Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 03 июня 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/12930/

Палили в небеса цветами и звёздами

рубрика: Общество
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН, Надежда ШЕСТЕРИНА

Без двух лет тысячелетие своего города отметили в последнюю майскую субботу ярославцы и их многочисленные званые гости. Вот как это было.


С АДРЕНАЛИНОМ

ПОЛНЫЙ ПОРЯДОК

Предки наши знали толк в том, где закладывать храмы и крепости. Ставили города всё больше над водой да на горушках, от лихого разбойного люда подальше, а к небу поближе. В субботу те, кто отмечал день рождения любимого Ярославля на набережных, на площадях и бульварах старого посада, в чём наверняка оказались впереди России всей? Согласно шутейной версии авторов этого репортажа – по количеству вольного простора на душу населения.

Кому-то в отвязке от офисной, кухонной, дачной, учебной и всех остальных видов повседневной текучки хватило одной только благодати потолкаться с утра рука об руку с родными и близкими на Стрелке, куда им всё недосуг вместе выбраться в будни. Адреналин добывал всяк по-своему. Закоренелые романтики (не перевелись-таки они среди нас) никуда не спеша, затаив дыхание следили за хитрыми галсами яхтсменов в гонках волжской регаты «Ярослав Мудрый». Кто-то был в полном восторге, наблюдая, как с борта доисторической «Аннушки», какую теперь разве что только в кино и увидишь, виртуозно рулят над Волгой парашютисты авиаспортклуба РОСТО.

Позаботились устроители праздника и о тех, кому подавай в такой день чего повеселей да позабористей. Школа звонарей прямо на выставке колоколов потешила публику сказкой с явлением народу трёх былинных богатырей. У речного вокзала по-бурлацки, так, что под ногами асфальт плавился, тянул на лямке авто, удерживал заведённые мотоциклы, с улыбкой демонстрировал бицепсы молодой и отнюдь не сказочный богатырь Михаил Сидорычев.

На подворье музея истории города распахнула ворота «Ремесленная слобода». Тех чудиков, кто даже в праздник не может без дела, отсюда никаким калачом было не выманить. К столу мастера по художественной обработке кожи, председателя гильдии ремесленников Людмилы Красниковой, к гончарному кругу Светланы Пенкиной, к кузнечному горну Никиты Кудрявцева занимали очередь. Азартно вырезали новички по готовой выкройке сердечки и сувенирных мышей, лепили на круге цветочные горшки. Ковали на настоящей наковальне кто заколку для невесты, кто гвоздь-оберег – такие во славу молодожёнов вбивали на Руси в дверные косяки.

КОГДА КОСМОС

СТАНОВИТСЯ БЛИЖЕ

Не жаловались на нехватку хорошего настроения и наши репортёры, что, согласитесь, просто видно по снимкам. Один из нас начал день с просмотра выставки к 45-летию полёта Валентины Терешковой «Ярославская «Чайка» в зале имени Николая Нужина. Уж на что богата фондовая коллекция музея «Космос» в родных местах «Чайки», а такого мы в Ярославле ещё не видывали. Полторы сотни раритетов из музея Центра подготовки космонавтов!

Всё в подлинниках, почти всё – из тех времён, когда в дни молодости родителей поколения нынешних сорокалетних могло показаться любому, что до заоблачных высот рукой подать: шлемофон, кислородная маска, лётная книжка первой женщины-космонавта – на фоне снимков в дни её триумфа корреспондента нашей газеты Юрия Барышева. Китель, защитный шлем, бортовой журнал, аварийно-спасательный скафандр Гагарина. Фуражка, фотоаппарат «Зенит» Комарова. Скафандр, в котором выходил в открытый космос Елисеев...

Первыми зрителями супер­экспозиции стали накануне Дня города участники Ярославского космического форума (о его открытии «Северный край» рассказывал). Так что для некоторых гостей праздник начинался воспоминаниями о днях их легендарной молодости. Мысли и чувства посланцев Центра лётчиков-космонавтов Рюмина и Котова, нашего ростовца Токарева и других коллег выразил на торжественной церемонии открытия праздника дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов.

