Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 13 сентября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/14217/

Бегство из тишины

рубрика: Общество
Автор: Владимир КОБЫЛИНСКИЙ

Потерять слух – это не просто диагноз, это практически приговор. Слабослышащий или глухой человек волей-неволей изолируется от всего мира, мира слышащих. Он не общается с другими людьми, не ходит в кино, театр, получает неквалифицированную работу и навсегда остаётся в своей стране глухих. Поля Иванова не слышит, но учится в Ярославском технологическом колледже наравне со слышащими. Она пытается вырваться из тишины.


Нередко люди со скрытой неприязнью относятся к неслышащим, так как опасаются всего непонятного. У неслышащих действительно свой мир, и рассказать о нём могут только такие люди, как Полина, которые, словно сталкеры, находятся между двумя мирами.

ПОКОРИТЬ МИР ГОВОРЯЩИХ

Поля – белокурая высокая девушка с оливковыми глазами. Когда смеётся, то так мило краснеет и ослепительно улыбается. «Ей бы в артистки» – первая мысль. Уж очень похожа на признанную голливудскую красавицу Гвинет Пелтроу.

Оказывается, девушка всё-таки ездила в Москву, хотела поступать в специализированный институт для слабослышащих, где обучают на артистов, но...

– Я поняла, что для этого нужен талант, а у меня его нет, и решила учиться на бухгалтера, – объяснила девушка свой выбор.

В бухгалтерии всё-таки работа с компьютером, с документами. Меньше общения с людьми. Девушке всё ещё стыдно переспрашивать, если чего не поняла. А в профессиях, которые держатся на людском общении, это пришлось бы делать постоянно.

Мама Ира очень хотела, чтобы дочь поступила в 26-е училище. Мало того, что оно специализируется на подготовке слабослышащих, но и рядом с домом находится. А Поля каждый день видела тех, кто там учится, чему и как. И чётко осознала, что ПУ – это не её.

Да и все школьные годы она ездила в интернат из одного конца города в другой. Пока едешь, что-то новое видишь, с кем-то встречаешься. А поступи она в училище, мир бы сузился до крохотного пятачка.

Её же заветная мечта – никогда не переспрашивать и понимать, о чём говорят слышащие, с первого взгляда на губы. Для этого надо идти и покорять мир говорящих, что в училище среди таких же слабослышащих было бы невозможно. И она пошла в мир звуков.

ЗДЕСЬ ВАМ НЕ СПЕЦШКОЛА, ЗДЕСЬ «КЛИМАТ» ИНОЙ

В строительный техникум девушка экзамены провалила с треском. На таком, казалось бы лёгком и не профилирующем для бухгалтера предмете, как русский язык. Был диктант, и Полина просто не услышала его. Преподавательница зачитывала его так, что иногда не были видны губы, и абитуриентка не могла увидеть, какое же слово произносится.

И тогда девушка второй раз попробовала пройти горнило экзаменов, на этот раз в Ярославский технологический колледж. Только там уже знали про её проблемы со слухом, и экзамен был в виде теста, где абитуриенты расставляли запятые, писали правильные буквы на месте пропусков и проходили прочие испытания, не требующие слуха. И она поступила!

Самое трудное ждало её в первые несколько дней. Преподаватели колледжа – это не школьные педагоги. Они не говорят, отчётливо артикулируя губами, как это делали наставники в спецшколе для слабо-слышащих. Они могут говорить быстро, опустив голову вниз, поворачивая лицо в разные стороны. И если для слышащего – это ничего не значит, то для Поли такая манера была катастрофой.

Девушка садилась на первую парту и неотрывно следила за преподавателем. Очень трудно смотреть на губы, потом отрываться от них и записывать в тетрадь, ведь преподаватель продолжает говорить, а ты этого уже не видишь. Потом очень сложно постоянно концентрироваться на губах. Столь резкий переход от привычного мира без звуков в царство слов был ужасен. С ней в колледж поступила ещё одна такая девушка, но она не смогла вынести все эти сложности и перевелась в специализированный институт.

Правда, Поле неожиданно повезло. На их курсе училась слышащая девушка, которая знала язык жестов. У неё родители – глухие. И это стало спасением для Полины.

МУЛЬТИКИ – АМЕРИКАНСКИЕ, КИНО – РОССИЙСКОЕ

Полина в детстве росла ребёнком замкнутым. Дом – школа – дом. Подруг совсем не было. Во-первых, не было возможности их завести. Родители забирали девочку из интерната после работы, часов в семь – восемь, и компанию особо не заведёшь с таким режимом. Да и дети не хотели играть с неслышащей девочкой. Поэтому пришлось дружить с персонажами мультфильмов: «Том и Джерри», «Розовая пантера», «Вуди и его друзья».

Советские мультики, которые считают лучшими в мире, маленькая девочка не любила. В них без звука не всегда разберёшься что к чему, а вот американские с действием – в самый раз.

Повзрослев, стала смотреть сериалы и кино. Здесь ситуация наоборот – только русское смотрела. Ведь читать приходилось по губам главных героев, а американскую артикуляцию не поймёшь.

