Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 22 мая 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/12794/

Ухтомцы учатся «летать»

рубрика: Общество
Автор: Валерий ПРОХОРОВ

В одном из самых отдалённых районов Ярослав­ской области – Первомайском – произошла, можно сказать, маленькая революция на деревенской ниве. Поводом для неё стали... неблагоприятные внешние обстоятельства.


В той части Первомайского района, о которой пойдёт речь, девять хозяйств: сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК) «Верный путь», «Возрождение», «Дружба», «Завет Ленина», имени Ленина, «Луч», «Заря», «Новый путь» и «Вараково». Производственная жизнь в каждом из этих сельхозпредприятий и в ходе перестройки, и позже не затухала, но и ключом не била. Техника постепенно приходила в негодность, корма заготавливать было всё сложнее, да и молоко – единственный производимый конечный продукт – вскоре стало не на чем отвозить.

Народ в хозяйстве приуныл – зарплата мизерная, перспективы туманные. Одно время, правда, всплеск был. Это когда лицом к деревне повернулась Москва из-за резких перебоев в снабжении мегаполиса молоком при возросшем спросе на него. В глубинку вереницей потянулись столичные молоковозы, выкачивали ценный продукт из хозяйств до капли. Впрочем, платили за него не скупясь. Но пару-тройку лет назад «лафа» постепенно сошла на нет. Дешёвое молоко с Украины и Белоруссии пошло в Москву и другие крупные города. Всё реже и реже стали появляться в Ярославской области и, в частности, в Первомайском районе, молочные цистерны с московскими номерами.

Местные молокозаводы хотя и нуждались в сырье, но им было невыгодно иметь дело с ненадёжными, маломощными доморощенными партнёрами, которым из-за пришедшей в негодность техники то не на чем было без перебоев поставлять сырьё, а если с грехом пополам и добирались до завода, то молоко из-за допотопного оборудования на фермах было, мягко говоря, несъедобным. За «грязный», низкосортный товар платили гроши, так что возить продукцию многим СПК стало просто невыгодно. Словом, вопрос «быть или не быть» стал перед сельхозпредприятиями ребром. Нужда заставила руководителей хозяйств собраться и всерьёз пораскинуть мозгами на тему: «Что делать? Как дальше жить?»

Сейчас уже и не припомнят председатели оказавшихся у полуразвалившегося молочного корыта хозяйств – кому из них первому пришла в голову мысль перед лицом грозившей самоликвидации объединиться и сообща попытаться справиться с навалившимися проблемами. Решено было, как поётся в песне, «взяться за руки, чтоб не пропасть поодиночке». Словом, был создан сбытовой кооператив «Ухтома». Его возглавил председатель СПК колхоза «Дружба» Вячеслав Корепанов.

– Мужик толковый, разбирается в экономике, кумекает в юридических вопросах, – охарактеризовал его заместитель главы администрации Первомайского района Владимир Тихонов, который отвечает за сельское хозяйство.

Председателем сбытового кооператива «Ухтома» Вячеслав Александрович стал ещё и по той причине, что до этого возглавляемая им «Дружба» была самым миниатюрным сельхозпредприятием, так что уход его председателя на другую должность особо «погоды» не сделал. А вот на новом месте Корепанов оказался как нельзя кстати. Уже первые шаги вновь организованной хозяйственной структуры показали, что решение было принято правильное и толк будет.

– Поскольку все без исключения девять хозяйств имеют молочно-товарный профиль, то перво-наперво мы занялись молоком, – говорит Вячеслав Корепанов. – Кооператив образован в середине ноября 2006-го, и поработали мы до конца года всего полтора месяца. А вот в 2007 году кооператив действовал, что называется, все 365 дней. И за это время от хозяйств перевезли на Пошехонский молокозавод 2470 тонн молока. Выручка у вновь организованного кооператива составила 21 млн. 190 тыс. рублей при затратах 21 млн. 148 тыс. рублей.

– Прибыль, стало быть...

– 42 тысячи. Из этих денег, поскольку наш кооператив не коммерческий, пришлось за третий квартал заплатить 11 тысяч налог на прибыль и столько же перечислять авансом за четвёртый квартал, – вздыхает Корепанов. – Такая уж у нас налоговая система...

– Вячеслав Александрович, не совсем понятна система сбора молока. Оно что, сливается в какую-то одну гигантскую «бадью»? И уж заодно, в чём всё-таки заключается преимущество кооперирования в вашем случае?

