Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 08 мая 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/12657/

Чёрные медальоны с поля боя

рубрика: Общество
Автор: Всеволод ЛЕЖНЕВСКИЙ

Отправляясь в экспедицию, поисковики, как солдаты перед боем, лишние эмоции стараются оставлять дома, а то ведь валидола на всех не напасёшься. Но не чужды ничему человеческому и эти непреклонные бойцы. Уж на что командир ярославского отряда «Поиск» Ольга Серенкова человек стойкий, но и она, рассказывая о весенней экспедиции «Долина-2008», не нашла нужным скрывать от наших читателей: дескать, был момент, дала слабину, дрогнуло сердце.


А получилось так. Алексей Муратов примерно на той же холмистой лесной опушке у села Васильевщина Парфинского района Новгородской области, где год назад ему так крупно повезло с медальоном нашего земляка Константина Сафонова (мы о той находке подробно рассказывали), как по заказу, нашёл такой же. Отвернули плотно завинченную крышку эбонитовой капсулы. Прямо на раскопе стали читать написанное на бумажной скрутке, что боец заполнял на фронте на крайний случай. Строка с указанием домашнего адреса красноармейца начиналась с «Яр».

– Опять припёрло к тебе счастье, Лёша, – не выбирая слов, по-свойски высказался кто-то. – Поздравляю, ещё одного земляка отыскал.

Поспешили, однако же, с чувствами и выводами. Вчитались с лупой: родной район пропавшего без вести весной 1942 года красноармейца Степана Яковлевича Коновалова, 1897 года рождения, оказался то ли Яранский, то ли Ярын­ский и не Ярославской области, а Кировской.

В торжественной обстановке передали останки бойца поисковикам-вятичам. Прямо из леса по телефону дали знать о находке их областной Госдуме и вскоре получили ответ. В деревне Иваново, откуда родом Степан Коновалов, не осталось никого, кто бы что-то знал о его близких. Поэтому решено 9 Мая со всеми почестями проводить бойца к месту последнего упокоения в Кирове на воинском кладбище.

Таких медальонов ярославцы на берегах озера Дубовицкое на Новгородчине нашли в апреле ещё два. Один с полуистлевшей скруткой сразу передали на компьютерную экспертизу в новгородский штаб вахты памяти. Данные неясные, пока известно только, что погибший – из Республики Коми. В другой капсуле скрутка истлела так, что, как думает командир отряда, вообще «не прочтётся». Судя по всему, находчивый куряка-красноармеец смастерил из неё мундштук для махорки.

Зато третья находка (группы Евгения Матюнина и Ольги Мохиревой) даёт интересную информацию к размышлению. Вместе с покорёженным медаль­оном нашли осколки зеркала, заточенный карандаш, обрывки бланков на разлинованной бумаге, заполненных от руки (первое слово: «Выдано…») и остатки походных весов: деревянное коромысло с крючками и две чашки. Что выдавал и развешивал неизвестный снабженец-маркитант? Или это была безымянная героиня из песни Окуджавы «…Пулею пробито днище котелка, маркитантка юная убита»)?

Всего отряд «Поиск» поднял на сей раз останки 36 человек, с тремя, стало быть, медальонами и совсем уж редкой находкой – чудом сохранившейся солдатской книжкой. Такие ввели на второй год войны и до сих пор поисковикам ни одной не попадалось. Болото сохранило бумагу, а на воздухе она давно бы превратилась в труху.

Итоги весенней кампании обсуждали мы с командиром отряда как раз на Радоницу, в день поминовения усопших. Вспомянули к месту старинное, полузабытое сегодня значение слова «победа» – «после беды». Для Серенковой и её бойцов та неоплатная цена войны – не отвлечённое число со многими нулями, а жизни и судьбы, жестоко прерванные на взлёте, там в новгородской болотее.

– Мы не собираем костей – мы людей ищем, – при случае напоминает своим собеседникам Ольга Серенкова. Ни­сколько не сомневается она, что те парни из сорок второго года, чьи души по сей день не отпеты, ещё не знают о своей гибели и не теряют надежды, что за ними придут. Впереди летняя экспедиция. Её подробности неизвестны, всё разъяснит вызов из штаба всероссийской акции. Новую вводную ярославский отряд ожидает в июне-июле с вариантами на выбор маршрутов и сроков. Операция «Долина-2008» продолжается.