Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 04 сентября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/14082/

Ради максимума, ради страны

рубрика: Общество
Автор: Василий МЮРАТОВ

Если реально оценивать сегодняшнюю экономическую политику России, то нефть и только нефть можно без малейшего преувеличения назвать «кровью страны». Как организм человека работает нормально, только если кровь бодро бежит по сосудам, так и «здоровье» российской экономики напрямую зависит от работы нефтепроводов.


Накануне Дня работника нефтяной и газовой промышленности корреспондент газеты «Северный край» встретился с и. о. начальника Вологодского РНУ ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» Валерием Груздевым и расспросил его о том, с какими производственными результатами нефтепроводчики ВРНУ подошли к профессиональному празднику, что он думает о значимости труда нефтяника, что волнует работников филиала больше всего.

– Валерий Александрович, а случались внеплановые остановки перекачки нефти?

– Даже кратковременная внеплановая остановка магист­ральных нефтепроводов – это ЧП. Поэтому работники нашего управления делают всё, чтобы этого не произошло. Для всех нас работа превыше всего. Работник Вологодского РНУ никогда не отключает телефон, не уезжает в другой город или на дачу, не предупредив руководителя, он всегда на связи, готов в выходные оставить личные дела ради общего дела – бесперебойной перекачки неф­ти. И поверьте: трудимся мы не только ради денег.

– Известно, что нефтяники как работники, пожалуй, самой успешной отрасли российской экономики зарабатывают неплохо?

– Прочно укрепившаяся в обывательском сознании легенда, что все, кто работает с нефтью, зарабатывают бешеные деньги – не более чем легенда. Не спорю, работники Вологодского РНУ ОАО «СМН» неплохо зарабатывают для нашего региона, но эти деньги выплачиваются за вполне адекватный труд, ответственный и тяжёлый. На дальних НПС, там, где магистральный трубопровод проходит через депрессивные сельские районы, жителям, кроме как у нас, работать просто негде, и сам факт существования Вологодского РНУ решает важнейшие социальные вопросы. Но повторяю: деньги – не главный смысл и не основной двигатель нашей работы. Некоторые (немногие, но есть и такие) не выдерживают режима работы, уходят. Работа у нас – своеобразный фильтр качества работников. Остаются настоящие люди труда, лучшие. В последние годы в наш филиал приходит много молодёжи, которая понимает, что в Вологодском РНУ есть реальные перспективы для карьерного роста. Инициативный, исполнительный работник имеет реальные шансы через несколько лет стать начальником участка, инженером. Много трудовых династий, сыновья приходят вслед за отцами.

Примерно 80 процентов расходов нашего управления – расходы на ремонт и обеспечение безаварийной эксплуатации магистрального трубопровода, его оборудования и неф­теперекачивающих станций. Разумеется, я говорю не об аварийных ситуациях, а о плановых профилактических, регулярных работах. В ближайшее время у нас состоится плановая остановка нефтепровода для проведения профилактического обслуживания всего технологического оборудования. Поезжайте на головную станцию «Приводино» и своими глазами увидите, как реализуются меры по обеспечению бесперебойной перекачки нефти.

ОСОБЫЙ ДЕНЬ

Первое впечатление от НПС «Приводино» – словно попал не на территорию российского предприятия, а на демонстрацию рекламного буклета о том, «как должно выглядеть идеальное рабочее место».

Чистота на территории станции идеальная – газоны, по которым не принято ходить, бордюры, окрашенные как в элитных районах Москвы, современное здание операторной. Ни пятнышка ржавчины или грязи, ни следов запустения.

Не портило общую картину даже то, что в день встречи с «Приводино» на аккуратных газонах зияли глубокие ямы и траншеи, стояла тяжёлая техника. «После завершения работ всё в порядок приведём, – сказал начальник НПС Сергей Руфович Елсаков. – А сегодня – день особый».

День плановой остановки действительно был особенным. Важным. За то время, пока была остановлена транспортировка нефти, сменный персонал и ИТР, прерывавшиеся только на короткий отдых, успели очень многое.

В резервуарном парке испытали автоматическую систему пожаротушения: при возникновении пожара на выбранном для испытаний третьем резервуаре РВС-20000 потоки пены ликвидируют огонь в считанные секунды.

