Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 08 мая 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/12652/

Левши из клуба «Т-34»

рубрика: Общество
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

Литва, приграничный городок Расеняй. Экипаж танка «КВ-2» отступает. Броня у танка хорошая, противоснарядная, а вот на башне – гаубица, она против дотов, для манёвренного боя не рассчитана, а тем более с превосходящими силами противника. На хвосте у наших танкистов целая танковая дивизия, армада в три сотни машин.


ПЯТЕРО НА МОСТУ

Подъехали к речке, поискали брода и не нашли. Остановились у моста – простой деревенский. Выдержит или нет? Все пятеро выбрались на мост ближе посмотреть, потопать по доскам. Общее мнение – не выдержит. Вот и призадумалась пятёрка, каждый о своём. Сейчас они, наперёд зная, чем всё может кончиться, повернут машину на 180 градусов. Примут первый бой и будут держаться до конца…

Если кому-то из читателей этот эпизод Великой Отечественной войны покажется знакомым, пусть зря голову не ломают. Похожий сюжет есть в фильме «Танк «Клим Ворошилов-2». Но мы-то не кино сейчас смотрим. На развёрнутой к Дню Победы в зале имени Николая Нужина выставке военно-исторической миниатюры «Ради памяти отцов наших» разглядываем сделанную по мотивам фильма диораму «За час до бессмертия».

Выполнено всё с такой бесподобной натуральностью, что немного фантазии – и ни в какое кино ходить не надо. Тем более, что у стендового моделизма с важнейшим из искусств цели схожие: правда жизни, как она есть. А то, что собранная из пластика миниатюра по сложности исполнения мало чем уступает не только экрану и фото, но и легендарной лесковской «блохе», которую умудрился подковать мастер Левша, мы сразу поняли, слушая рассказ про то, как это делается, автора диорамы и одного из учредителей ярославского клуба «Т-34» – организатора выставки, майора Александра Дьячкова (на снимке).

Значит, так: сам танк, не поверите, из обыкновенного строительного поролона; доски моста – из школьной линейки; почва, землица – спитой чай, измельчённый в кофемолке; речной песок – кварцевый, через сито просеянный. На травушку пошли волоски из кисти, купленной в хозмаге.

А вот дальше идёт то самое «чуть-чуть», что превращает кусок поролона в искусство Левши. Чтобы «состарить» броню, поролон тонирован в несколько слоёв, виден на нём даже след от выхлопа двигателя. Опоры моста – деревянные, Александр вытачивал их вручную месяца четыре, аккуратно затрачивая на это от трёх до четырёх часов в день. Вода – крашеная эпоксидка. Чтобы посмотреть, как речные струи хитро закручиваются у опор, не раз ходил Дьячков к Которосльной дамбе смотреть воду в натуре.

«КОРОБОЧНИКОВ»

СРЕДИ НИХ НЕТ

Вспомним ещё раз лесков­ского «Левшу». Написана та повесть не только во славу золотых рук, но и как предостережение потомкам. Подкованная тульским умельцем аглицкая блоха, вот беда, перестала танцевать свои «верояции». Мы попросили Александра Дьячкова стать на выставке нашим гидом и с его помощью не раз убеждались, что предостережение классика злободневно по сей день. Чем отличается мастерство от его подобия, показал он на самом наглядном примере.

Сравнил две модели лучшего танка Второй мировой войны – тэтридцатьчетвёрки, сконструированной, напомним, нашим земляком Михаилом Кошкиным. На башне одной из них дульное отверстие для стрельбы из пистолета – настоящее, с микроскопической крышкой на цепочке, траки гусениц – рабочие, в каждую проушину продета леска, а таких траков – больше сотни. Вторую модель наш гид показал без комментариев: там отверстие для стрельбы отмечено жирной бутафорской точкой, а траки просто намертво склеены.

Тех, кто «путает» творческий моделизм с бездумной сборкой конструктора, именуют «коробочниками». Таким в клубе «Т-34» делать нечего. Учредители и актив, их друзья-соперники из Рыбинска – совсем не те люди, кому свободное время девать некуда. Профессионально занимаются миниатюрой адвокат и бизнесмен, врач и военный, сотрудники охранной фирмы и «быстрой почты», рабочие, инженер из НПО «Сатурн».

Бум стендового моделизма накрывает своей волной всех без разбору. Самый младший экспозиционер – ярославский школьник Никита Немтин пришёл в клуб восьми годов от роду. Теперь на год повзрослел, принёс модель танка «Шерман». Собран из «коробки», из готового набора, но по предварительным оценкам знающих людей, без технических оплошностей. Если кто-то думает, что из готового «собирать» проще, глубоко заблуждается. К Немтину обидное слово «коробочник» никак не подходит.

