Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 06 мая 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/12617/

Где ты, ярославский половой?

рубрика: Общество
Автор: Василий МЮРАТОВ

В правительственных кругах регионального уровня витает (и весьма популярна) простая идея: акцент дальнейшего развития Ярославской области должен быть сделан на традиционные виды промышленности и хозяйства вообще. А что это такое – «ярославская традиция»? Дизели? Нефтепереработка? Водка? Лён? Где те корни, из которых могло бы взрасти наше богатство? Исторические, надо понимать, корни…


НЕ СТЕНАМИ ОДНИМИ ЖИВ ТУРИСТ

О том, что въездной туризм – это «золотая жила» для Ярославля, говорилось так много, что все уже свыклись с мыслью, что нас прокормят и даже обогатят наши храмы, набережная, музеи… Туризм поддерживали много лет подряд на самом высоком уровне, и поток гостей, желающих полюбоваться нашим древним городом, не иссякает, а увеличивается. В 2007 году к нам приехало на 12 процентов больше туристов, чем в прошлом, всего 1 миллион 115 тысяч, из них 234 тысячи – иностранцы. Денег, надо полагать, в городе немало оставили.

Ярославский туризм мог бы развиваться и ещё динамичнее, если бы в нашем благословенном городе количество материальных благ было бы сравнимо с количеством красот и древностей. Проще говоря, храмы-то – залюбуешься, но асфальт – щербатый, вода из крана течёт противная, и главное, голову туристу негде преклонить – нормальных гостиниц не хватает. Засучили бизнесмены рукава – и превратилась Ярославская область в стройплощадку. Отели растут, как грибы – даже тихий и не всегда благополучный Ростов за год гостиничного бума удвоил количество «койко-мест» для туристов.

Темпы роста числа гостиниц по провинциальным меркам почти космические – только в Ярославле проектируется 14 новых площадок под строительство отелей и отельчиков (в области – более 30). В этом году будут сданы по две новые гостиницы в Ярославле, в Угличе, в Переславле, в Первомайском районе и одна – в Тутаеве. Но, несмотря на все эти стройки века, предложение по-прежнему не превышает спроса, и проблема «крыши над головой» для гостей остаётся актуальной! Даже сейчас, так сказать в будни, загрузка номеров в ярославских отелях – 60 – 65 процентов. В 2007 году в городе ночевали 296 тысяч туристов (половина населения Ярославля). А ведь у нас пока ещё в зачаточной стадии развития конгресс-туризм, деловой туризм, они ещё дадут новый приток постояльцев. А что же будет в сумасшедшие юбилейные дни 1000-летия Ярославля? Столпотворение? Великое переселение народов?

И вдруг грянула ещё одна новость. Оказалось, что «проблема собственно стен и крыши» – это присказка, а сказка – впереди.

На состоявшемся в администрации области заседании «круглого стола» на тему «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе» председатель комитета по туризму Галина Крохмаль сказала: «Главная проблема гостиничного бизнеса Ярославля – кадровый голод». Проще говоря – непонятно, кто нашими чудесными новыми гостиницами будет грамотно управлять и кто в них туристов встретит и приветит. Не хватает всех – от топ-менеджеров в галстуках-бабочках до симпатичных горничных. Неужели так было всегда? Или нехватка гостиничного и ресторанного персонала в таком городе как Ярославль – это нонсенс, насмешка истории?

НАХОДЧИВЫЙ

НАРОД

«И порося обратят в карася» – именно так говорили о ярославцах в XIX веке. Тогда, двести лет назад, Россия быстро развивалась и на пороге XX века вошла в число развитых промышленных держав, потеснив на рынке и старую добрую Англию, и Германию, и молодые нахрапистые США. На дальних окраинах империи пеклись всё больше о добыче природных ресурсов, а в центральных, коренных областях уже развивалась промышленность и, как сказали бы сейчас, инфраструктура. Столицы – Питер и Москва процветали, росли и требовали тысяч новых рабочих рук.

Сложилась жёсткая специализация «по губерниям». Например, дворники (кстати, уважаемая в те годы профессия, по полномочиям – покруче сегодняшнего участкового) были из Казани. Булочники позапрошлого века в абсолютном большинстве – немцы. Плотники и кошкодавы (отлов бездомных кисок и собак) – как правило, из Костромы. Маслоделы, кружевных дел мастера и тюремные конвоиры – из Вологды. А ярославцы прославились …языком. «На словах, как на гуслях», – говорили о них.

В погоне за «живыми» деньгами, на заработки из Ярославской губернии уходила пятая часть населения (например, в 1902 году – 18 тысяч при населении губернии – 100).