Валентину Владимировну с годовщиной полёта и новой наградой – орденом Екатерины Великой с бриллиантами – поздравил он сердечными словами о том, что «Чайка» и сегодня верно служит Отечеству, любит родной город и «люди отвечают ей тем же». О значении её полёта для истории сказал по-простому: с 50-х годов специалисты спорили, может ли выдержать космический полёт женский организм. Терешкова полетела и доказала – может, а вслед за ней встали на крыло другие «чайки».

Микрофон и праздничное многолюдье не помешали Алексею Архиповичу разговаривать с ярославцами как с давними добрыми друзьями. Вот, дескать, поставили мы сегодня цветы у ног основателя города Ярослава Мудрого, и если бы сумел великий дипломат и просветитель, то порадовался б вместе со своими потомками-земляками и погожему деньку, и тому, что всё ближе 1000-летие города, названного в его честь, и что готовится торжество как праздник всей России.

«ФОРТ БАЯРД» НА СТРЕЛКЕ

Все, кто забредал на самый конец Стрелки, сперва не могли сообразить, откуда доносится залихватская музыка и что означают развешенные тут и там щиты с разноцветными цифрами. Песни на морскую тематику приводили зрителя к каменной лест­нице, спускающейся к пляжу. А там на импровизированном островке танцующие сирены, девушки в старинных платьях и бравый капитан в пиратской треуголке зазывали игроков. В участ­ники принимались только семьи: «пират, пиратка и маленький пиратик», как выразился ведущий. Впрочем, зрители тоже были довольны, потому что могли пританцовывать и смотреть концерт, наслаждаясь приятным ветерком с Волги.

Игра «Остров сокровищ» началась, когда желающих поучаст­вовать семей набралось семь. Каждая семья, получив карту, превращалась в экипаж корабля – название судну придумывали самостоятельно. «Экипажу» предстояло обойти девять контрольных пунктов и на каждом из них постараться выиграть самоцвет в соревновании с соперниками. Тем, кто наберёт наибольшее количество самоцветов, было обещано таинственное драгоценное сокровище.

После старта Стрелка превратилась в настоящий «форт Баярд». Небольшие группы людей перебегали от одной точки к другой. Там, где они останавливались, немедленно возникала толпа и раздавались крики: «Давай!», «Может, он вот здесь?», «Быстрее, время кончается!», «Парень, на тебя смотрит вся страна!» Папы соревновались с папами, мамы – с мамами, дети – между собой. Азарт детей передавался родителям. Надо было видеть, как бурно радовались папы, раздобыв очередной дублон в очередном испытании. Кстати, испытания тоже заставляли вспомнить упомянутую французскую игру. Перебирать с завязанными глазами кегли и кубики, лезть голыми руками в банки с непонятным содержимым, ловить на удочку пено­пластовые пробки, подбирать ключи к замку от сундука...

– Мы опасались, что среди зрителей очень немногие захотят участвовать, – рассказал режиссёр-постановщик игры Александр Цирков. – Но наши опасения оказались напрасными. В участники записались двенадцать семей, и у каждой была своя группа поддержки. Так что наша задумка удалась: все получили удовольствие, были и азарт, и хорошее настроение.

Главный приз – DVD-плейер – достался экипажу корабля «Амазонки». Были ещё сокровища за второе и третье место – магнитола и напольный вентилятор. Остальные участники получили банные наборы и другие поощрительные призы, так что никто не ушёл обиженный. Все семьи, участвовавшие в поисках сокровищ, признались после игры, что давно не получали такого сильного заряда положительных эмоций.

В это время в другом конце набережной, в районе улицы Подзеленье, был очень любопытный концерт. Он открылся выступлением театра песни «Весёлая семейка», собравшего зрителей самого младшего возраста. Когда перевалило за вторую половину дня, музыка «повзрослела» – детей увели, площадку оккупировала молодёжь. То, что исполнялось дальше, называлось «музыка для папы», «для мамы», «для сестры» и «для брата» – старый добрый рок-н-ролл, ретро и современные популярные хиты.

Здесь, сидя на травке под деревьями, можно было отдохнуть после долгих хождений-гуляний. Или потанцевать. Или просто расслабиться.

