Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 27 июня 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/13175/

Пляж и рейд – плохие соседи

рубрика: Общество
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

В посёлок Вакарево – тот, что аккурат напротив нефтебазы на левом берегу Волги, мы приехали в разгар жары. Дачники потянулись к воде. Стайка детей уже плескалась на мелководье, заплывать, однако, не решаясь. Прямо напротив дачного посёлка стояли борт о борт два громадных танкера, ещё два чуть выше и ниже по течению, а буксир выводил на рейд ещё и третье судно. Вахтенный огласил простор Волги командой в мегафон, добавив парочку просолённых специфических терминов. С грохотом опустился якорь.


– Вот так порой по пять судов борт о борт встают. Иногда в тридцати метрах от берега, – прокомментировал происходящее местный дачник Александр Новиков. – По весне, по-видимому, с высокой водой, нефтеналивных судов приходит ещё больше. Одни ждут разгрузки, когда освободится место у терминала нефтебазы, другие – погрузки. Стоят подолгу. Иногда по две-три недели.

– Соседство для нас неприятное, – добавляет другой вакаревский старожил Виталий Насонов. – Работа на рейде не прекращается в любое время суток. Гремят цепи, якоря, работают мощные двигатели. И всё это сопровождается крепкими матросскими словцами в мегафон. А по выходным экипажи десантируются на берег: устраивают пикники с выпивкой и тоже матерятся, а рядом бегают наши дети, внуки. Такого наслушаются.

Во всём остальном дачный посёлок Вакарево – место для отдыха идеальное. Он почти в городе, и в то же время здесь есть всё, что нужно для рекреации: песчаный пляж, на берегу берёзовые рощи, остатки уникальной дубравы, сосновый бор, грибные места. Шесть раз в день из Дядькова в Вакарево приходит речной трамвайчик. Сообщение удобное. Нынче и новосёлы из нового микрорайона «Сокол» облюбовали вакаревский пляж как самый доступный.

В шестидесятые годы прошлого века здесь возникло первое садоводческое товарищество «Волга», в восьмидесятые годы второе – «Заволжье». В этих двух товариществах около тысячи участков горожан, а отдыхающих в летние дни, естественно, собирается до трёх-четырёх тысяч. Когда застраивались, рейд напротив нефтебазы уже существовал. Но не было такой активности перевозчиков, как сейчас. С девяностых годов до двухтысячного, в период спада в экономике, на рейде тем более было затишье. А Вакарево, напротив, испытывало бум дачного строительства.

И вот теперь у дачников с речниками конфронтация. В 2004 году, по словам Виталия Насонова, обращение вакаревских садоводов к губернатору подействовало. Какие уж он с речниками переговоры вёл, им неведомо. Но два года – 2005-й и 2006-й – прожили спокойно. Рейд работал, но суда отстаивались на 500 метров ниже по течению, не доставляя хлопот отдыхающим.

В прошлом году вновь загремели якоря напротив пляжа. А нынче весной какое-то нашествие танкеров. Дачники шлют жалобы в природоохранную прокуратуру, в управление «Рос­природнадзора» по Ярославской области, к нам в редакцию.

«В последние годы, особенно в текущем, прямо в зоне отдыха, напротив дачных участков организована стоянка грузовых судов, – отмечено в коллективном письме начальнику управления «Росприроднадзора» Николаю Рябинину. – Одновременно здесь стоит до 15 – 18 судов на расстоянии 20 – 30 метров от берега группами по 4 – 5 судов. Некоторые ждут по 3 – 4 недели и больше. В результате прибрежная зона сильно загрязнена. Сплошные мазутные пятна, фекалии, отходы, грязь. В купальный сезон это создаёт угрозу здоровью сотен людей, в том числе детей, находящихся на отдыхе на дачах. Неужели организация подобных стоянок дороже здоровья?!

Убедительно просим вас найти действенное решение по запрещению стоянки грузовых судов в зоне отдыха граждан и созданию безопасной экологической обстановки».

С просьбой садоводов Вакарева мы познакомили главного государственного инспектора Ярославского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Сергея Забурненко.

– Надо было знать, где дачи строить, – резко отреагировал Сергей Леонидович. – Рейды обозначены на всех картах, установлены соответствующие знаки. К тому же суда мы проверяем, чтобы с них никаких отходов не сливалось. Подсланевые воды они сдают. А если и возникают масляные шлейфы, то это потому, что вода на охлаждение двигателей идёт из грязной Волги. Лучше бы поднимали вопрос об очистке ливневых стоков города. Это с ними грязь и мазут попадают в реку, а когда ветер с юга, всякий мусор прибивает к левому берегу.

По поводу стоянки судов Сергей Леонидович, впрочем, дал дельный совет: обращаться в Волжское управление водных путей и судоходства, что в Нижнем Новгороде. Именно эта организация определяет места отстоя судов и устанавливает соответствующие навигационные знаки.