Отходники, надёжа и опора оставшихся в глубинке семей, поставщики наличности ленивым помещикам трудились каждый на привычной, от отцов перенятой работе. Типично ярославская рабочая специальность – штукатуры и лепщики (в современных терминах – отделочники высокой квалификации). Учитывая тогдашнюю моду на витиеватую лепнину, это были почти что скульпторы. Таких «поставляли» окрестности нынешнего Красного Профинтерна, в особенности – село Рыбницы, родина знаменитого скульптора Опекушина.

Ярославцы захватили также петербургский книжный рынок. Почти все букинисты северной столицы были нашими земляками. Сам Ярославль читать книжки в те годы и палкой заставить нельзя было, ярославцы книг не покупали принципиально, а необходимые учебники брали друг у друга в аренду. Тем не менее девять из десяти торговцев книгами «с мешка» на питерские толкучки приехали из Ярославля, об этом в своих записках упоминает Николай Лесков. Поторгуют год-другой, глядишь – собственную лавочку купили: «Букинистъ Иванов из Парижа». Но не стоит обольщаться – успех ярославских книготорговцев обуславливался, скорее всего, не тягой к печатному слову, а именно «умением «порося обратить в карася», подать товар лицом, продать воду рыбе. Ярославцы захватили не только «книжную», но вообще все мало-мальски перспективные рыночные ниши.

Вот что пишет журнал «Фин­ский вестник» в 1847 году: «Всякому известно, что ярославцы – народ находчивый. Ведь и архангелогородцы продают полотно даже, по словам многих хозяев, лучше ярославского; но почему же именно всегда почти слышишь, что полотно куплено у ярославца? Потому что ярославцы умеют лучше их товар лицом подавать». Книги, полотно, лён, пеньку, пирожки – ярославцы с барышом продавали всё и всем подряд, и даже само отходничество называли не иначе как «зашибить деньгу». Только-только пошла мода заливать дороги асфальтом, в Казани и Нижнем выросли крупные, общероссийского значения асфальтовые заводы – и оба принадлежали выходцам из Ярославской губернии. С таким «стартом», если бы не Великая, не к ночи будь помянута, Октябрьская революция – половина дорожного бизнеса в России была бы ярославской.

Уже при Николае I многие ярославцы вышли в миллионеры. Чего стоит один «водочный король всея Руси», тот самый Смирнов!

ЧЕЛА­ЭК! ЕЩЁ ПАРУ ПИВА!

Куда же девались те шустрые и упорные, кому не посчастливилось наторговать на собственную лавчонку и заводик? Нашли местечко…

В ярославских деревнях почти повсеместно было принято: если в семье два сына, одного обязательно отдавали «в мальчики», в Москву или Питер. Таких звали «питерянцами». Пацан-питерянец, как чеховский Ванька Жуков, бегал, прислуживал хозяину, всей его семье, челяди, клиентам, чуть ли не дворовым собакам. Только несчастный Ванька был «в науке» у сапожника, а ярослав­ских мальцов отдавали в кабаки и трактиры. Через несколько лет деревенский мальчонка становился официантом, приказчиком, тем самым готовым к услугам, «чела-эком» с полотенцем на руке и масленым прямым пробором. Начинал присылать в деревню деньги и богатые гостинцы. Вчерашний крестьянин приобретал особый «лоск». Вот что писали публицисты начала прошлого века: «Если вы увидите когда-нибудь на улице фигуру, идущую так, что движется не только каждый член, но даже каждая частица члена, потряхивающую и кудрями и шапкою, идущую прямо, не отстраняясь, как солдат, напролом, не спрашивайте, откуда он, говорите утвердительно: ярославец!»

«Шик и фасон» пытались прививать с детства – во многих ярославских деревнях следили ревностно за модой, заранее учили будущих «мальчиков» «барским ухваткам». Некоторые (представьте, в какой-нибудь «Неурожайке тож») даже по-французски с пятого на десятое изъяснялись! Может, это смешно: ради того, чтобы тебе кричали: «Чела-эк! Еще пару пива!» – иностранный учить? Кому – смешно. А большинство ярославских «мальчиков» открывали собственное дело. И около 70 процентов трактиров и кабаков (в наших терминах – гостиничного и ресторанного бизнеса) не только в столицах, но и в губерниях, и в уездах, по всей европейской территории громадной Российской империи принадлежало ярославцам.

НАЧНЁМ С ЧИСТОГО ЛИСТА

Контраст между временем дореволюционным и днём сегодняшним разительный. Если раньше Ярославская область широко «экспортировала» гостинично-ресторанную обслугу, то сегодня – самим не хватает!