А какие чудеса может творить из того же заводского, допустим, китайского набора, настоящий мастер, видно по модели флагмана Тихоокеанского флота США линкора «Миссури» – на его палубе 2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японской империи. Алексей Балашов тоже собрал свой линкор из набора, ушло на это, представьте себе, полтора года. Почти всё пришлось перетачивать, добавлять к пластику металлические детали. Получилось – красотища. На башне орудия главного калибра видели мы не только спасательную шлюпку, но и крохотный плотик с вёслами величиной с ресницу: размеры прототипа уменьшены в 144 раза!

ТАЙНЫ ВДОХНОВЕНИЯ

Тонкости авторской психологии моделиста мы у выставочных витрин если и обсуждали, то разве что в стиле блиц – лишнего времени не оказалось. Сошлись на том, что сводится она, психология, к разным вариантам одного и того же нехитрого эффекта, известного с незапамятных времён. Когда человек, взглянув на труды рук своих, готов как мальчишка до потолка подскочить: «Я сделал это!»

С подсказки нашего эксперта всё же нетрудно было догадаться, откуда у моделистов их неиссякаемое вдохновение. Рыбинцу Сергею Макарову привелось послужить в ракетных войсках – вот и весь секрет. Потому и взялся он за модель самоходной пусковой установки ракетного комплекса «Эльбрус» (образца 1982 года), что в тему входить ему не потребовалось. Виктор Львович Кузис спит и видит во сне самолёты. Представил целую коллекцию моделей, вырезанных от руки из дерева в редком масштабе один к ста – наборы столь мелких деталей в магазине не продают. Откуда такое мастер­ство владения скальпелем, станет понятно, если просто назвать профессию Виктора Кузиса: он врач-патолого­анатом.

Модель танка «Т-34-85» под номером 300 Вячеслава Потехина – что-то вроде семейного мемориала. На таком танке сражался наш земляк, Герой Советского Союза Михаил Соловьёв. Автор знал лично героя-танкиста – после войны с Михаилом Павловичем дружил отец Вячеслава.

У самого Александра Дьячкова отношение к искусству миниатюры, с какой стороны ни взгляни, профессиональное. В 1994 году закончил он Вольское высшее военное училище тыла. Служил в полку связи в Выборге; в первую чеченскую кампанию «прокатился» от Курчалоя через Шали и Аргун до Ханкалы. На попечении начальника продовольственной службы танкового батальона Дьячкова было три десятка боевых колонн: при любых обстоятельствах все должны были быть сыты, нормально экипированы и помыты в полевой бане.

Сейчас майор Дьячков – начальник вещевой и продовольственной службы облвоенкомата, стало быть, одевает и кормит призывников. Его творчество на досуге, как сказал он сам, из опыта общения с молодыми солдатушками: ох, плохо знают историю, а на пальцах о ней не расскажешь. Великую Отечественную представляют в общих чертах, тогда как важны подробности. Ну хотя бы такая: о чём думают на мосту те пятеро танкистов «за час до бессмертия».

Согласны с Дьячковым и зрители из трезвомыслящих. Один из первых автографов в книге отзывов подписан так: «Мать, дочь, внучка». Пожелание у них такое: на выставке проводить «со школьниками уроки патриотизма». Добавим от себя: хорошо, что пожелание семейное, а не политречовка. И значит, речь идёт не о том патриотизме, о каком кричат на митингах, а о том, негромком и нормальном, какой воспитывается в семье и, видимо, передаётся с генами.

На такой урок-экскурсию уже успела собрать здесь ребят из младших классов школа № 25. Они одними из первых поучаствовали в выборах будущего обладателя народного приза зрительских симпатий. Оставили в ящике для голосования бюллетени с номерами лучших, на их взгляд, моделей. Коллекция из 250 экспонатов, поданная в очень эмоциональном обрамлении – плакатов военных лет из домашнего собрания покойного ветерана Великой Отечественной Адольфа Мишина, – конкурсная. Нетрудно догадаться, что интерес к ней и после Дня Победы пойдёт по нарастающей.

Устроители выставки оценят мастерство и точность исполнения по шести номинациям: диорамы, миниатюры по всем родам войск. Победители с вручением наград, в том числе и столичного журнала моделистов «М-хобби», будут названы в клубную субботу накануне Международного дня музеев, праздника, такого близкого этим людям по духу.