Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 11 ноября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/14924/

Между Европой и Африкой

рубрика: Общество
Автор: Мария СТУПАКОВА

Любое путешествие начинается с лёгкого волнения, с рассматривания ярких фотографий в рекламных проспектах и с предвкушения предстоящего удовольствия. Мы улетали из хмурой московской осени в тёплое лето. Летели греческими авиалиниями, и весь персонал самолёта не знал ни слова на русском языке. Уже по прилёту стало понятно, что куртки на ближайшую неделю, а также свитера и кроссовки, можно убрать куда подальше в чемодан.


Яркое солнце, автобус и слова гида: «Крит – самый большой остров Греции, расположен между Эгейским и Ливийским морями, между Европой и Африкой». Но природа за окном не очень впечатляла. Пустыри, кустики деревьев и редкие пальмы... Зато слева широкой полосой раскинулось море... Через какой-нибудь час, оставив вещи в отеле, отправились на пляж. Подумать только, улыбались мы, наши там в куртках ходят, а мы в купальниках на пляж идём! Море изумрудного цвета, прохладное. Но в воду зайти не так просто – крупные камни. Впоследствии песчаный пляж мы так и не нашли.

Херсониссис – небольшой туристический город с одной главной улицей, усеянной вперемежку магазинчиками и кафешками. На каждом шагу предлагают разнообразные экскурсии, которые дешевле, чем у отельного гида, но не факт, что на русском языке. Во время прогулки по главной улице нас пару раз зазывали русские: «Девушки, заходите, посмотрите на наши ювелирные изделия». Встречали и таблички «Шубы. Меха» на русском языке. А в газетном киоске бросилась в глаза газета «Аргументы и факты». С набережной приятно дует ветерок, из уличных кафе выглядывают официанты и улыбаются: «Привет! Как дела? Заходи! Давай-давай». У нас на лицах написано, что мы русские? Как позже оказалось, официанты знают несколько слов на многих языках и просто применяют их к туристам, на что турист отзовётся, тот и его язык.

В конце набережной находится порт. А если подняться чуть выше, то можно обнаружить остатки древней базилики. По базилике неспешно прогуливались три весёлых белых гуся, которые убегали разве что от туристов с фотоаппаратами.

Отельный гид никакой особо нужной информации нам не дал, поэтому на следующее утро мы самостоятельно отправились в город Ираклион – неофициальную столицу Крита. Погода между тем испортилась. Накрапывал дождик. По приезду просто пошли за толпой народа, которая и привела нас на небольшую площадь с фонтанчиком посредине и дамой со связкой воздушных шариков рядом. Туристов здесь больше, чем в Херсониссисе. Запомнилась Венецианская крепость, находящаяся в другой стороне от центра. Длинная дорога, ведущая в порт, по пути которой и стоит эта крепость. Сразу возникает ощущение древности. Внутри множество дверей, узенькие окошки и даже настоящие ядра, просто лежащие на земле. Я пробовала их катать... Ничего себе. Если даже катать сложно, то что же будет, если взять такое ядро в руки? Наверху крепости бесконечные лесенки, стайки туристов, голубое небо над головой и синее море где-то внизу. Красиво... Только ещё желательно иметь удобную обувь, чтобы не упасть нигде, на каблуках там точно не походишь.

В Херсониссисе, если подняться на три километра в горы, можно попасть в деревню Кутулуфари. По пути деревья с пока ещё зелёными оливками, недозрелыми гранатами и кое-где встречающимися цитрусами в толстых шкурках травяного цвета. Так называемая деревня не имеет ничего общего с нашими деревнями. Улочки выложены плиткой, маленькие домики окрашены в бело-голубой цвет – цвета греческого флага. Отовсюду доносятся приятные запахи. Здесь множество таверн. Меню можно встретить и на русском языке. Сувениры – тканые половички развешены на стенах домиков, рядом выставлены различные сорта оливкового мыла, маленькие магазинчики продают деревянные игрушки, бижутерию и глиняные вазы. Перед одним таким магазинчиком гордо восседает толстый полосатый кот, великодушно позволяющий всем желающим трепать себя по мягкой шёрстке. Вечером в деревне настоящая романтика. Виды на море внизу, звучащая на каждом шагу музыка, подсветка на ночной город.

Удивляет безопасность здесь и вообще на Крите. Машины, которые, кстати, тут можно взять напрокат при наличии прав, оставляют с открытыми окнами и ключами зажигания. Кто-то сказал, что полиция на Крите появилась только после нашествия русских туристов. Мы возвращались из Кутулуфари поздно вечером по неосвещённой дорожке, и страшно не было. Где-то внизу ночная жизнь Херсониссиса была в самом разгаре.

