Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 03 октября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/14487/

Студент­«заушник» ищет работу

рубрика: Общество
Автор: Елена ДЕЙС

Весной и зимой в нашем магазине ежегодно случаются напряжённые периоды. Коллектив не очень большой, но в нём пятнадцать студентов-заочников. А значит, два раза в год у них бывают сессии. Каждый раз наш хозяин хватается за голову и громогласно обещает всех нас уволить, набрать нормальных продавцов. А мы начинаем лихорадочно соображать, как совместить работу и учёбу. Кто-то радуется, что сессия совпадает с очередным отпуском, кто-то берёт отгулы за свой счёт, кто-то умоляет коллег поработать за него – другим тоже потребуется замена. Если уж совсем трудно найти таких простаков, где и всего-то нас тридцать человек, запускаем руку в свой кошелёк. На очередной сессионный день при режиме «два к трём» можно склонить другого члена коллектива, заплатив ему 600 рублей. Обнаруживаются и такие, кто намается, махнёт рукой на учёбу, догадавшись, что и без «бумажки» можно быть полноценным человеком.


В общем, всё как-то устаканивается, и наш хозяин, облегчённо вздохнув, возвращается к практической учёбе своих подчинённых на рабочих местах. Правда, без большого энтузиазма. Что толку вкладывать азарт и свой драгоценный опыт в большинство из нас, если, закончив вузы, мы будем преподавателями литературы и физкультуры, ветеринарами и журналистами, юристами и прорабами? Правда, он и сам с дипломом дизайнера неожиданно для себя подался в бизнес и не жалеет.

Распространено мнение, что на заочную или вечернюю форму образования поступают люди, у которых либо есть уже средне-специальное образование, либо для повышения квалификации. А между тем в группе заочников возраст варьируется от 17 до 30 лет и даже выше. Здесь и те, кто не поступил на дневное отделение и, чтобы не терять год, поступает на заочное. И те, кто решил получить новую специальность после 30 лет. Некоторые выбирают такую форму обучения в силу материальных проблем, заочное образование стоит примерно в два раза дешевле да и конкурс гораздо меньше. К слову, для заочников с этого года учебный год стал на шесть – семь тысяч рублей дороже. Некоторые переводятся с дневного отделения, чтобы зарабатывать деньги и делать карьеру одновременно и гораздо раньше, чем их одногруппники. Кто-то, как я, прозевал срок поступления на дневное.

У каждого свои причины, но общее у всех одно – желание работать не в ущерб учёбе. И все мы сталкиваемся со сходными проблемами трудоустройства.

Вот, к примеру, мои первые не очень удачные контакты с выб­ранной профессией – журналистикой. После третьего курса я начала искать издание, в котором могла бы написать и опубликовать пять требующихся для зачёта по практике корреспонденций. В одной ярославской газете мне предложили список из пяти тем. Опубликовали – спасибо. Правда, ни до, ни после никто не сказал мне ни слова, так или не так я сделала.

На четвёртом курсе я попыталась искать журналистскую вакансию. Ходила в редакцию газеты одного из крупных заводов. Встретили равнодушно – на заводе неважные дела, какие уж тут практиканты. Зашла в ярославский офис одной из центральных газет – им требовались почему-то только очень слезливые истории про брошенных детей. По Интернету вышла на сайт некоего издательского дома. Там предложили тему о паранормальных явлениях. Другого не надо было. В московский сити-менеджерский дом я даже послала своё резюме и корреспонденцию на предложенную тему. Все сроки прошли – обратной связи нет. Участвовала в кастинге на одном из городских телеканалов, но не прошла – считаю, сама виновата, не знала, как себя показать, а посоветоваться было не с ним. Постепенно закрадывается сомнение – туда ли я поступила? Коллеги-профессионалы к «заочникам» интереса не проявляют.

Например, Юлия – студентка дневного отделения, 20 лет. Училась на втором курсе по специальности «Экономика и бухучёт» в одном из вузов Ярославля. Перевелась недавно на заочное отделение, чтобы помогать родителям. Но работу по профессии найти не может. Работодатель обязательно спрашивает девушку об опыте работы. «Не слишком ли много от меня хотят? – думает она. – Но дайте только шанс, и я себя проявлю». И работодатель думает: «Зачем пришла. Какой толк от такого работника? Ещё обучать придётся. Оно мне надо?» Девушку вежливо провожают – «Если что, мы перезвоним».

Говорят: есть такие креативные, продвинутые работодатели, которые заключают договор со студентом, за ним закрепляется место работы, пока он учится, и даже оплачивают учёбу. И всем выгодно: студенту – работа, а работодатель получает молодого, перспективного, практически готового специалиста. Можно лепить из него то, что надо, знания ещё не забылись. Да и новенькие с рвением относятся к своей работе. Специалисты уже знают себе цену, приходят со своими амбициями. А в идеале лучше, когда и те, и те есть, в работе будут друг у друга учиться, зато для студентов откроется больше возможностей. Эх, мечты, мечты...

Но большинство работодателей считает, что студент-заочник – это лентяй, избрал лёгкую форму обучения. Я позволяю себе не согласиться. Здесь в первую очередь имеет место самоорганизация и самообразование.

Иногда можно услышать не заочное, а «заушное» образование, то есть прошло мимо ушей. И как бы ни старался заочник, всё равно у него будет меньше знаний, чем у студента дневного отделения той же специальности. Просто невозможно преподавателю за несколько пар лекций рассказать практически весь курс. Потому и некоторые преподаватели лояльно относятся к заочникам типа «а смысл, всё равно не выучить».

Наталья учится заочно в Московском экономическом. Специальность у неё – банковское дело. Сначала она и вправду хотела устроиться на работу по профессии. Не получилось. Пошла работать в магазин продавцом. Думала, что ненадолго, на время учёбы, не зря же она получает высшее образование. Зарекомендовала себя хорошим работником. Сейчас она уже товаровед. В будущем возможно повышение. А к учёбе и к своей профессии у неё пропал интерес, лишь бы как-нибудь быстрее закончить и получить диплом.

Анне 22 года. Два года назад с отличием окончила строительный техникум, по специальности юрист. Поступила в финансово-юридическую академию на заочное отделение. Хотела работать по специальности. Вакансий много, но везде отказ. Причина – учится заочно. А девушка лишь хотела уже начать карьеру.

Пока студенты могут увидеть в объявлениях только следующие вакансии: курьера, официанта, продавца и т. п. Именно в таких местах и работает молодёжь. Кого только здесь не встретишь?! Вот, действительно, кладовая! И будущие учителя, и юристы, и экономисты, и технологи. В этих сферах не сильно завышены требования и заочников берут с радостью, ну, может, и не с радостью, но берут.

Тем не менее, популярность заочного образования растёт с каждым годом. По данным Федеральной службы российской статистики (Росстат), в 2007 году на 6,6 процента (35 тысяч человек) возрос приём студентов на заочную форму обучения. При этом количество очников сократилось на 25,2 тысячи человек. Поощряется второе высшее образование.

К тому же, всё упорнее ходят слухи, что из-за утечки мозгов в нашей стране намечается острый дефицит молодых специалистов. А заочники – не шанс ли этот дефицит погасить? Но при условии заботливого к ним отношения.