– Ну, во-первых, «бадья» эта – сооружение не стационарное, а на колёсах, – поясняет Корепанов. – Раньше, когда каждое хозяйство было само по себе, молоко от ферм СПК доставлялось вразнобой и «микродозами» – по 100 – 150 килограммов. То есть девять хозяйств – девять машин, соответственно и девятикратный расход горючего. Теперь, когда мы объединились, продукция ферм вывозится на двух молоковозах ёмкостью по 6,5 тонны, которые мы приобрели вскладчину.

Ясно, что у маслосырзавода к такому солидному клиенту отношение иное: ведь одно дело, когда товар доставляется «в час по чайной ложке», и совсем другое – по 10 – 12 тонн за раз. Разумеется, качество молока стало иным, поскольку в чистоте (сортности) содержимого общей автоцистерны теперь заинтересованы сразу несколько хозяйств. И каждое ревниво следит за тем, чтобы кто-то не впарил брак. Почти все девять хозяйств приобрели охладители молока. Качество продукта улучшилось на порядок. Соответственно взмыла вверх закупочная цена на товар.

Общеизвестно: что у коровы на языке, то и в вымени... Значит, нужен качественный корм. Опять же, чтобы уйти от дедовских способов и темпов, пришлось «Ухтоме» потрясти коллективной мошной. Для вновь созданного объединённого отряда по заготовке зелёной массы приобрели два мощных кормоуборочных комбайна «Полесье», а заодно и две прицепные косилки-плющилки, роторные грабли. При этом грабли были оформлены через банковский кредит, а залогом послужила сама техника. Комбайны и косилки взяли в лизинг.

В результате коллективных усилий сроки заготовки кормов в хозяйствах резко сократились. Только один пример. В СПК «Заря», например, в прошлом году зелёную массу закладывали в ту же яму, что и в 2006 году. Так вот, сводному отряду для заготовки силоса потребовалось всего два дня, в то время как раньше у «Зари» на тот же объём работ требовалось... в двадцать раз больше времени, то есть сорок (!) дней. Причём, у отряда силос получился первого класса.

Одно, как правило, тащит за собой другое. Скажем, если приобретённые кормозаготовительные комбайны действовали безупречно, практически без поломок, то с тракторами получилась загвоздка. Самым узким местом вдруг стала отвозка кормов. Один за другим вышли из строя все до единого старые трактора. Параллельно начали «ломаться» и механизаторы... Но если барахлит отвозка, вынуждены делать никому не нужные паузы и комбайны, которые в страдную пору по определению обязаны работать без передышки.

На недавнем собрании-семинаре под названием «Опыт работы сбытового кооператива «Ухтома» и перспективы развития кооперации» его участники, затрагивая самые разные больные темы, особый акцент делали и на недостаточной оснащённости кооператива техникой и, в частности, новыми тракторами. Впрочем, бальзамом на душу оказалось выступление заместителя главы администрации Первомайского района Владимира Павловича Тихонова.

– Не так давно мы побывали в Вологодской области на племзаводе «Родина», – доложил он. – Хозяйство это богатое, в нём приобрели для своих нужд девять тракторов марки ХТЗ. И очень их хвалят. Мы посмотрели их в действии. На этот год кооператив «Ухтома» заключил договор пока на два таких трактора 16-й серии с немецкими «долгоиграющими» движками и к ним два прицепа-десятитонника (каждый стоит 640 тыс. рублей). Заказали также плуги, которые нынче понадобятся сразу после уборки – для вспашки зяби. Будем приобретать не в лизинг, а через кредит «Россельхозбанка» под залог.

За 2007 год кооператив «Ухтома» набрал техники почти на 10 млн. рублей, в этом году намереваются приобрести ещё миллионов на восемь. Рано или поздно за взятые кредиты придётся платить. Для того, чтобы не оказаться в должниках, надо наращивать производство. С кормами вроде бы налаживается. Одно из больных мест в хозяйствах – воспроизводство стада. Это направление в большинстве объединившихся хозяйств запущено. Специалистам, руководителям нужно всерьёз думать о приобретении нормального племенного ядра, поскольку имеющееся поголовье дойного стада на пределе возможностей, и больше 2500 килограммов молока в год из них выжать проблематично.

Дефицит хороших, продуктивных коров, конечно, – проблема из проблем. Но не менее острая и злободневная – отсутствие в достаточном количестве животноводов, особенно доярок. В связи с этим на очередном кооперативном сходе порешили не распылять людские кадры на десятки мелких ферм, а сосредоточить их на фермах среднего размера – на 300 – 400 голов. Скажем, в том же селе Семёнов­ском, где имеется молокоприёмный пункт, можно построить один – два таких комплекса.