Упоминавшееся выше заседание «круглого стола» «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе» показало, что «новых половых» в Ярославле даже для внутренних нужд днём с огнём не сыщешь, и это – одна из серьёзнейших кадровых проблем области. Отчасти виноваты все – и свободный рынок, и правительство, и народ.

В последние пять-шесть лет мода на «гостинично-туристские» дипломы не проходит – специалистов по туризму готовят даже в Рыбинской авиационной академии. Однако большинство закончивших курс студентов уезжают в Турцию и Арабские Эмираты (видно, пример ярославца из позапрошлого века, застрявшего перевозчиком на Ниле, молодых-горячих не страшит). Остальные уезжают в Москву и Питер, и не диво! Наталья Мельниченко, педагог из МЭСИ, рассказала, что её выпускникам в столицах сразу же дают жильё, бесплатно учат английскому, обеспечивают возможность очень быстрого карьерного роста. Даже «маленькая на первых порах» зар­плата (долларов 600 – 700) не останавливает «ярославских половых нового поколения» – они покидают родной город так же охотно, как это делали их деды-прадеды 200 лет назад. Разница же между современными и старорежимными «половыми» в том, что дореволюционные «мальчики» в борьбе за место под солнцем готовы были хоть петухом петь, а нынешние ощущают себя «белыми воротничками» и нечистой работой гнушаются. Студенты и их родители убеждены, что диплом по специальности «гостиничный бизнес» обеспечивают чистую, сверхденежную работу вроде директорской.

Ветеран гостиничного дела (24 года стажа), представлявшая гостиничный комплекс «Которосль», Ангелина Сизова прямо заявила, что практики, руководители гостиниц не очень-то нуждаются в мальчиках-девочках с дипломами. 70 процентов этих маминых сынков и дочек при виде половой тряпки впадают в недоумение и гнев, а 90 процентов – гостиницу изнутри ни разу в жизни не видели. «Мы сами их научим. Постепенно. Да, мои официанты получают больше, чем многие из присутствующих, но и деньги, и умение приходят только с практическим опытом. А девочку 18 лет я не возьму даже на уборку номерного фонда. Специфика работы такая, что нельзя», – сказала, как отрезала, Сизова.

Теоретики-педагоги различных институтов дружно согласились с практиками и тут же начали обсуждать программу подготовки менеджеров высокой квалификации, сам смысл которой словам Сизовой противоречит. По инициативе университета имени Демидова создан рамочный проект спецкурса «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе». Мысль проста – если ввести спецкурс на последних курсах ярослав­ских вузов, то выпускники 2009 – 2010 года смогут «на уровне» встретить гостей тысячелетия.

Обсуждение «кадрового голода» зашло в тупик очень быстро, так как каждому было что сказать. Все вежливо соглашались друг с другом, а потом произносили речи по принципу «лебедь, рак и щука».

Наталья Мельниченко из МЭСИ выразила сомнение в том, что гостиничного работника можно подготовить с помощью всего лишь годового спецкурса. Надо бы учить ребят начиная с третьего курса… но так до юбилея уже не успеть!

Декан технического университета Татьяна Несиоловская и декан сельхозакадемии Ирина Гарина задали вежливый, но опасный вопрос: а кто будет платить за чтение спецкурса? Выяснилось, что администрация области платить не готова и раскошеливаться придётся либо самим студентам, либо ни сном ни духом не ведающим о будущих расходах промышленным предприятиям. Немало «добрых» фраз обронили присутствовавшие по поводу некогда знаменитого на всю Россию «ярославского стиля обслуживания». Вспомнили и о том, что «питание в наших ресторанах – это в лучшем случае та же рабочая столовая». И о том, что «гостиничное дело» в некоторых вузах преподают люди, не знающие, как пишется слово «гостиница». Не забыли и о том, что знание иностранных языков у выпускников большинства ярославских вузов не улучшилось ещё с советских времён. Тех самых времён, когда иностранцы удивлялись, что в Советском Союзе так много людей со странным именем Ключ. Разбалованным западным сервисом американцам и шведам было невдомёк, что «ключ» – это не имя, а единственное слово, которое можно услышать от дежурной по этажу в русской гостинице…

Весь этот ворох противоречий был разбросан одной фразой заместителя директора департамента промышленности и предпринимательской деятельности Валентины Шишиной. Под занавес она предложила всем присутствовавшим не ждать, ибо время не ждет, а представить предложения и уточнения по рамочной «демидовской» программе «гостиничного» спецкурса через два месяца. И сразу стало ясно – наверху всё решено. Возрождать образ «ярославского полового» придётся. Как получится – хоть чучелом, хоть тушкой.