Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 27 мая 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/12857/

Личное дело Александра Журавлёва

рубрика: Общество
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

Прошлый и нынешний годы у Журавлёвых прошли под знаком семейных торжеств. Во-первых, 90 лет отметили бабушке Екатерине Владимировне, поднявшей на ноги не только детей и внучек, но и правнука. В тот же год справили свадьбу младшей дочери Татьяны, в нынешнем году у семейной пары Александра Сергеевича и Веры Степановны сорокалетие свадьбы, и теперь вот в мае, только что, торжественно отмечен ещё один юбилей – 70-летие хозяина дома.


Приятными в этот день были для юбиляра поздравления коллег из Ярославского районного нефтепроводного управления, которому он посвятил четверть века, почти половину своего трудового стажа.

– Порадовал меня звонок моего доброго наставника, с которым начинал работу на неф­тепроводе, бывшего начальника ЯРНУ Валентина Ивановича Коростелёва, – поделился событиями юбилейного дня ветеран и тут же добавил. – Я и сейчас помню, как он десять лет назад на шестидесятилетнем юбилее перед всем коллективом продемонстрировал моё личное дело. Вот, говорит, урок молодым, как надо работать. И показывает две пухлые трудовые книжки: «Видите, они от корки до корки исписаны благодарностями. А уж записей о рационализаторских предложениях Журавлёва столько, что я и со счёту сбился».

Последняя должность Александра Сергеевича перед уходом на пенсию – начальник отдела АСУ (автоматизированных систем управления). Сейчас без компьютерной сети, автоматизированной системы управления нефтепроводом невозможно представить работу руководителей и ведущих инженеров, диспетчеров и операторов, бухгалтеров и экономистов. На мониторы выведены все технологические процессы. С помощью компьютеров нефтепроводчики не только отслеживают и контролируют движение «чёрного золота» по трубопроводам от Ярославля до Приморска на Балтике, но и регулируют этот поток, выявляют малейшие сбои, неисправность приборов и агрегатов, падение давления в магистрали или, напротив, командой с пульта оператора предотвращают предельно допустимые нагрузки.

А когда в 1973 году Александр Сергеевич начинал работу на нефтепроводах старшим инженером контрольно-измерительных приборов и автоматики, никаких электронных устройств ещё в помине не было, телемеханические были примитивными, требовали постоянной ревизии и ремонта.

Несколько лет подряд дочери Ирина и Татьяна, жена Вера Степановна с её мамой очень редко видели Александра Сергеевича. С бригадой всего из двух человек по обслуживанию приборов контроля загазованности Журавлёв колесил по стране, не вылезая из командировок на нефтеперекачивающие станции Ярославского, Горьковского, Рязанского, Ухтинского нефтепроводных управлений.

Киповцы обеспечивали безопасность насосных станций, проверяя на каждой работу датчиков утечки газов. Вот в этих-то разъездах и проявились новаторский характер Александра Сергеевича, его деловая сметка, изобретательность, интерес к совершенствованию приборов и устройств, приспособлений. Эти способности определили выбор жизненного пути, к которому Журавлёв пришел не вдруг.

В ярославской школе № 16 преподаватель физкультуры и тренер по лёгкой атлетике Виктор Иванов прочил ему спортивную карьеру, настаивал, чтобы юноша поступил в престижный институт имени Лесгафта.

– Это не мой был выбор, а тренера, – замечает Александр Сергеевич, – собственных предпочтений у меня в школе не было. Но на сборы и выездные соревнования я брал с собой почитать между тренировками популярный тогда учебник химии Глинки. Как-то на сборах в Ленинграде я перетренировался, почувствовал, что «лошадиный спорт», как в шутку называют лёгкую атлетику, не по мне.

После школы Журавлёв и поступил в Ярославский химико-механический техникум. Практику проходил на строительстве газопровода Ставрополь – Москва, там впервые познакомился с трубопроводным транспортом, специальностями, необходимыми для обслуживания газопровода, и всерьёз заинтересовался автоматикой и телемеханическими устройствами.

Пришёл черёд призыва в армию. Закончил школу сержантов в Гороховце, служил в Германии в артиллерии. В 1962 году во время Карибского кризиса одним из первых записался добровольцем защищать остров Свободы. Фидель Кастро для молодёжи тех лет был кумиром, а кубинская революция представлялась настоящим чудом. Но кризис миновал, добровольцы не потребовались. Через три с половиной года вернулся Александр в Ярославль. К тому времени он уже окончательно определился, что будет инженером по автоматике, за ней и электроникой – будущее.

