зданием, освобождённые «женщины» (их роль исполняли все присутствующие) наблюдали за дальнейшим развитием событий. С момента захвата заложников прошло минут пять – а двор уже был оцеплен по периметру вооружёнными омоновцами, бойцы спецназа виднелись на соседней крыше, за углом здания и за сваленными во дворе ящиками.

Террорист и его освобождённый «братан» вышли на улицу и бросились к приготовленной для них машине. В этот момент раздался оглушительный взрыв, потом загрохотали выстрелы. Всё заволокло дымом. А когда он рассеялся, оба преступника уже лежали на земле с заломленными руками, над каждым – по двое вооружённых спецназовцев. Прямо как в настоящем фильме-боевике. Даже жаль, что рядом не оказалось московской съёмочной группы. Сейчас в Ярославле столько кино снимают – а тут такие ценные кадры пропали!

Между тем, за всей этой «игрой в террористов и заложников» скрывается серьёзная работа, которая может показаться рутинной и скучной. Действия судебных приставов и представителей прочих ведомств в подобных чрезвычайных ситуациях должны быть доведены до автоматизма. Например, в случае захвата заложников с сообщением о заминировании судебный пристав делает доклад старшему группы, тот отключает в здании всю радиотехнику и сообщает о случившемся председателю суда, который принимает решение о эвакуации. Приставы эвакуируют из здания всех людей, запирают сейфы и оставляют открытыми все кабинеты. После эвакуации старший группы звонит в дежурную часть УВД, ОМОН оцепляет здание по периметру, прибывает спецназ. Только после этого делается доклад в дежурную часть управления приставов, и уже дежурный управления звонит пожарным и ФСБ.

Кто что кому докладывает, кто что делает, в какой последовательности – если не повторять инструкцию регулярно, в ней легко запутаться. Возможность захвата Дзержинского суда террористами кажется ничтожной. Но в истинной ЧС малейшая ошибка может обойтись дорого – так что подобные учения проводятся регулярно.