В ЗРУ-10кВ провели плановое испытание устойчивой работы НПС при отключении одного из источников электроснабжения.

Не ограничившись работами по испытаниям, приводин­ские энергетики занялись техническим обслуживанием цифровых регуляторов возбуждения электродвигателей (ЦРВД), которые управляют работой электродвигателей, осуществляющих перекачку нефти. Но и это ещё не всё: в день плановой остановки на станции трудились не только местные, постоянные работники. Их в «Приводино» не так уж много – около 70 рабочих и 18 ИТР. В запланированных на «особый день» работах принимали участие более 25 человек из нескольких подрядных организаций.

Важнейшим этапом фактически непрекращающейся реконструкции станции стали работы по внедрению АСТУЭ (автоматизированной системы технического учёта электроэнергии). Ввод в работу системы будет завершён в этом году, что позволит производить более точное планирование и контроль потребления электроэнергии. Кроме того, у оперативного электротехнического персонала появится возможность управлять схемой электроснабжения НПС непосред­ственно с автоматизированного рабочего места (АРМ). Проектом предусмотрена возможность контроля не только оперативного состояния схем электроснабжения всех НПС общества, но и их отдельных элементов. Контроль режима работы энергетического хозяйства ОАО «СМН» в режиме реального времени будет вестись не только на НПС, но и в энергослужбах РНУ в городах Усинск, Ухта и Ярославль, а также в отделе главного энергетика нашего предприятия с соответствующих автоматизированных рабочих мест.

Не только энергетики, но и все технические службы провели комплексную подготовку объектов РНУ к бесперебойной работе в осенне-зимний период и результаты оформили «Паспортом готовности объекта», который необходимо защитить в аппарате управления ОАО «СМН» перед строгой комиссией. Поэтому проводили ремонт, испытания и диагностику всего технологического оборудования.

На сварном шве возле магистральной задвижки № 74 в ходе предыдущей диагностики был обнаружен микродефект, и после его оценки московскими специалистами ВНИИСТа приняли решение: установить ремонтную конструкцию – приварную муфту типа П-8.

Диагностика – это вообще особая забота эксплуатационно-технического персонала. Специальное подразделение АК «Транснефть» – ЦТД «Диаскан» располагает специальными самыми современными приборами для проведения диагностики, стоимость которых несколько сотен тысяч долларов каждый. И все без исключения понимают, что любая выявленная микротрещина, любой дефект сварного шва, оставленные без должного анализа, могут стать причиной разгерметизации МН, что приведёт к разливу нефти. Значительные убытки, ущерб экологии, нарушение режима перекачки нефти… Всё это предотвращает диагностика. При её проведении работники трудятся очень напряжённо, но никто не в претензии – всем понятна особая важность этой работы.

Особое значение в Вологодском РНУ придают диагностике подводных двухниточных переходов, поскольку потенциальная авария на них втройне опасна для экологии.

Таких в зоне обслуживания Вологодского РНУ целых 7, поэтому диагностику проводят не только в дни плановых отключений, а практически постоянно. На трёх реках – Виледи, Северной Двине и Волге – состояние труб проверяли в июле. А к началу осени будет полностью завершена диагностика участка Приводино – Ярославль.

Но как ни важны и диагностика, и завершение монтажа АСТУЭ, и подготовка к зиме, и испытания на РВС-20000 – самым главным делом всё-таки следует признать две врезки, проведённые с целью рекон­струкции СППК (системы предохранительных клапанов).

Откачав с соблюдением всех мер безопасности остатки нефти из технологических трубопроводов, рабочие приваривали отводы с новыми клапанами. «Мы вплотную подходим к максимальному режиму перекачки, – рассказывает начальник НПС «Приводино» Сергей Руфович Елсаков. – Теперь вместо двух предохранительных клапанов в каждом отводе системы СППК будет задействовано три. Диаметр соединительных труб увеличен с 375 до 530 мм, в конструкцию клапанов внесены усовершен­ствования. Во-первых, к минимуму будет сведён негативный эффект гидравлических ударов. А во-вторых, станция «Приводино» сможет работать с максимальной отдачей. Ради этого максимума мы и работаем.