Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 04 октября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/14491/

Странствия с Анжеликой-вестницей

рубрика: Общество
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

Пятеро учителей Красноткацкой средней школы стали вчера обладателями премий фонда гуманитарных программ имени Александра Яковлева, самого знаменитого из её питомцев. Открывая церемонию награждения, президент фонда Борис Колодиж первым делом поблагодарил лауреатов за их «подвижнический, поистине миссионерский труд». Напомнил, с каким благоговением относился к своей родной школе академик Яковлев. «Без учителей и врачей нет страны», – писал «архитектор перестройки» в книге «Сумерки», ставшей его духовным завещанием.


Премии (в сумме 10 тысяч рублей каждая) «За многолетний педагогический труд и заслуги в духовно-нравственном воспитании учащихся» присуждены педагогам-историкам Анжелике Вевель и Татьяне Лебедевой, учителям русского языка и литературы Елене Лимоновой и Валентине Шлыковой.

Лауреатский диплом 90-летней Алевтине Алексеевне Левиной, бывшему директору школы, родоначальнице династии педагогов, из рук президента фонда принимала её внучка – нынешний директор школы Мария Мухина. Фонд гуманитарных программ к Дню учителя преподнёс в дар школьной библиотеке 30 томов словарей и справочников – от трёхтомника Владимира Даля до «Нового энциклопедического словаря».

С одним из лауреатов премии имени Александра Яковлева – Анжеликой Викторовной Вевель – пообщались наши корреспонденты.

УПАЛО НА ЗЕМЛЮ СЕМЕЧКО

Накануне прямо на уроке истории в пятом классе махнули мы в одно нескучное путешествие по дальнему маршруту – в гости к нашим предкам-землянам, в их самое ранее детство, когда они ещё ни пахать, ни коз доить не умели. Наш способ передвижения назывался «машиной времени». Заводилась она с неимоверной простотой. Мы положили руки на невидимый штурвал и, словно шофёрскую баранку, от души крутанули время вспять – против часовой стрелки.

В путь отправились мы не с пустыми руками. Странники прихватили кое-какие самодельные средства выживания. Подумали о них загодя, выполняя послед-нее домашнее задание Анжелики Викторовны. Артём принёс «молоток древнего человека», осталось только камень к ручке потуже привязать. Никита запасся увесистым рубилом. Рассказал: часов пять корпел над беспризорным валуном, пока не отколол подходящий кусок.

Лада позаботилась – умница! – о том, чтобы при случае легче было найти с предками общий язык. На гладко расправленной под прессом бересте за неимением алфавита нацарапала карандашом знаки в виде человечков. Получилось что-то вроде визитной карточки племени: вот оно на охоте, вот обивают шкурами жилище, а тут пляска вокруг костра...

По дороге разделились мы на две команды. Раскрыли тетрадки – «дневники странствий». Сообща «изобретали», странницы – земледелие, их спутники-кавалеры – скотоводство. Сверяясь время от времени по «лоциям»-учебникам, выдвигали собственные версии.

– Как-то раз упало на землю семечко, – внимательно слушаем Снежану. – Появился росток. Люди это заметили, стали собирать семена и зёрна. Высадили их в поле, взрыхлённое мотыгами.

Собственный проект зарождения скотоводства выдвигает экипаж Никиты:

– Шёл человек, увидел горного козла. Тот подошёл, лизнул ему руку. И человек подумал, что хорошо бы добросердечных коз приручить.

На привале странники дружно сошлись на том, что когда наши предки собрали первые урожаи зёрен и научились доить коз, им сразу много чего понадобилось: и сито, и зернотёрка, и плетёная корзинка. Когда выяснилось, что вода в такой корзинке не держится, обмазали её глиной. И вскоре научились лепить горшки и корчаги на гончарном круге.

Чтобы ставить горшок на огонь, смастерили ухват – примерно такой, что стоит в «музейном углу» кабинета истории, рядом с другими следопытскими находками ребят в окрестных деревнях – ручным ткацким станком, балалайкой, старинным зеркалом из серебряной фольги – таких давно не делают.

После возвращения из путешествия (не забыли для этого покрутить в нужном направлении штурвал «машины времени») – краткий разбор записей в «дневниках странствий». Слово руководителю экспедиции:

– Из нас, вижу, получились бы хорошие древние люди. У нас с вами всё в порядке с фантазией и смекалкой, и мы изо всех сил стремились придумать что-то такое, чтобы выжить и остаться людьми. Молодцы, я горжусь вами.

Домашнее задание странники получают такое: готовясь к следующему путешествию в гости к предкам, попробовать самостоятельно или с помощью старших вылепить что-нибудь полезное из глины – проверить на себе народное изречение про то, что не Боги же, право слово, горшки-то обжигают.

ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО

Историком Анжелика Викторовна стала, как сама она с недавних пор догадывается, скорее по воле судеб, чем по чистой случайности, как думала до того. Когда поступала в Ярославский госуниверситет, там историки и юристы ещё учились на одном факультете. Лапина (это её девичья фамилия) чуть было не отдала документы на юридическое отделение. Так бы, наверное, и получилось, если бы не остановил её необидной шуткой прямо у стола приёмной комиссии профессор Александр Михайлович Пономарёв, доктор исторических наук: дескать, эх, Анжелика, такое у тебя замечательное имя – благовестница в переводе с латинского – и что же я вижу, не к нам идёшь, как же так?

Может быть, тот лёгкий укор, что послышался в словах профессора чуть растерявшейся абитуриентке, и решил тогда для неё на годы вперёд вопрос вопросов с выбором профессии. Пошла благовестница в историки. Кажется, с тех пор не пожалела об этом ни разу в жизни, даже в те совсем недавние времена, когда учителям начинало казаться, что родное Отечество их вроде как и в упор не видит.

Дорогого стоит для неё – замечать по ребячьим глазам, что те вести из былых времён её милым странникам в радость. После уроков постояли мы у того зеркала в красном углу класса. Ребята сами добыли его в следопытском походе в Козьмодемьянск. Бабуля, когда дарила зеркало школе, с хитрющей улыбкой поведала, что принадлежало оно когда-то... ведьмам. Тут же успокоила своих гостей – мол, нет в том ничего страшного. Просто лучше не смотреться в него в дурном настроении – станет вам ещё хуже. А вот нормальное настроение волшебное зеркало имеет свойство улучшать. Сами не раз проверяли – всё так и есть.

Собственно, в кабинете истории и начинается знаменитый музей Красноткацкой школы, где куратором и хранителем многие годы она, Анжелика Вевель. Времени на уроках всегда в обрез – продолжение следует на занятиях кружка краеведов, у планшетов с экспонатами из истории Кресто-Богородской волости и посёлка Красные Ткачи, бывшей слободки при льноткацкой и отбелочной фабрике купца Петра Сакина.

ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ

Кое-чему из собранного может позавидовать любой исторический музей. Есть и подлинник свидетельства об окончании волостного земского училища – с него-то больше столетия назад и начиналась эта школа, и «Ветхий завет» из семьи Федора Алексеевича Некрасова – купец Сакин как раз у него покупал для своей фабрики землю на берегу Которосли. Видели мы и кожаный ридикюль начала 50-х годов – по тогдашней моде высший шик! С таким ходила директор школы, ныне здравствующая Алевтина Алексеевна Левина – в культуре, говорила она, мелочей не бывает.

Целая витрина посвящена памяти Александра Яковлева, выпускника школы 1941 года, морского пехотинца, четырежды раненного в боях. Рядом с его переданными семьёй бушлатом, тельняшкой и бескозыркой – посмертный том исторической библиотеки «Россия. ХХ век. Документы», изданный под редакцией академика книга об одном из самых драматических событий гражданской войны – братоубийственных боях ярославского восстания 1918 года.

На прощание наш гид притормаживает у парадного портрета незнакомца-бородача в расцвете лет. Вот уж кто, где родился, там и пригодился – Пётр Алексеевич Сакин. Вырос он на легендарном старом Московском тракте, что проходит у самых школьных ворот. Сообща вспоминаем, что по одной из версий он-то и есть та, «столбовая дороженька», где у Некрасова и встречаются однажды семеро мужичков, чтобы отправиться искать счастливого.

Сюда-то, на берег Которосли, Пётр Алексеевич и перенёс из родного Макарова своё образцовое полотняное производство, а в 1888 году заложил здесь одну из первых в России ткацких фабрик с тремя сотнями механических станков и собственной электростанцией. Сакинские именные пряжи, тонкие полотна и батисты, столовое бельё на весь мир славились. Нынешние поставщики фирменных махровых изделий ОАО «Красные ткачи» стараются об этом не забывать – строго придерживаются русских классических технологий.

– Приходите на наш урок-спектакль «Сакинская слободка». Актуальную тему из истории русского предпринимательства мы вам в лицах разыграем, – приглашает наш гид.

Экскурсии по заявкам учителей, родителей, воспитанников школы разных поколений водят здесь ученики Анжелики Викторовны, ребята из совета музея. Наверное, и сами того не ведая, снова и снова подкрепляют делом простое и ясное кредо своего учителя: история свершается здесь и сейчас, живите с достоинством на родной земле, уважайте её прошлое, а для этого его надо знать.

...В кабинете истории появился в эти дни скромный стендик под заглавием «День учителя». Догадываясь, что поздравлять с праздником раньше времени – дурной тон, шестиклассники предусмотрительно постарались всё же, как сумели, настроить своего классного руководителя на праздничный лад.

Сделали они это с большим тактом и без лишних слов. Нарисовали на листке бумаги морские волны. Пришпилили к нему композицию из оригами: без ножниц и клея «спустили на воду» целую флотилию кораблей. Флагман под названием «Анжелика Викторовна» окружён надёжным эскортом малых судов сопровождения. Символика со значением, и она в этих стенах понятна каждому. Пока «эскорт» рядом, никакие бури любимым учителям не страшны.