Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 02 октября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/14455/

Звучит «музыкальная пауза»

рубрика: Общество
Автор: Татьяна ЕГОРОВА

Наша фотография сделана на том месте, где через два года должен быть концертный зал. Торжества, связанные с 1000-летием города, планируются на сентябрь 2010 года. Станет ли открытие концертного зала, как заявлено, одним из событий юбилейных дней или программа праздника стыдливо обойдёт эту площадку на берегу Которосли, к тому времени наверняка уже развороченную, решается буквально сейчас.


Основание для беспокойства есть. Строительству любого объекта, тем более незаурядного, предшествует большая работа. Исследования, концепция будущего сооружения, эскизный проект, который выносится на суд специалистов, согласования в различных инстанциях, общественное обсуждение, наконец, само проектирование. Ни о чём таком пока не слышно. Разве что – в глухих отзвуках кабинетных прений. Времени остаётся в обрез, поэтому «Северный край» предпринял собственное расследование.

В мэрии сказали, что объект – не их. Деньги федеральные, поэтому им как заказчик занимается департамент градостроительства и архитектуры области. Главный архитектор области Дмитрий Ильич Брандуков переадресовал к своему заму Олегу Геннадьевичу Быкову, «который в курсе всех деталей». Быков объяснил, что он бы с удовольствием, но летом решением губернатора кураторство объекта передано департаменту строительства области. Именно он выполняет сейчас функции заказчика.

Таким образом, моим собеседником стал директор департамента строительства Константин Валентинович Устюгов. Я получила исчерпывающие ответы на все заданные вопросы. А вот «картинки» того, как будет выглядеть концертный зал, так и не получила.

– Неужели до сих пор, как вы говорите, её нет?

– Градостроительный совет во главе с губернатором одобрил концепцию архитектурного решения. В рамках этой концепции разрабатывается проектная документация. Когда она пройдёт утверждение, мы будем готовы её показать.

Несмотря на настойчивость корреспондента «Северного края», Константин Валентинович остался непреклонен: показывать что-либо рано. Насколько реален в таком случае сам подарок городу, о котором тем не менее говорится с высоких трибун как о деле решённом?

– Обычная беда бюджетных строек – денег нет. Здесь они будут. Только в этом году мыдолжны получить на этот объект 500 миллионов рублей федеральных денег. Вся необходимая документация для их получения подготовлена – губернатором в этом плане проделана огромная работа. В следующем году придёт ещё один миллиард рублей. Объект будет обеспечен, уже ясно.

Итак, остаётся напрячь воображение.

Место выбрано прекрасное – там, где сейчас стадион военно-финансового института. Главный вход со стороны Которосльной набережной. Здание представляется внушительным не только в денежном выражении. Вопреки названию, в нём разместится не один зал, а два – на полторы тысячи и на четыреста мест. Большой, иначе говоря, театральный зал, рассчитан на проведение самых требовательных с точки зрения технического оснащения акций: театральных постановок, симфонических концертов, оперных спектаклей. В нём найдут применение самые современные театральные технологии, появится возможность использовать сложные постановочные решения. В зале предусматривается совершенная акустика, он оборудуется современной свето-, звуко- и видеотехникой, в том числе для демонстрации кинофильмов.

Закулисная часть представляет собой полный набор помещений для приёма гастрольных трупп, размещения декораций. А также (обратите внимание!) для того, чтобы иметь свою собственную театральную труппу.

Малый, или универсальный, зал предусматривает широкие возможности для быстрой трансформации. Когда нужно, превращается в кинозал, требуется другое – становится залом для совещаний, банкетным залом, конгресс-холлом или пресс-центром. Современные технологии трансформации позволят проводить и концерты, рассчитанные на небольшое количество слушателей.

Проектировщик определён по результатам конкурса. Основным разработчиком проекта стало «Товарищество театральных архитекторов» (Москва). Оно известно проектами Дворца музыки у Павелецкого вокзала в Москве, концертного зала в Астрахани,+ другими. Главный архитектор проекта – руководитель этого товарищества Юрий Петрович Гнедовский, президент правления Союза архитекторов России.

