Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 13 ноября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/14959/

От Ялты до улицы Собинова

рубрика: Общество
Автор: Татьяна ЕГОРОВА

Здание нашей редакции на углу улиц Собинова и Некрасова – не историческое, а самой что ни на есть советской постройки. Но всё, что связано с его появлением, оказалось, как недавно выяснилось, таким интересным, что захотелось поделиться этим с нашими читателями.


Дом печати был построен 36 лет назад специально для «Северного». Один этаж (четвёртый) сразу же был отдан молодёжной газете «Юность», несколько других редакций, которые делят сейчас это здание с нами, оказались тут позднее.

Всё начиналось прозаично. Тогдашний редактор «Северного рабочего» (как тогда называлась газета) Александр Михайлович Иванов собрался в отпуск. Пришёл в соответствующий отдел обкома партии насчёт путёвки. А там ему говорят: «Поезжай с Башиловым в Ялту».

– Вот так и случилось, – вспоминает бывший инженер по строительству зданий парторганов Игорь Александрович Башилов, – что мы оказались с Ивановым в одном санатории и весь отпуск провели вместе.

Вместе гуляли по живописным ялтинским улочкам, перед ужином ходили выпить по стаканчику красного вина «Мас-сандра», вечерами вели длинные разговоры. Иванов рассказывал о родном пошехонском селе Арефине, читал свои стихи.

Как-то, когда разговор зашёл о редакции, Иванов в сердцах воскликнул:

– Слушай, помоги! Редакция просто задыхается.

«Северный» располагался тогда в съёмном помещении, в доме № 64 по Республиканской улице. Здание представляло собой общежитие химико-механического техникума, а первый этаж занимала редакция. Соседство не самое удобное, теснота. Впрочем, в послевоенные годы подобным образом жили многие учреждения, партийные не исключение.

В начале 1960-х годов ситуация стала меняться, одно за другим начали возводить здания для партийных нужд везде. В конце 1960-х в ведении Игоря Александровича одновременно находилось до 28 строящихся партийных зданий.

В ответ на просьбу редактора Башилов сказал, что попробует. Он считал себя человеком небольшим в обкомовской иерархии, но значение вовремя сказанного в высоких кабинетах слова понимал очень хорошо. Ко всемогущему тогда первому секретарю обкома Фёдору Ивановичу Лощенкову он по строительным делам, случалось, заходил. Иногда к Башилову обращалась жена Фёдора Ивановича – когда возникали проблемы с водопроводом, сантехникой, Игорь Александрович помогал найти хороших мастеров.

Башилов – потомственный строитель. Его отец Александр Абрамович получил диплом инженера в середине 1920-х годов и был организатором треста № 14, будущего «Яргоржил-строя» («Ярстроя»), родоначальника всех строительных организаций города. Участник гражданской войны, близкий приятель Фурманова, в семье до сих пор хранят снимок первой иванов-ской футбольной команды, где они рядом. Башилов-старший дружил с писателем, а потом хоронил Фурманова в Москве, а Игорь Александрович Башилов вот уже 60 лет живёт в Ярославле на улице Фурманова, такие вот зигзаги судьбы.

По возвращении из Ялты Игорь Александрович не забыл просьбу нового товарища и, когда представился случай, рассказал о ней Лощенкову. В назначенное время редактор пришёл с заранее заготовленным письмом, Лощенков его подписал, и письмо от имени первого секретаря обкома было отправлено в ЦК КПСС.

Вскоре из Москвы пришёл ответ: подготовить предложения, указать объём здания и предполагаемую стоимость. На основе данных, представленных в обком редакцией – какой у неё штат, какова потребность в помещениях и каких – финхозотдел обкома такие предложения подготовил. В результате принципиальное разрешение на строительство от ЦК было получено. Состоялось решение горисполкома о том же.

Только теперь всё по-настоящему завертелось. Игорь Александрович Башилов подготовил для Ярославского филиала института «Гипроприбор» проектное задание (финхозотдел обкома выступал в качестве заказчика). За основу был взят проект, разработанный Ивановским государственным проектным институтом ГПИ-6 для редакции ивановской газеты «Рабочий край». Автором его привязки для «Северного» стал архитектор Александр Иванович Майков.

Тем временем отдел печати ЦК КПСС не упускал из вида инициативных ярославских товарищей. В какой-то момент Башилов был вызван пред начальственные очи в Москву. В тишине большого кабинета сотрудник листал ярославские бумаги, останавливаясь через каждые несколько секунд: «Вот это лишнее... И это... Садитесь за стол, считайте, сокращайте».

