Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 18 октября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/14660/

«Охота» на энтузиаста

рубрика: Общество
Автор: Евгений АВЕНИР

Есть в Москве улица с очень красивым названием – шоссе Энтузиастов. За что энтузиастам такая честь? За то, что без них – никак. Чем эти беспокойные люди ни займутся, всё улучшается и развивается. А там, где энтузиастов разгоняют или строят в одну шеренгу, даже самое хорошее дело превращается в сплошное болото. У нас в Ярославле тоже есть примеры подлинного яркого энтузиазма. Где? Например, в МУП «Созвездие».


Благое дело внешкольного детского образования, которым занимается «Созвездие», казалось бы, не оставляет места для сомнительной коммерции, странных конфликтов и прочей накипи. Но это только «казалось бы»...

Александр Плазий занимался акробатикой, изучал жёсткие стили ушу, но потом понял, что душа просит чего-то более романтичного. Теперь он тренирует детей в секции ушу детско-юношеского центра «Созвездие».

В общем-то «ушу» – наверное, слишком громкое название для секции, которую ведёт Плазий. Никаких «Восток – дело тонкое» там не преподают, разбивать стопу кирпичей ладонью не учат. Секция не элитная, а муниципальная, бесплатная, некоторые дети приходят заниматься, имея целый букет заболеваний и недостаточно развитую моторику. Здесь нужны не кимоно и прыжки, а творческий подход к обычной общей физической подготовке. Может ли это дать экс-акробат? Цитируем характеристику, данную тренеру родителями занимающихся у него детишек: «...Здесь (в секции Плазия) наши дети стали координированными, более закалёнными к вирусным заболеваниям (нам как родителям и этого было бы достаточно). Но наши дети освоили ещё и некоторые акробатические элементы, комплексы ушу, технику стрельбы из лука, при том, что год назад не умели прямо стоять и делать по команде элементарные движения. Всё это благодаря педагогическим способностям Александра Владимировича, который на начальном этапе не стал выбраковывать «неспособных», как делают это в других секциях, а разглядел особенности каждого, которые успешно развил в преимущества.

За год обучения в секции ребята, до этого не знавшие друг друга, очень сдружились во многом благодаря Александру Владимировичу, который помимо занятий организовывал для ребят походы в театр, чаепития, чтение стихов после занятий...»

Есть чему удивиться, не правда ли? Спортсмен, тренер по физподготовке, устраивает для шестилеток вечера поэзии? Между тем причина такого нестандартного, творческого подхода лежит на поверхности – Александр Плазий работает сразу в двух театрах – ТЮЗе и театре кукол. Нет, не режиссёром и не актёром, а просто бутафором и слесарем, но, как известно, театральные коллективы нетворческих людей не терпят, в них даже гардеробщики и шофёры – втайне поэты.

То, что тренер Плазий – слесарь и умеет работать руками, кстати, принесло «Созвездию» немало пользы. Он принял пустой зал – помещеньице в 41 квадратный метр с застеленным матами полом. Через год в зале были хореографический станок, турник, мишени для стрельбы из лука. Всё это Плазий сделал своими руками. Появились шкафы, крючки, мягкие сиденья для раздевалки. Через немалое сопротивление руководства «Созвездия» тренер выхлопотал пять «шведских стенок» и смонтировал их. Одним словом, работал не за страх, а за совесть. Некоторые родители говорили, что это первый тренер, у которого дети не болеют. И вдруг – сглазили! Мальчик в секции заболел конъюнктивитом. У другого ребёнка случилось обострение бронхиальной астмы.

Детско-юношеский центр «Созвездие» привлекателен, конечно же, не только наличием в нём энтузиастов вроде тренера ушу с театральным уклоном. Нельзя забывать, что зальчик на улице Свердлова, 33, хоть и маленькое, но всё-таки помещение. И директор МУП «Созвездие» А. Кирпичников как бывший военный и, следовательно, опытный руководитель не мог этого не понимать.

Поэтому на Свердлова, 33, стали появляться люди, связать которых с муниципальной системой дополнительного детского образования нельзя даже при самой буйной фантазии. Здесь занималась секция по овладению искусством боя на самурайских мечах. Под мерный стук метронома «самопогружались» йоги. Всё это было относительно терпимо. Детскому тренеру как-то не пристало считать «левые»... ах, извините «дополнительные», деньги ни в кассе «Созвездия», ни в карманах начальства. Тем более, что с самого Плазия коммерческой выгоды – ноль целых ноль десятых. Советовали же ему в частной беседе: «Начни собирать деньги с родителей!» Не слушает, толкует не пойми что о бесплатном муниципальном учреждении и малообеспеченных родителях...