Ярославцы тем не менее, судя по словам Устюгова, не ждут у моря погоды. В этом году планируется провести подготовительные работы: установить ограждение строительной площадки, если потребуется, вынести ненужные инженерные сети, подвести временное электроснабжение, чтобы без проблем работать зимой.

– В этом же году мы должны провести аукцион на выбор генподрядной организации, чтобы с 1 января 2009 года начать активную фазу строительства, – продолжает он. – Наша основная задача: до начала отопительного сезона 2009 года закрыть тепловой контур объекта (коробка здания, витражи, крыша). А с ноября 2009 года приступить к монтажу оборудования и отделке, чтобы в течение года то и другое завершить.

– Получаются очень сжатые сроки. Если в ноябре будущего года начать монтаж оборудования и отделку, то закончатся они в ноябре 2010 года – уже после юбилея.

– Будем стараться сделать всё к юбилею. В плане будет стоять: к сентябрю 2010 года объект ввести в эксплуатацию.

– Сейчас что-то мешает началу практических работ?

– (После долгой паузы). Никаких сложностей нет.

– Насколько я знаю, первоначальные проектные предложения уже пересматривались. Менялся облик здания, предложенный вначале, идея удешевлялась. Сейчас в плане проектирования всё уже встало на практические рельсы и движется вперёд обычным порядком? Или могут быть ещё какие-то пересмотры?

– Нет. Сейчас уже идёт разработка проектной документации. Конечно, она ещё будет проходить экспертизу. Возникают рабочие моменты, некоторые вопросы по архитектурно-планировочным решениям, составу театральных технологий. Обычная работа. Я думаю, 1 ноября мы начнём экспертизу. Будет создана рабочая группа экспертов, которая ни на что другое не будет отвлекаться от этого проекта. В тесном взаимодействии с проектировщиками она должна устранить все замечания по проекту до конца ноября. Работать эта группа будет в Москве, чтобы не терять время на переписку.

Последнее очень интересно, правда? Всегда бы так! В состав рабочей группы, по словам Устюгова, войдут штатные сотрудники Государственной экспертизы строительства. Она формируется руковод­ством ярославского госучреждения – Вневедомственной экс­пертизой строительства. Для оценки технологий, возможно, будут привлечены эксперты из Москвы.

По ходу разговора выяснился любопытный момент. Главная идея, которую департамент строительства закладывает в здание концертного зала – возможность его модернизации как в самое ближайшее время, так и в процессе эксплуатации в дальнейшем.

Во-первых, не определена стратегическая линия его использования. К чему окажется больше интерес слушателей и зрителей? К концертам выдающихся певцов и музыкантов? К ярким театральным постановкам? К опере и балету, известным у нас «вживую» только по спектаклям гастрольных трупп? В проект поэтому будет заложена возможность дооснащения концертного зала тем оборудованием, которое максимально сможет удовлетворить интересы слушателей и зрителей.

Во-вторых, уровень технического прогресса сегодня такой, что, как ни придумывай, завтра он наверняка устареет. Технология звука, света стремительно развивается, её модернизация должна здесь идти постоянно.

Впрочем, возможно, в ближайшие пять лет ничего обновлять не понадобится, но то, что через двадцать лет концертный зал не останется таким же, как в день открытия, это точно. Коммуникации поэтому будут заложены с учётом развития, вся коммунальная инфраструктура, энергомощности тоже.

– Хватит у нас сил, чтобы всё это сделать? Ведь концертный зал при всей своей значительности лишь один из многих объектов, запланированных к 1000-летию? Даже если отвлечься от всего остального, сможем мы освоить такие деньги?

– Возможно, придётся привлечь строителей со стороны. Не исключаю, что это может быть иностранная компания. Почему нет? Что касается ярославских организаций, то они могут работать на субподряде, опыт совместной работы с иностранными фирмами у ярославцев есть.

В заключение предпринимаю ещё одну попытку выведать, как же всё-таки будет выглядеть здание. Не станет ли оно диссонансом к ещё не потревоженной красоте Которосльной набережной, судить, конечно, рано. Или уже поздно? Окончательного варианта пока нет, в который раз отвечают мне.