Присутствовавший на недавнем семинаре кооператоров академик РАН, почётный президент ассоциации кресть­янских и фермерских хозяйств Владимир Башмачников, побывавший в Америке, где он изучал тамошний опыт ведения молочного животновод­ства, в принципе не поддерживает практику строительства чересчур крупных комплексов. Оптимальными он считает животноводческие помещения на 100 – 200 голов. Аргумент учёного прост, как клок душистого сена:

– Прежде, чем что-то строить, надо сначала хорошенько просчитать последствия принимаемого решения, а то можно искусственно, без «привязки к местности», напланировать, а потом окажется, что на отведённых угодьях нельзя заготовить в достатке кормов, что имеется напряжёнка с доярками и специалистами, и так далее.

– И ещё одна несуразица свербит душу, – горячится Владимир Фёдорович. – Диву даёшься, как же эти наши чиновники, от которых зависит даже не столько процветание, а хотя бы элементарное выживание в деревне, формально, бездушно подходят к тем, кто решил трудиться всерьёз на земле, а не халявничать. Здесь нужен разный подход. Скажем, взять Ростовскую область или Краснодарский край. Там какие-то деньги у людей водятся. И они в состоянии, начиная самостоятельное дело, сначала вложить, а уж потом получать. Эта формула не подходит к Нечернозёмной зоне или ко многим областям Сибири. Поэтому нужен двойной подход: к богачам и к тем, кто победнее. А у нас ведь как – ты сначала купи, в долги по уши залезь, а потом государство компенсирует твои вложения на 30 – 50 процентов... Взять ту же страховку будущего урожая. Кресть­янину говорят: ты, дескать, весной обеспечь первоначальный взнос, а осенью тебе государство заплатит за застрахованную картошку или зерно. Вот и получается, что бедный крестьянин должен найти деньги на страховку своего добра. Ведь в этом случае нищий земледелец кредитует государство (!), а не наоборот. То есть не оно даёт ссуду, а крестьянин, который и без того бедный, помогает государству. Абсурд!

Вновь созданный в Первомайском районе сбытовой кооператив «Ухтома» напоминает сегодня только что вылупившегося птенца. Он и неуклюж и в любой момент может вывалиться из гнезда, но с каждым днём набирается сил, постепенно начиная ориентироваться в пространстве, смелее озирается по сторонам. «Ухтома» всё увереннее ощущает себя единым коллективом, его уже не так просто сбить с ног и с толку. И это несмотря на то, что только что народившиеся ухтомцы постоянно испытывают на себе и несовершенство нашего законодательства, и зловредный чиновничий пресс, и откровенное отторжение недоброжелателями свежих идей, пустивших корни на первомайской земле.

Не случайно ведь участники собрания-семинара выразили озабоченность тем, что в развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации где умышленно, где по сладострастной привычке властей слегка придушить «инициативу снизу», перманентно вставляются палки. То в виде недооценки роли кооперативов со стороны отдельных региональных и муниципальных органов самоуправления, то в форме недоступности банковских кредитов для большинства СПК из-за якобы слабой налоговой базы, то в виде неоправданных компенсаций части процентной ставки по имеющимся кредитам, то применяется нарочитое торможение обмена опытом между существующими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Далее – становлению на ноги кооперации сельских товаропроизводителей не способствуют их низкие доходы, не позволяющие обеспечить необходимый стартовый капитал. Из этого же ряда – слабая финансовая поддерж­ка кооператоров региональными властями.

Но ухтомцы не собираются сдаваться. Борясь сегодня за признание и выживание, они уже планируют завтрашний день. К примеру, ближайшими задачами развития сельской кооперации на территории этого района являются создание производственного кооператива по производству комбикорма, организация убойного цеха, восстановление производства на маслосырзаводе в деревне Вараково. Он, кстати, не работает уже два года. В том числе и по причине высокой энергозатратности (там слишком мощные электродвигатели). Они берут много киловатт-часов, а продукции дают с гулькин нос. Кооператоры считают, что после модернизации завод, как и прежде, сможет вырабатывать вкусные, высококалорийные сыры. Есть и такая задумка. На Пречистенском сырзаводе с приходом нового руководства предполагается провести модернизацию.

– Может быть, нам удастся добиться передачи этого завода в распоряжение «Ухтомы», – выражает надежду Владимир Тихонов. – И тогда молоко из хозяйств пойдёт и туда. При условии, конечно, оптимальной цены на сырьё.

И ещё одну мечту лелеют местные кооператоры. Речь идёт о создании в Первомай­ском районе так называемого пилотного проекта финансирования сельхозпроизводителя исходя из имеющегося поголовья скота.

Словом, процесс пошёл. Пусть пока робко, с некоторой оглядкой, но пошёл. Неужели кому-то придёт в голову бредовая идея его остановить вместо того, чтобы однозначно поддержать?