Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 16 октября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/14636/

Ниндзя с волжских берегов

рубрика: Общество
Автор: Владимир КОБЫЛИНСКИЙ

Ярославец Алексей Локанов недавно получил шестой дан ниндзя. Таких людей в России всего пятеро.


Алексей начал свой путь воина-тени с 14 лет. Коренной перелом произошёл в армии. Не японской, советской, конечно. К этому времени он уже поизучал ушу, каратэ. И когда сослуживец стал рассказывать об искусстве японских школ, то Алексея это захватило.

Вернулся в Ярославль и стал искать возможность продолжить обучение. Самые ближайшие курсы японских воинов нашлись в Москве. Там обучали работе с разными типами оружия, единоборству. Ученики приезжали на шестидневный семинар, а потом возвращались в свои города, тренировались дома и снова ехали вМоскву. Первые месяцы таких занятий Алексей ночевал на вокзалах, до того было сильно желание научиться древнему искусству. Правда, при тщательном рассмотрении это оказалось что-то подобное джиу-джитсу.

Потом Локанов стал посещать семинары на Украине. Путь был неблизкий и недешёвый, к тому же стоимость семинара равнялась полуторамесячной зарплате ярославца, но охота была пуще неволи.

Присмотревшись повнимательнее к тренеру, Алексей понял, что человек даёт лишь базу, к тому же взятую из книг и фильмов.

И тогда Локанов набрался смелости и позвонил в Германию Штеффану Фрейлиху. Про него ярославец узнал из ксерокопий книг, которые на Украине ему прежний наставник продавал. Фрейлих – известный мастер, обладатель пятнадцатого дана. Таких в мире насчитывалось пятнадцать человек.

Алексей нашёл номер, переводчика. Очень хотел поучиться у немецкого специалиста. Первые два звонка немец встретил прохладно. Лишь на третий попросил прислать видеокассету с записями тренировок ярославца.

Даже ответил спустя какое-то время: «Вы хорошо двигаетесь, осваивайте другие упражнения и виды оружия, ездите на семинары». Культурно так, вежливо, но отказал, одним словом. Алексею же хотелось иметь не просто тренера, а учителя, наставника. Чтобы между ними тянулась незримая нить, которая возникает между мастером и подмастерьем.

И ярославец продолжал звонить, учить немецкий язык, копить деньги на поездку в Германию.

Добрался через год туда, а Штеффан его холоднее преж-него принял: – Вы зачем приехали?

– На семинар, учиться, – отвечал ярославец.

– Так семинар в соседнем городе, – ответил немец, и разговор закончился.

То, что для германца четыре часа является великим путешествием, то для ярославца не расстояние. Смущало, что денег на дополнительные переезды уже не было. Но отступать было поздно.

– Если что – на попутках доберусь, – решил Алексей.

Штеффан очень удивился, увидев на семинаре настойчивого русского. Глаза мастера одобряюще сверкнули.

ГДЕ ЗДЕСЬВ НИНДЗИ ЗАПИСЫВАЮТ?

Едва вернувшись из Германии, Локанов основал в 1997 году региональную организацию «Будзинкан ниндзюцу». Это был первый официальный клуб ниндзя в России.

В первый набор пришли двадцать человек. Большинство за экзотикой восточных слов, чёрными одеждами, стальными звёздочками и прочей киношной атрибутикой. Через год желающих заниматься было уже 120 человек.

Поначалу Алексей взялся за новичков жёстко: суровая дисциплина, тяжёлые нагрузки, психологическое давление. Учителя предпочитают выбить из ученика всё ненужное, чтобы освободить место под истинное знание.

А где-то через год понял, что не все сделали из искусства воина смысл жизни. Для кого-то это просто тренировки, спорт, хобби. И как-то стал снижать требования: «Люди не могут быть такими, как я».

ОТСЮДА ПОШЛИ НИНДЗЯ ВСЕЯ РУСИ

Зарождение Будзинкан имеет две даты. Теоретическую и практическую. Всё начиналось с Валерия Момота, который в 1992 – 1993 годах проводил семинары в Москве, переводил литературу, знакомил начинающих с культурой воинов-теней. Однако это было теоретическое знакомство с ниндзюцу.

На практике же это искусство принесли в Россию три человека – Виктор Мезер, Андрей Самохин и Алексей Локанов, которые первыми стали заниматься у мастеров за рубежом.

Они ездили на семинары в Германию, Литву, Венгрию, Югославию. В 2002 году впервые в России побывал Штеффан Фройлих, мастер 15-го дана и провёл в Ярославле фестиваль. С тех пор этот мастер курирует Россию.

С 1997-го преподавание в России Будзинкан было разрешено от Международной организации ниндзюцу «Bujinkan INAG».

МЕЧОМ ПО ГОЛОВЕ

Тем временем Алексей стал ездить к Штеффану каждый год, часто созванивался, потом Фрейлих перед всеми обучающимися официально объявил Алексея своим учеником. Между учеником и учителем возникла та самая связь, неуловимая, связывающая обоих ниточка. Отношения даже достигли большего, и учитель стал называть ученика сыном.