– Спорить смысла не было, – усмехается Башилов. – Начнёшь спорить, они там половину вычеркнут. В ЦК ребята были избалованы властью.

Сел Игорь Александрович за указанный ему стол, придвинули ему арифмометр, и он собственноручно принялся убирать кое-что из подготовленного варианта сметы.

Минуло ещё сколько-то времени, и из ЦК пришло письмо: проектно-сметная документация утверждена, можете начинать строительство. Финансирование пойдёт на расчётный счёт редакции отдельной строкой.

– Редакция, кстати говоря, не была «на довольствии» в обкоме, – уточняет Башилов. – У «Северного рабочего» был свой счёт в отделе печати ЦК.

В решении Ярославского горсовета было указано место, выбранное для нового здания, – на углу улиц Собинова и Некрасова. Для этого понадобилось расселить и снести два деревянных дома с удобствами во дворе: по улице Собинова, 3, где проживало девять семей (27 человек), и Некрасова, 5, с одиннадцатью семьями (тоже 27 человек). Попутно повезло ещё одной семье, обитавшей в подвале торца дома № 7 по улице Некрасова.

По существовавшим тогда правилам, прежде чем экскаватор зачерпнёт первый ковш на месте будущего здания, в числе других документов требовалось ещё разрешение ГАСК (Государственной инспекции архитектурно-строительного контроля), которую возглавлял тогда Игнатович: личность, можно сказать, легендарная, повергавшая всех причастных к строительству ярославцев в трепет. Николай Александрович Игнатович не пропускал ни малейшей погрешности, яростно боролся за безусловное соблюдение норм и правил, не боялся никого и ничего.

В нашем случае, впрочем, обошлось без эксцессов, похоже, придраться было не к чему – ни в начале, ни по ходу строительства.

Договор на генподряд был заключён с СУ-2 треста «Яргоржилстрой», его возглавлял Борис Михайлович Хазанов. Он живёт и здравствует до сих пор. Узнав, что после вынужденного на несколько лет переезда «Северный» вновь вернулся в своё здание, взбодрился.

– Я очень рад. Значит, наш труд даром не пропал.

Строили-то действительно не для кого-нибудь, а для своей родной газеты, единственной тогда в Ярославле. СУ-2 одно в городе имело специальное разрешение Совета Министров РСФСР строить в центре. На его счету такие сооружения, без которых наши улицы представить сейчас просто невозможно: вокзал Ярославль-Главный, здание обкома КПСС на Советской площади (сейчас администрация области), ТЮЗ, ДК имени Добрынина и другие дома на Юбилейной площади, реконструкция театра имени Волкова и множество прочих объектов. Только квартир на счету Хазанова 18 тысяч. А всего Борис Михайлович строил в Ярославле целых пятьдесят лет. Вот какой человек возводил здание нашей редакции!

В некоторых архивных документах, относящихся к проекту Дома печати, оно, впрочем, именуется не зданием редакции, а зданием издательства «Северный рабочий». То так, то сяк оно называется и в переписке партийных органов, и в документах проектировщиков, и в официальных бумагах органов власти. То ли был тут какой-то тайный смысл, то ли просто небрежность – кто сейчас скажет!

– Вы не представляете, какими муками строилось это здание, – обронил однажды Башилов. Я поняла так, что это относилось к «бумажному» периоду строительства. А когда дело переместилось на строительную площадку, всё пошло нормально. Игорь Александрович вспомнил только один эпизод, когда они с Хазановым разругались вдрызг.

– Для зала заседаний привезли сырую доску. Я на него, он на меня... А в целом всё шло как надо. Иногда, конечно, СУ было вынуждено отвлекаться на другие объекты, не без этого, но сделало всё хорошо.

Строить начали в начале 1969 года. А 1 февраля 1972 года вышел первый номер газеты, подготовленный в новом здании.

Кабинеты на два-три человека, у завотделами – отдельные, просторные холлы, двери, отделанные ценными породами дерева, светло, уютно.

– На фуршет по случаю новоселья редактор Иванов пригласил Лощенкова, Мартынкова и меня, – подводит итог воспоминаниям Игорь Александрович Башилов. – Но я почему-то прийти не смог. Позже бывал у него по-товарищески. Заходил всегда с особым чувством – всё тут вроде бы не чужое. Никаких премий, как за другие партийные объекты, я за это здание, правда, не получил. Работал, можно сказать, на энтузиазме. Иванов иногда пытался объясниться, но я отвечал: «Саша, я тебе помог просто как хорошему человеку».