– На работу я устроился в институт мономеров для синтетического каучука (ныне «Ярсинтез») слесарем цеха КИП и автоматики, – вспоминает Александр Сергеевич. – Знакомый парень уговорил. Там работали классные мастера по контрольно-измерительным приборам, такие, как Игорь Хитров. У них учился практической сметке. Одновременно поступил на вечернее отделение Ярославского технологического института (ЯГТУ).

На втором курсе стал заглядываться на красивую хрупкую девушку – соседку по студенческой скамье. Познакомился с ней. У Веры была звучная фамилия – Горская. Долго мы просто дружили, гуляли по вечерам после работы, ходили в театр. А в 1968 году поженились. И вот уже сорок лет не расстаёмся. Двух детей вырастили.

В ЯРНУ Александр Сергеевич пришёл уже опытным инженером КИП с высшим образованием. Его разъездная командировочная работа не прекратилась и тогда, когда Коростелёв назначил изобретательного специалиста начальником участка автоматики. До компьютеров и АСУ ещё было далеко. Александ­ру Сергеевичу с его участком в составе восьми инженеров и слесарей КИП выпала задача – своими силами переводить всю релейную автоматику семи неф­теперекачивающих станций ЯРНУ на новые прогрессивные, тогда блочно-модульные схемы. Их преимущество было в том, что слесарям КИП уже не надо было при ремонте дымить паяльником на самой насосной станции в неприспособленных условиях. Вместо этого ставили новый блок, а неисправный увозили в ремонт.

– Это тоже было связано с долгими командировками, – вспоминает Журавлёв. – Мы снимали на станциях все щиты управления, заменяли их блочными. Работали вахтовым методом: вместе с классными инженерами, надёжными профессионалами Леонидом Рябовым, Владимиром Ходиновым, Сергеем Куликовым, Левонтием Бурушкиным, Юрием Румянцевым. Дочек я видел урывками. Растила их в основном мама Веры Екатерина Владимировна. Она у нас – участник войны. Работала в прифронтовом госпитале, а потом полвека старшей медсест­рой в железнодорожной больнице.

Благодаря помощи бабушки и моя Вера Степановна смогла не только работать инженером по качеству в ярославской лаборатории Госнадзора, но и получить второе высшее образование в Московском институте стандартизации. Затем 18 лет проработала на инструментальном заводе начальником отдела стандартизации.

«Оседлым» образ жизни отца семейства стал только в девяностые годы. Наступила эпоха компьютеров и электронных систем управления. Киповцы первыми осваивали технику, к которой остальные в первое время даже близко подходить не решались. Александр Сергеевич возглавил отдел автоматизированной системы управления. Наиболее сообразительных из молодых сотрудников с выс­шим образованием направил на учёбу в Венгрию, откуда поступало современное оборудование. Новому делу учил специалистов и самого начальника АСУ наиболее продвинутый из программистов и компьютерщиков управления Владимир Куракин.

– Он теперь заместитель главного инженера в петербургском офисе «Балтнефтепровода», – с гордостью за товарища подчеркнул Журавлёв. – Трудно было и психологически, и технически подготовить диспетчеров, операторов, инженеров к работе с компьютерной сетью и всей системой АСУ. А это было крайне необходимо в связи с наращиванием перекачки нефти по «Балтнефтепроводу». То и дело бегут к нам: «Компьютер завис!». Дольше всех переключиться на работу с виртуальной информацией мы уговаривали бухгалтеров, но примерно десять лет назад и они все успешно освоили компьютеры. Теперь наше предприятие – одно из продвинутых в информационных технологиях.

Последние десять лет Александр Сергеевич живёт заботами семьи, внука Владика, школьника, который уже играет в команде юниоров «Шинника». Помогает Вере Степановне по дому и саду. Она продолжает работать, теперь в медсанчасти НЯНПЗ.

Девочки выросли, пошли по стопам отца. Старшая Ирина окончила технический университет, работала на «Ярославльводоканале», теперь предприниматель. Таня, которая родилась через девять лет после Иры, трудится в ЯРНУ в химической лаборатории, закончила университет нефти и газа имени Губкина. Дважды выходила победителем в конкурсах профессионального мастерства в ООО «Балтнефтепровод».

Все устроились в жизни. У Ирины своя семья на Суздалке, а пятеро из большой семьи Журавлёвых – бабушка, отец с матерью и дочка с зятем – живут на Нефтестрое в новом доме на улице Рыкачёва. Четырёхкомнатной квартирой их обеспечило Ярославское районное нефтепроводное управление.