ДОМ ДЕВЯТИ ШКОЛ
Школа Будзинкан нинпо (будо) тайдзюцу – единственная современная школа, которая объединила в себе традиции девяти школ японского искусства воинов-теней. Как в своё время самбо вобрало в себя лучшие приёмы из искусства борьбы разных народов, так и Будзинкан. Она ставит задачи не победы на соревнованиях, кубки, разноцветные пояса, а развитие духа воина. Будзинкан переводится как дворец божественного воина. Такое название школе дано в 1973 году великим мастером (Соке) девяти боевых школ ниндзюцу Масааки Хацуми.
За семь лет обучения Алексей получил четвёртый дан (из десяти). Следующий дан надо было получать в Японии у главного ниндзя мира – патриарха ниндзюцу Масааки Ханцуми.

Желающие получить пятую степень должны пройти годан-тест. Всё очень просто: ученик садится на колени, закрывает глаза, а учитель с мечом становится сзади. Стоит, ждёт и, когда захочется, бьёт мечом по голове ученика. Заметить такой удар невозможно, среагировать тоже не успеваешь.

– Природа должна сама тебя сберечь и оттолкнуть с линии меча, – говорит Алексей.

Раньше воинам было проще – не сдавших экзаменов не было. В живых. Сейчас ученик получает пребольно деревянным мечом по голове.

Впервые Алексея учитель пригласил съездить с ним в Японию в 2005 году. И только два года спустя Локанов поехал и сдал экзамен. В 2008 году на одном из семинаров в Ярославле учитель подошёл к Алексею, похлопал по плечу и произнёс: «Шестой дан». Потом обнял Локанова, Мезера и Самохина: «Всех троих – в шестой дан». Может показаться, что учитель вручил своему любимому ученику шестой дан по блату. На самом деле Штеффан озвучил решение трёх наставников. Для присвоения шестого дана нужно согласие трёх обладателей десятого дана, причём один из них должен быть японец. Сейчас в России обладателей шестого дана лишь пятеро.

Кстати, наивысшим считается десятый дан, но и после него человеку есть куда стремиться. Он может стать адептом четырёх стихий – земли, воды, огня и воздуха. И самое полное – адепт пустоты.

МЫ НЕ ШПИОНЫ,ШПИОНЫ НЕ МЫ

В самом начале становления ниндзюцу в Ярославле приходили к Алексею заинтересованные ребята. Спрашивали, могут ли ярославские ниндзя обеспечить охрану или проследить за кем-то.

Воспринимали ярославских ниндзей как наёмных шпионов. Алексею пришлось объяснять, что кодекс ниндзя позволяет защищать себя, своих близких или государство. Ни о какой защите за деньги речи быть не может.

ВСЁ СВОЁНОШУ С СОБОЙ

Ниндзя имели в своём арсенале «кунай» – многофункциональный инструмент для взлома, копания и убийств, ручные свёрла, крюк для открытия задвижек, различные отмычки, составное долото, складной «стаканчик» для подслушивания сквозь стены, приспособление для запирания дома, металлические стержни, вставляемые в щели между камнями для влезания на стену, верёвочные лестницы, мокроступы, ласты, рисовую азбуку-шифр и прочее, прочее, прочее. Кажется, что у ниндзя на каждый случай есть инструмент.

СМЕРТЬ В КАРМАНАХ

Ниндзя были хорошо экипированы и вооружены: «шпионские трости» с клинками и цепями внутри, металлический нагрудник, надеваемый под одежду, и миниатюрный серп синобигама с чехлом.

Меч ниндзя, нож без гарды, кинжал, скрытый в футляре от курительной трубки, миниатюрные кинжалы, скрытые в деревянной заколке, шипы, засушенные водяные каштаны, кистень, по центру: метательные звёзды, серп с цепью.

Воины-тени использовали не только тихие метательные «звёздочки». Они не гнушались и громким огнестрельным оружием: фитильное ружьё, хякурайдзю «ружьё ста громов» – петарды в бамбуковых контейнерах, приспособление для выдувания огня, огненная стрела, «противопехотная» мина, пистолет, скрытый в ножнах короткого меча, деревянная пушка.

ДОМ БОЖЕСТВЕННОГОЧЕЛОВЕКА-ВОРОНА

– Сколько можно опускать планку? – задумался Алексей после второго визита в Японию.

И действительно. Число занимающихся растёт, а их уровень падает. Учеников, которые готовы посвятить себя искусству воина, практически нет.

Увлёкшись несением ниндзюцу в массы, он несколько подотпустил качество. Теперь всё вернулось на круги своя, и Локанов создал «Дом божественного полуворона», который будет существовать параллельно массовым занятиям искусством воина. Но в него уже приглашаются только те, кто захочет изучать ниндзюцу углублённо. Вот тут уже всё серьёзно. Есть просто занимающиеся, есть кандидаты в ученики. Если не подойдут новички – безжалостно выгоняются. Но перспективные становятся кандидатами в ученики, а потом и учениками. В течение двух недель кандидаты в ученики обучаются закрытому разделу знаний ниндзя, и всё это оканчивается трёхдневной медитацией. Если выдержал, то ученику дают свиток, своего рода диплом. Вот такая культура ниндзя.

Комментарии