Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 18 октября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/14669/

При всём богатстве выбора

рубрика: Общество
Автор: Дмитрий ПИХТО

«...Другой альтернативы нет». Помните этот безграмотный лозунг времён ранней перестройки? А вот пора бы вспомнить. Поскольку для нашей страны, где и дождь, бывает, льётся снизу вверх – что уж о грамматике говорить.


Кто бы мог, например, подумать ещё пару лет назад, что военные комиссариаты будут ломиться от желающих срочно отдать Родине свой долг? А сегодня заместитель военного комиссара Ярославской области, начальник второго отдела военного комиссариата полковник Николай Борисович Сурков специально собирает журналистов, чтобы разъяснить в том числе и этот поразительный феномен.

Оказывается, у него (у феномена, а не у полковника), помимо резко возросшего патриотизма есть ещё одна составляющая – переход к одному году службы. И не в том заключается вдруг проснувшаяся сознательность призывников, что год жизни им даром не нужен, а в том, что это всё-таки меньше, чем два года, которые, как помнят ещё сегодняшние служилые, в начале девяностых годов прошлого века (1993 год) сократились до полутора лет... И вскорости вернулись на круги своя (1995 год), причём призванные на полтора года солдаты и сержанты как миленькие дослуживали те полгода, на которые их не призывали. Что характерно: отсрочки, которых призывники лишились в силу того, что служить стали меньше (а народу в рядах требовалось столько же), обратно не вернулись. Сегодня, судя по всему, под ружьё готов идти и стар, и млад, и даже отчасти «нездоров» – чтобы успеть «под сокращение срока службы». А как же: поди знай, что там творится в высоких кабинетах – вдруг обратно введут два года... Или три. Будешь тогда локти кусать – ан поздно будет.

Естественно, что на пресс-конференции слухи о возможном увеличении срока службы замес-титель военного комиссара комментировать не стал. Не удалось от него узнать и логику перехода на один год службы. Раньше срок в два года определялся сложностью современных систем вооружения, для освоения которых никак не хватало даже восемнадцати месяцев (вспомним опять 1993 – 1995 годы). Стала ли военная техника за эти годы в два раза проще или на столько же поумнели призывники – ответа журналисты так и не дождались.

А какой же смысл в этом случае проводить пресс-конференцию? Тем более, что Николай Борисович попросил его слова не комментировать, что мы по мере возможности и делаем.

А смысл в том, что помимо всего упомянутого выше на встрече затрагивался вопрос о военно-призывных комиссиях. Согласно постановлению Правительства РФ от 28.07.2008№ 574 «О производстве независимой военно-врачебной экспертизы», с нынешнего года любой призывник, не согласный с медицинским заключением призывной комиссии военкомата, может прибегнуть к помощи комиссии независимой. Согласно тому же постановлению, независимая комиссия должна иметь лицензию на право проведения обследований и соответствовать нужному уровню по количеству медиков и их подготовке.

Закавыка же в том, что сегодня этим требованиям отвечают всего четыре медицинских учреждения Ярославской области: гарнизонный военный госпиталь, медсанчасть военной финансово-экономической академии, больница УВД, поликлиника ФСБ.

Казалось бы, призывнику и голову ломать не над чем. Сомневаешься в вердикте врачей военкомата – вперёд в любое из упомянутых мест. Только деньги собери (согласно всё тому же постановлению, альтернативную комиссию оплачивает сам призывник). И если военкомат действительно неправ, даже деньги тебе, болезному, вернут. Так и тут незадача: ни одно из упомянутых учреждений здравоохранения лицензии на оказание платных услуг не имеет. Что касается больницы УВД и поликлиники ФСБ, вряд ли подобная деятельность находится в их компетенции. Начальник же гарнизонного госпиталя подполковник медицинской службы Юрий Витальевич Тимофеев выразил сомнение, что его учреждению необходимо получать лицензию на право оказания платных медицинских услуг по упомянутому выше поводу. «Наша служба подчиняется центральной военно-врачебной комиссии Минис-терства обороны, – пояснил свою мысль Юрий Витальевич, – что лишает нас статуса независимых медицинских экспертов. В постановлении же ясно сказано, что экспертиза должна быть именно независимой и не может состоять в служебной или иной зависимости от Министерства обороны». Судя по всему, по тем же параметрам отпадает и военная академия.

Стало быть, подобная альтернативная комиссия может быть только сугубо граждан-ской. Но начать работу она сможет не ранее середины будущего года – то есть к концу следующего призыва. По словам председателя комитета организации медицинской помощи департамента здравоохранения Ярославской области Натальи Владимировны Даниленко, подготовка председателя альтернативной военно-врачебной призывной комиссии занимает 576 учебных часов – в специализированных учебных подразделениях всё того же Министерства обороны. Если перевести академические часы на месяцы, получается полгода. И это только учёба – а дальше ещё хлопоты по лицензированию самой службы, подготовка остальных сотрудников (не из одного же председателя эта комиссия будет состоять). Поэтому в ближайшие пару призывов остаётся только надежда на врачей военкомата: по словам Николая Борисовича, каждый возврат призывника из армии по состоянию здоровья становится предметом жёсткого служебного расследования, по результатам которого врач, допустивший ошибку, несёт персональную ответственность.

А призывники, которымвместо альтернативы в очередной раз подбросили пустышку, стройными колоннами потянулись в военкоматы. На сей раз планируется призвать около двух тысяч человек. На восемьсот больше, чем в осенний призыв прошлого года.