На следующий день мы поехали в городок Агио Николаус, находящийся в противоположной стороне от Ираклиона. Ехать до него было дальше, но оно того стоило. Едва мы вышли из автобуса, нам сразу предложили четырёхчасовую экскурсию на кораблике на остров Спиналонга. Тут же, узнав, что мы русские, выдали нам распечатку с заголовком «Экскурсия на русском языке», карту, как добраться до нужного места, и два билета. «Идти 10 минут пешком», – радостно улыбнулся нам гид. Ну мы и пошли по пустынной части города, где живут местные. И вместо 10 минут шли почти полтора часа. Хорошо ещё, что догадались спросить, а то бы блуждали ещё неизвестно сколько! Прибежали, спрашиваем у кого-то на пристани про Спиналонгу. Гид один обрадовался, взялся нас проводить, остановился и показывает на корабль – вот он, мол. И предлагает билеты купить. А мы ему свои показываем. Лицо гида разочарованно меняется, он машет рукой в сторону корабля впереди и возвращается на своё место. На верхней палубе заняты даже стоячие места. Но и внизу неплохо. Гид на английском начинает рассказывать про Спиналонгу. Какая-то русская бабулька пытается вырвать у него из рук микрофон, чтобы с распечатки, которую всем дали на руки, прочитать на русском языке. Тем временем капитан, услышав, что я русская, приглашает меня в кабину, а там все надписи на русском языке! Наш корабль! Бросается в глаза кнопочка «жди сигнал». Мы делаем фото и отходим на палубу.

Кораблик медленно плывёт по изумрудной воде. То тут, то там попадаются крошечные зелёные островки. Погода снова пасмурная. Дует ветер. Через час судно останавливается, и туристам предлагают искупаться «в кристально чистой воде». Я удивлённо таращу глаза на тех «моржей», которые решились на такой подвиг (вода студёная). А их было не так и мало... Выходили из воды с довольными лицами и отправлялись греться в бар.

Наконец, мы прибыли на Спиналонгу, по-гречески – «небольшой скалистый остров». Первые жители его были христиане и использовали остров для укрытия в период римского владычества на Крите. С 1903 по 1957 год на острове был лепрозорий, где жили прокажённые. Вход на остров – через низкие арочные ворота, которые были прозваны «воротами Данте, ведущими в ад». У ворот – длинные очереди из желающих сфотографироваться. Дальше – полуразрушенные здания, где и жили больные. И непонятно, что является остатками древней крепости, а что – домиками прокажённых. Так как лепра поражает руки и ноги, поддержание домов в жилом виде больными было почти невозможным. Домики все открытые, лазать можно где угодно, лишь самые опасные места огорожены верёвками или проволокой. Остров обошли за полчаса. Сверху открываются дивные виды на открытое море. Но поражает, как могли здесь жить эти несчастные, обессиленные люди, если подниматься по крутым каменным подъёмам не так просто. Здоровые продавцы боялись заразиться проказой, и потому во времена лепрозория в магазинах цены были высокие. Тем не менее на острове даже родилось несколько детей. Все они оказались здоровыми и были отправлены к родственникам. Этот факт доказал, что болезнь не передаётся по наследству. В 1953 году британский врач Самуэль Розен открыл лекарство от лепры, и лепрозорий на Спиналонге был закрыт.

На обратном пути мы ещё погуляли под дождём по городку Агио Николаусу, полюбовались на озеро, впадающее в море, и съели по греческому салату.

Утром снова было пасмурно, поэтому, начитавшись восторженных отзывов в Интернете, поехали самостоятельно в Кносский дворец. Возраст дворца можно сравнивать с возрастом египетских пирамид или Стоунхенджа. Он создавался во втором тысячелетии до нашей эры, и постройка его затянулась не на одно столетие! Площадь дворца – около 20 тысяч квадратных метров, он состоит из сложной системы сотен помещений, казавшейся древним грекам очень запутанной. Заблудиться там очень просто... Лабиринты. Но в отличие от Спиналонги, где всё открыто, здесь большинство развалин оказалось закрыто от любопытных ног туристов тонкими белыми верёвками. Походили по сохранившимся лестницам, посмотрели на колонны, раскрашенные в тёплый розовый цвет, погуляли по развалинам, видели даже трон какой-то за стеклом. А потом погода начала налаживаться, мы подумали и поехали в отель, на пляж.

Утром очередная поездка уже с уличной экскурсией в аквапарк. Правда, никакой экскурсии на русском языке нам не выдавали, но и другим ничего не рассказывали, так что не так и обидно. Показали на табличке время отправления автобуса, его номер, раздали билеты и отпустили с миром. Порадовала надпись на входе, явно сделанная через переводчика на русском языке: «Имейте славный день!» День и правда был славный. Народу из-за вечно пасмурной погоды немного, очередей на горки почти нет, хорошо... Мама пыталась меня фотографировать... А там местный фотограф кричит, повторяя за мамой: «Мася, Мася!» Мордашка забавная на фотографии получилась! Не подумавши, забралась я на горку «Камикадзе», самой высокой сложности. Снизу она смотрелась как-то просто, а вот сверху... А-а-а-а... Вода заливает лицо, и ты на бешеной скорости несёшься в бассейн. Местный экстрим! Лежаки на травке, голубые и жёлтые круги, за которыми никогда нет очередей, колонны, как в Кносском дворце.

Последний вечер... Прогулка по Кутулуфари, горстка монет в море, бокал вина. Грустно. Так много ещё осталось для нас за кадром. Но всё хорошее рано или поздно заканчивается. Утро. Завтрак. Автобус. Аэропорт. Прощальный взгляд на море, которое совсем рядом со взлётной полосой, и домой... Обратно в осень... Встречай меня, Россия!