– Ну-ка, кто догадается, что такое «музыка для мамы»? Правильно, это дискотека 80-х! Ну, может, и 90-х! – «экзаменовал» публику ведущий. – А теперь назовите мне исполнителей того времени!

Не очень удобно танцевать, когда под ногами вместо танцплощадки – трава и бугорки, но присутствовавших это не смущало. Зрители выигрывали диски с музыкой и были очень довольны. Беспорядков не наблюдалось – за этим бдительно следили сотрудники милиции. Кстати, по оценке дежуривших на празднике инспекторов по делам несовершеннолетних, в этот раз подростки вели себя более смирно, чем в прошлые Дни города.

О ЧЁМ ТРУБА ПОЁТ

Музыканты духовых оркестров уверяют, что в старом ярославском посаде играют они с каким-то особым настроением. Вот как объясняют сей неисследованный психологический эффект. При царе батюшке от Ильинской площади во всю длину бульваров в сторону Стрелки располагалась ещё одна площадь – Плацпарадная. По ней и в праздники, и в будни печатали шаг бравые армейские трубачи и барабанщики.

«Гром победы» в тех местах, скажем образно, просто у себя дома, потому и поёт труба с особенным вдохновением. Видимо, догадываются о том и слушатели. Плотным кольцом, целыми семьями, с малышами на закорках обступили они концертную площадку перед «Белым домом». С замиранием сердца слушали музыкантов из Москвы и Тулы, Костромы и Углича, лучшие ярославские оркестры, гостей и хозяев фестиваля «Ярославские фанфары-2008».

В марш-параде звучало то, что у всех на слуху, что и стар и млад слушают с комком в горле: героический «Варяг» («Наверх вы, товарищи, все по местам»), или старинные марши, чьи названия не все знают – «Гренадёр», «Витязь», «Егерский», один из самых прославленных в русской армии, известный с петровских времён «Марш Преображенского полка». Как считают некоторые историки, он был взят в качестве трофея у шведов на поле боя «превеликой виктории» под Полтавой.

Закрывать парад доверили гостям с Нижней Волги – единст­венному в мире детскому казачьему оркестру из Сызрани Самарской области под командованием подъесаула Виктора Осипова. Все они – ученики кадетских классов, возраст – от девяти до восемнадцати лет. Кроме обычных предметов проходят историю казачества (сами они – потомки волжских казаков), изучают этикет, занимаются строевой подготовкой, пять раз в неделю – музыкой в школе искусств имени их знаменитого земляка композитора Аркадия Островского.

Репертуар у казачков – закачаешься: от газмановского шлягера «Москва», от посвящённой Гагарину «Песни космонавтов» до «Катюши», «Яблочка», великого перронного марша Василия Агапкина «Прощание славянки». Его-то ребята, закрывая парад, и рванули вместе с главным звонарём Ярославской епархии Владимиром Дегтярёвым – в сопровождении колоколов храма Ильи Пророка.

Пообщаться с корреспондентами «Северного края» общительный подъесаул поручил самым юным воспитанникам, двум друзьям-сверстникам, девятилетним Игорю и Вадиму. Они не стали дожидаться вопросов и на два голоса прочитали наизусть девиз их оркестра: «В несметном нашем богатстве//Слова драгоценные есть://Отечество, верность и братство,//А есть ещё совесть и честь».

Осталось сказать, что небесная канцелярия услышала заблаговременную и настойчивую просьбу нашей мэрии насчёт погоды (в публикации «Попросим у небесной канцелярии хорошей погоды», «Северный край» за 23 мая). С этим тоже было всё в ажуре. Ничто не помешало пиротехникам из богоспасаемого Сергиева Посада показать в жарком деле пороховые мортиры, чей принцип действия, как говорят сами стрелки, не изменился с Петровских реформ.

Устроили своей потешной канонадой такой трам-тарарам, что в домах на набережной и близлежащих улицах дрожали стёкла, а иномарки во дворах отчаянно сигналили от одного сотрясения воздуха. К полному восторгу присутствовавших, канониры метко палили в небеса огненными цветами и звёздами, под аплодисменты и крики «ура» салютуя уважаемому имениннику – Ярославлю.