Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 21 октября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/14677/

Буря в бутылке воды

рубрика: Общество
Автор: Владимир КОБЫЛИНСКИЙ

Два года назад в Ярославле появились первые киоски с питьевой артезианской водой. Для многих это стало наилучшим выходом: вода из водопровода качеством, увы, не отличается. Но на пути встали чиновничьи препоны.


В том, что в Ярославле водопроводная вода не самого хорошего качества, убеждать никого не надо. Достаточно вскипятить её и посмотреть, сколько накипи остаётся на спирали чайника или на внутренних стенках кастрюли. И это ещё в относительно благоустроенных районах Ярославля. Что уж говорить об окраинах и «деревянном» секторе.

Фильтры, которые продают в магазинах, не способны справляться с очисткой воды долгое время.

И тут появляется питьевая вода на розлив. Цена – два с половиной рубля за литр. Этой водой хоть посуду мой, хоть пей. Семье из четырёх человек хватает в месяц около ста литров. Соответственно – 250 рублей расходов.

В Москве девятнадцатилитровая бутылка питьевой воды стоит 300 рублей. В пять раз дороже ярославской такого же объёма. В наших магазинах5 литров воды стоят от 20 до50 рублей. К тому же приходится платить ещё и за бутылку. А в «Роднике здоровья» и цена нормальная, и приходишь со своей тарой. Лепота, одним словом.

ВОДОВОЗЫЗЕМЛИ ЯРОСЛАВСКОЙ

Фирма «Родник здоровья» – типичный представитель малого бизнеса, которая при минимальных затратах обеспечивает одних ярославцев чистой водой по низким ценам, а других – работой. Вложений – минимум.

Посудите сами – вода покупается на ликёроводочном заводе, который имеет свою артезианскую скважину. Так что за качеством следит серьёзное предприятие, а за ним приглядывает куча инспекций.

Вода это обычная, не обогащённая какими-то добавками, присадками и никакими чудодейственными свойствами не обладает. Просто чистая!

А фирма «Родник здоровья» по сути – обычные перепродавцы. Им не надо вкладывать деньги ни в поиски скважин, ни в экспертизы, ни в очистку.

Но ярославцы имеют лицензию на киоски, которые запатентовал кировец Василий Зонов. Они просты до безобразия. Ставится киоск с окошечком. Вместо крыши – цистерна с водой. Отрываешь краник, и с «крыши» вода течёт в тару покупателя. Всё. Цена такого киоска – копейки. Никаких коммуникаций проводить не надо. Только электричество подключить. Низкие затраты позволяют очень быстро начать бизнес и окупать его, делая продукт вполне доступным.

В первый же год своей деятельности предприниматели подали заявку на 25 киосков, получили разрешение на открытие 12-ти. Это дало работу 30 ярославцам. В каждом киоске два продавца, что позволяет найти источник дохода двадцати четырём пенсионерам.

Три водителя, две девушки, которые совмещают секретарские, бухгалтерские, менеджерские, юридические, курьерские функции, и директор. Скромненькая такая фирма, которая помещается в одной большой комнате. Четыре стола, семь стульев. Меньше бизнеса просто не бывает.

Конечно, первый год пришлось тяжеловато: чтобы получить соглашения на установку киосков, «водовозам» пришлось обежать кучу инстанций: ГАИ, департамент ЖКХ, водокональщиков, электриков, связистов, пожарных, ДЕЗы, Роспотребнадзор, Технадзор, чтобы каждый дал добро на открытие ларька именно на этом месте.

Но за четыре-пять месяцев вся эта беготня закончилась. Благо что чиновники попадались нормальные: «Вот на этом месте проходят трубы, здесь нельзя. Давайте на три метра в сторону сдвинем». Просители соглашались и получали очередное добро.

ПРАЗДНИКСО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

А в 2007 году на улицу предпринимателей пришёл праздник. Власти отменили всю эту кутерьму и создали систему единого окна. Ты подаёшь документы в одно учреждение, а именно – в департамент архитектуры и развития территории города, и ждёшь ответа. Всё должно решаться гораздо быстрее. На радостях водоторговцы подали47 заявок в 2007 году и 33 – в 2008-м.

Из этих восьмидесяти удовлетворили... ноль. Да что там удовлетворили – полтора года предприниматели даже ничего не слышали о своих заявках.

– Ждите, ждите, вам будет отвечено в письменном виде. Раньше мы хоть знали, в каком состоянии и у кого находится наша заявка, – говорит директор «Родника здоровья» Николай Чежегов, – а сейчас даже не представляем, у кого заявки лежат. До введения единого окна мы заявку подали, и через полгода уже киоски работали.

Пока президент страны Дмитрий Медведев рассказывал с высокой трибуны о помощи малому бизнесу и призывал перестать «кошмарить бизнес», ярославцы тихой сапой рубили его робкие ростки под самый корешок.

НАРОДНЫЙ ГЕРОЙС КАНИСТРОЙ НАПЕРЕВЕС

И так бы это всё и шло, но появился народный герой. Валерий Горобченко. Журналист, сейчас он работает в городском центре внешкольной работы. Живёт в Ярославле, на «пятёрке». Очень ему понравилась эта вода, и он захотел, чтобы киоски с живительной влагой были поближе к дому.