Наше телевидение, кстати, плохо приспособлено для неслышащих людей. С субтитрами идут новости в час дня и двенадцать ночи. И сериал «Две судьбы» делают с сурдопереводом. Остальное ТВ только для обычных людей.

Слабослышащие, оказывается, очень любят музыку. Причём даже не звуки, которые не слышат, а вибрацию. Она идёт по всему телу, и так кожей Поля слушает свои любимые «Руки вверх», Максим, «Инфинити».

– К нам дядя приезжает, он часто на гитаре играет. Я люблю слушать его. Но больше всего люблю, как звучит барабан – он такой вибрирующий.

СОТОВЫЙ «ТЕЛЕГРАФ»

Настоящей революцией в мире неслышащих было появление сотового телефона. Обычный телефон для глухих был бесполезной вещью. Но когда вместе с сотовым появилась возможность рассылать СМС, то жизнь у глухих изменилась. Стало возможным общение с любым человеком, даже если он не понимает язык жестов. Потом на телефонах появились аськи, это ещё больше встроило слабослышащих в мир говорящих.

Денег, правда, уходит на такое общение много... Телефон большинство слабослышащих используют как телеграф, не разговаривая по нему.

Впрочем, Полина может говорить по мобильному со своей подругой детства Катей. Они так давно знакомы, что Поля даже по телефону понимает, что говорит подруга. Фантастика!

Самое же удивительное было, когда Полина встречалась с молодым человеком и они разговаривали без звуков. Только одними губами.

А он, слышащий, каким-то невероятным образом мог читать по полининым губам!

ИНОСТРАНКАВ ГОСУДАРСТВЕ ЗВУКОВ

Первое время трудно было общаться с говорящими. Поля не успевала за их речью, и тем общих было мало, и возрастная стеснительность давала о себе знать. Но с каждым годом всё быстрее и быстрее осваивалась.

Сейчас общается совершенно спокойно, только вот пока не может понять иронию или сарказм. Ведь человек говорит обычные слова, а окрашивает их голосом, который Поля не слышит.

Впрочем, на издёвку горазды преимущественно девушки, а с ними Поля мало общается. Иногда бывает, что они говорят гадости про слабослышащих. Стоят и издали обсуждают Полю и её подруг. И совершенно не учитывают, что их можно понять по губам. Тем более, что у слабослышащих хорошо развивается интуиция, и они шестым чувством понимают, когда речь идёт о них.

Парни же, в отличие от девушек, такого себе не позволяют. Полю часто принимают за иностранку. Она говорит с лёгким акцентом. Это, конечно, не протяжная речь глухих. Скорее, такой прибалтийский выговор. Мужчинам же такая особенность даже нравится.

Полине легче общаться с мужчинами. У них, оказывается, губы чётче слова артикулируют, и понять, о чём речь – гораздо проще. Да, девушка не слышит, что именно говорят, но по вибрации их голоса улавливает смысл.

И ещё Полинка ценит мужчин за немногословность. Говорят немного и по делу.

Как-то Полина пошла с подругой гулять на волжскую набережную. А там роллеры катаются. Обычный человек звук роликов слышит издали, а Поля очень испугалась, когда мимо неё пролетел человек на роликах. Так и на дороге машин не слышит, и двадцать раз посмотрит туда-сюда, прежде чем дорогу перейти.

А уж в тёмное время суток вообще чувствует себя напряжённо. Страшно становится, когда не слышишь ничего и видно плохо.

ВСЁ РАВНОМИР ЗВУКА НЕ БРОШУ

Слабослышащему или глухому закончить школу – уже событие. Поступить же в техникум или училище – редчайшее явление. Действительно очень трудно учиться, даже если ты и освоил чтение по губам.

Многие же и этого сделать не смогли. Или жестовая речь, или плохонькое чтение. Да и слабослышащие заканчивают школу годам к 21 – 22. Какая уж тут ещё учёба... работать пора и детей рожать.

И что остаётся таким людям? На завод или в посудомойки.

После второго курса Поле опять хотелось всё бросить. С каждым годом обучение становилось всё сложнее и сложнее. Началась производственная практика, и у девушки опять проблемы. Очень трудно слушать преподавателя и одновременно разбираться в бухгалтерских программах.

– Как же я работать буду, если сейчас столько ошибок делаю.

Родственница её успокоила. Как действующий бухгалтер объяснила будущему, что может пригодиться в работе, а что она потом на месте выучит.

Да и у Поли перед глазами пример другой слабослышащей девушки Ани, которая сумела закончить техникум, выйти замуж и работать по специальности.

– Она смогла, и я смогу, – твердила себе девушка в минуты отчаяния.

И родители поддерживали. Папа водителем работает, мама – в регистратуре больницы. Они понимают, что в сегодняшнем мире без специальности не выжить, и очень хотят, чтобы дочка выучилась.

Раньше Поля не любила читать книги. Ленилась. А сейчас увлеклась.

– Много слов интересных узнаю и психологические нюансы в поведении людей замечаю. Обсуждаем что-нибудь, я выскажу своё мнение, и со мной соглашаются. Приятно.

У девушки сейчас друзей даже больше, чем у некоторых слышащих.

А недавно слабослышащая подруга, насмотревшись на Полинину учёбу, сама решила поступать в обычный техникум...