Поэтому Плазий тренировал детей как считал нужным, а взрослые дяди занимались сами по себе.

Тренер группы ярославских таможенников предприимчивостью отличался нормальной, рыночной. Поэтому в зале «Созвездия» тренировалась так называемая «группа таможенников» – 2 – 3 таможенника, и человек 7 – 8 сотрудников охранного предприятия «Ратник».

С агентством «Ратник», рекламные щиты которого украшают центр города, каждому посотрудничать лестно! Правда, вели себя дяди-охранники в полном соответствии с гордым названием своей фирмы: под лозунгом «кругом нас – рать».

Приходили «коммерческие гости» без сменной обуви или бахил. Бывало, и полы после себя мыли, как видно, «морским» способом, так что повсюду стояли лужи. После тренировки дяди тщательно мылись в душе, не оборудованном вытяжной вентиляцией, которым дети никогда не пользовались. В зале установился устойчивый запах сырости и плесени. Влажность была такая, что отказывалась работать аудиотехника и окислялись контакты электропроводки.

Наивный тренер ушу отправился на таможню – выяснить, что за странные «мокрые дела» затеяли государевы служащие в детском зале. Те сослались на охранников «Ратника», которых любовно называли «головорезами». После визита на таможню Плазий удостоился личной беседы с Кирпичниковым, которую директор начал с аристократически-вежливой фразы: «Кто ты такой?!»

Последней каплей, переполнившей чашу терпения тренера и родителей, стала брошенная в раздевалке упаковка от мази «Кандид» (используется для лечения грибковых заболеваний).

Естественно, доказать, что приступы астмы и конъюнктивит у детей были реакцией неокрепших организмов на разведённый взрослыми свинарник, не удалось. Кировская прокуратура никаких нарушений не нашла – предмет спора слишком трудноуловимый. На обращение в администрацию Кировского района, к специалисту И. Се-довой, последовало обещание «разобраться» и предложение «не беспокоиться», и пока что ничего более. Заявление родителей на имя руководителя Роспотребнадзора С. Мелюка тоже осталось «гласом вопиющего в пустыне». Тренер спорил, горячился, ругался. В результате директор проявил похвальную склонность к компромиссу (или осторожность) и прекратил занятия «лиц, похожих на таможенников» в детском центре. Однако жизнь тренера несколько изменилась.

Самая страшная война – это война мелких придирок, об этом прекрасно знают разведённые жёны и военные. «Па-ачему, у вас, товарищ лейтенант, часовой не по уставу пострижен?! Па-ачему по плацу кошка без документов бежит?» Такими «па-ачему» можно довести до инфаркта или увольнения даже телеграфный столб, а найти причину для придирок – дело техники. Самое поганое, что в этой «битве шпилек» доказать ничего всё равно нельзя.

На тренера ушу, лишившего «Созвездие» (непонятно – всё учреждение или только отдельных его работников) такого чудного источника доходов, дождём посыпались бумаги, вопросы, распоряжения и за-прещения.

Выяснилось, что Плазий, вопреки правилам, ночует в зале: «Прекратить!» Плазий действительно ночевал в зале... когда самостоятельно монтировал «шведские стенки». Теперь перестал, кому ещё дирекция выдала ключи – не в курсе, но попробуй-ка докажи, что ты не верблюд? А ещё нужно срочно убрать из зала тумбочку, коробку, «пружину от матраца за шкафом» (это цитата из записки за подписью Кирпичникова). А ещё нельзя ставить в зале гимнастическое бревно, даже низкое, это опасно! И брусья нельзя! И зеркальную стенку для занятий, о которой мечтал тренер, – запрещено! Всё запре-щено. Разрешено только проявить догадливость и написать заявление «по собственному», пока ещё остатки нервов целы.

Вероятность того, что тренер Александр Плазий после всей этой «охоты» из-за которой «Созвездие» так и тянет переименовать в «Созвездие гончих псов», уволится, процентов 90. Эта статья, скорее всего, только подольёт масла в огонь праведного директорского негодования. Однако тренер настаивал на её появлении. «Почему бесплатное детское дополнительное образованиедолжно быть таким?» – спрашивает он у тех, кто читает эти строки – «И кто должен нести ответственность за то, что такие ситуации возможны? И заинтересована ли страна, Родина, в этом дополнительном образовании вообще?» Этот тренер может себе позволить задавать такие неудобные вопросы. Уволят – не пропадёт: руки золотые, мышление творческое, работай да работай. С ним-то всё в порядке. А с нами? С нашими детьми?