Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 25 ноября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/15222/

По ком звонит трамвай?

рубрика: Общество
Автор: Владимир КОБЫЛИНСКИЙ

21 ноября ярославские пассажиры трамваев с удивлением смотрели на молодых людей, стоявших на остановке «Мукомольный переулок». Повешенное на дорожном ограждении десятиметровое белое полотнище «Нет ликвидации трамвая! За доступный общественный транспорт» привлекало внимание, как и молодые люди с красными флагами. Инициативная группа «Защитим трамвай» организовала пикет, который возглавил водитель седьмого маршрута трамвая Ярослав Романов (на снимке).


Около месяца назад власти города решили убрать трамвай из центра города, заменив его троллейбусом. Чиновники считают, что трамвай очень дорогой. Один вагон стоит 6,5 миллиона, а автобус – в три раза дешевле. Выходит, что выгоднее купить три автобуса? Доводы трамвайщиков таковы: трамвай вмещает в себя в два раза больше пассажиров. Плюс – один водитель трамвая-двушки заменяет четырёх водителей автобуса, только на их зар­плате экономия 300 тысяч рублей в год! Трамвай может работать лет сорок, в то время как автобусы – максимум 15. Маршрутки заставляют менять каждые 2 – 3 года. В Риме до сих пор ездят на трамваях 1939 года выпуска, а в мальтийской Валетте – и вовсе на рогатых 1898 года рождения. К тому же трамвай очень прост, и у него не так много механических узлов, которые быстро изнашиваются, и поэтому его ремонт быстр и дёшев. Бензин нынче дорог и будет всё дороже. Электричество же гораздо экономичнее. К тому же поедающие горючее автобусы бешено его расходуют на каждом торможении и разгоне, а электротранспорт при торможении, наоборот, энергию собирает в аккумуляторы, что позволяет экономить 30 процентов.

Один трамвайный вагон перевозит 224 пассажира. Два (на языке транспортников – поезд) – почти полтысячи ярославцев. Чтобы заменить такой «поезд», потребуется 34 «Газели» или 10 «пазиков».

Трамвай убрали с Красного Перекопа. Взамен пришёл 19-й автобус, который ходит крайне редко. И красноперекопцы стали пользоваться маршрутками. Они дороже, да и льгот студенты и пенсионеры там не имеют. Теперь городские власти хотят убрать трамвай из центра, ликвидировав 1-й, 3-й, 7-й маршруты.

– Ликвидация трамвая на «пятёрке» и в центре по улице Большой Октябрьской, – говорили участники акции, – затронет интересы работающих на моторном заводе жителей «пятёрки», постоянно пользующихся трамваем, чтобы доехать на смену, ухудшит положение пенсионеров и социально не защищенных слоёв населения.

Но большинство ярославцев спокойно смотрят на эту проблему. Шумный трамвай, от которого в прилегающих к маршруту его прохождения домах трясутся стёкла, не любят. Водителям машин мешают рельсы.

Защитники трамваев пытаются объяснить, что трамвай может быть бесшумным, если нормально укладывать пути. А ещё они пишут письма во все инстанции, но ничего не помогает. Инициативная группа «Защитим трамвай» – всего шесть человек, и опыта проведения уличных акций у неё нет, поэтому трамваелюбы обратились к «профессионалам». Движения «Социалистическое сопротивление» и «Вперёд» – завсегдатаи митингов протеста по любому поводу. Недавно они протестовали против единого госэкзамена, затем отметились на годовщине революции 1917 года. Ребята организованные и способны махать флагами. Достаточно придумать парочку речовок и слаженно их горланить.

Десяток полупрофессиональных митинговщиков создавали вид массовости, а два «трамвайщика» собирали подписи. Говорят, что сбор подписей проходит в течение месяца и уже тысяча ярославцев поставили свои автографы под петицией с просьбой защитить трамвай. Продолжилось это и на пикете.

Первая акция вышла комом. От трамвайщиков пришло всего два человека. Один – ученик 11-го класса Игорь Воронов – в силу своего возраста не мог внятно отвечать на вопросы противников трамвая. Другой – водитель трамвая Ярослав Романов – ещё не привык к публичным выступлениям. Но для них обоих трамвай – любимый вид транспорта. А для Ярослава – это ещё и место работы. Поэтому они готовы отстаивать его всеми силами. Услышит ли их власть?

В ноябре быстро темнеет, и трамваи проезжали мимо митингующих и скрывались в темноте. Наступят ли для электротранспорта светлые дни?