С девизом «клиент всегда прав» обратился с этой просьбой в «Родник здоровья». Там ему вкратце объяснили суть проблемы: «Мил человек, мы бы рады быть ближе, но нам не дают».

Другой бы успокоился, но журналистская натура заставила Горобченко написать заявление в прокуратуру города, мэру. Так, мол, и так, подрывают начальник управления земельных ресурсов мэрии ЯрославляА. Панченко и заместитель директора департамента архитектуры и развития территории города А. Карпенко моё потребительское здоровье, не давая разрешение на установку киосков с питьевой водой.

Мэр, не мудрствуя лукаво, жалобу отписал своему заму, а тот спустил её тем, на кого жалуются.

Прокуратура города ответила, что чиновники правы и ещё раз перечислила уважительные причины отказов.

А их набиралось бесчисленное множество: то киоск находится на территории объектов общего пользования, то слишком близко к канализации, то на землях многоквартирного дома, то участок уже отдан под строительство – и прочее, прочее, прочее.

МОРСКОЙ БОЙ С ЧИНОВНИКОМ

Никто не оспаривает уважительные причины. Нельзя, так нельзя. Но почему чиновники играют с предпринимателями в морской бой? Бизнесмены называют местоположение киоска, а в ответ: «мимо». Предприниматели указывают новое место, а им в ответ – «не попал». И так более ста раз.

Морской бой в замедленном времени. Чиновники ответы давали по году. Лишь только когда Валерий Горобченко стал писать в прокуратуры и те начали проверять чиновников, то ответы с отказами пошли. До этого просто всё тонуло в чиновничьих нед­рах.

Кому нужны такие игры? Может, всё-таки лучше вопрос решать?

Но заинтересованы ли работники департамента архитектуры в решении этого вопроса? Аренда земли с такого киоска – триста рублей в месяц. Бюджету такие прибавки особенно не важны, чтобы ради них человек сидел и выбирал место для киоска получше.

– Да им грех жаловаться. Столько разрешений, сколько этой организации, я не подписывал никому, – говорит Игорь Лебедев, директор департамента архитектуры и развития территории города.

Однако ещё неделю назад не было ни одного положительного ответа на 80 заявок, которые поданы за последние два года.

По словам директора департамента, он уже подписал много-много заявок. Вызвали его сотрудника в прокуратуру и сказали: надо помочь людям, в порядке исключения. И тут же нашлись места для размещения киосков с питьевой водой.

Как сказал Николай Чежегов, директор «Родника здоровья», месяца полтора назад обговаривали 16 мест для киосков, но до сих пор ответа ни из департамента архитектуры, ни из управления земельных ресурсов не поступало.

Если эти согласования были не в качестве оправдания для прокурорского ока, то не зря, видать, Валерий Горобченко жалобы писал. И один в поле воин, получается. После его похода в прокуратуру сотрудники департамента архитектуры стали разрешать. А почему они раньше этого не делали?

ЕСЛИ В КРАНЕ НЕТ ВОДЫ

Игорь Лебедев видит проб­лему в том, что с середины 2007 года областные власти решили изгнать киоски из центра города и взяли на себя право давать разрешение на их открытие. Вот народ и стал искать, где пристроить свои торговые точки на окраинах. И как раз разрешениями на размещение вне центра города занимается департамент архитектуры. И сразу на него свалилась куча работы.

– По 600 – 700 заявлений приходится на одного человека, в функции нашего сотрудника просто не входит поиск лучших мест для размещения киосков, – говорит Игорь Лебедев.

И не прикопаешься. Сделал бизнесмен запрос на место около дома такого-то. Чиновник глянул карту и ответил: здесь нель­зя. Всё правильно. Но ведь мог ответить – здесь нельзя, но в десяти метрах можно.

Прокуратуры города, области проверяли запросы Валерия Горобченко. И подтвердили – да, чиновники правы, когда отказали в размещении киоска на этом месте. Но прокуратура не обратила внимание, что срок ответов превзошёл все допустимые сроки.

А заметь она это, а накажи виновных, а возбуди уголовное дело на начальника – глядишь, тут же нашёлся бы второй, третий человек, который бы занимался разрешениями.

– Почему вы не можете нанять человека, который бы предпринимателям выбирал свободное место для их размещения? – спросил я Игоря Лебедева?

– Мы не можем заниматься коммерческой деятельностью. Мы должны выдавать информацию бесплатно, – ответил он.

– И что же, так будет всегда?

– Нет, мы сейчас производим реформу и собираемся перевести документооборот в безбумажную форму. Мы заключили муниципальный контракт, и нам должны всё после Нового года сделать, – сказал директор департамента.

Значит, всё-таки возможно привлекать сторонних людей для решения проблемы. Почему на них деньги есть, а на тех, кто бы помогал предпринимателям, не находится?

Будем надеяться, что после очередной реформы скорость документооборота возрастёт, а не замедлится, как это произо­шло при сведении всех справок в одно окно.

Но есть определённые со­мнения. Получить любую информацию для журналиста в департаменте архитектуры можно только с разрешения директора. И ради любого вопроса надо вылавливать директора. Такая централизация власти была и до Лебедева, но она говорит о неповоротливости структуры.

И самое главное – с нового года чиновники должны получать надбавки в зависимости от эффективности своего труда. Если такие задержки с ответами и поверхностное отношение к нуждам предпринимателей будет сохраняться и впредь, то ярославских чиновников можно и без зарплаты оставить.