Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 27 ноября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/15249/

«Карабулинская» развязка

рубрика: Общество
Автор: Ярослав МАЙБОРОДА

В Ярославле существует легенда, что все жители города любят его до самозабвения. Как и все легенды, эта тоже далека от действительности. Тысячи яро-славцев абсолютно не уважают свой город, что бы там онине говорили и как бы не били себя в грудь с риском поломать рёбра.


ДЕЛО ЯСНОЕ, ЧТО ДЕЛО ТЁМНОЕ

 

Кто-то может сказать, что автор тут сильно преувеличивает. Что ж, приглашаю всех сомневающихся прогуляться по городу и посмотреть, какие следы остались на стенах домов после прошедших месяц с небольшим назад выборов. Чуть ли не с каждого фонарного столба где одним, а где и всеми глазами будут следить за вами экс-кандидаты в муниципалитет Ярославля. Глянцевые лица вы легко обнаружите и на покосившихся заборах, и на только что отремонтированных зданиях.

 

Большинство тех, кто изображён на этих листовках, конечно, скажут, что они тут не при чём, поскольку не давали, мол, команды своим помощникам клеить агитматериалы в неположенных местах. Тут уж дело каждого – верить в эти утверждения или нет. Может быть, кто-то из кандидатов специально заказывал тираж плакатов в 5000 экземпляров, чтобы потом наделать из них кульки для пирожков и пончиков. Это, так сказать, ноу-хау в предвыборной агитации: съели пирожки и – слова читайте на пакетах. Про то, что власть должна работать или что кто-то просто мечтает защитить ваши права.

 

Одним словом, пока кандидат или его помощники не пойманы на грязном деле расклейки листовок в неразрешённых местах, они чисты и невинны, будь хоть весь город уляпан картинками с легко идентифицируемыми изображениями. Куда бы вы ни обратились с жалобой – в избирком, районную администрацию, милицию или прокуратуру, вам везде предложат «застукать» человека с листовками, клеем и кистью на месте «административного правонарушения» и вызвать милицию, пока нарушитель не бросил кисть и листовки под соседний куст и не сделал вид, что он просто прогуливался.

 

Думаете, это невозможно? Вполне возможно! Другой вопрос: стоит ли игра свеч? Вот здесь ответ не столь однозначный.

 

НЕ ПОЙМАН – НЕ КЛЕИЛ

 

Чтобы не быть голословными, приведём реальный пример из жизни. Один неравнодушный к происходившей во время выборов листовочной вакханалии ярославец сидел в своём недавно отремонтированном за бюджетные деньги доме и наслаждался субботним вечером. И если бы он не вышел на балкон, то так и продолжал бы наслаждаться. Но он вышел. И увидел, что внизу некая приличного вида дама клеит на чистую, отремонтированную стену листовку с изображением кандидата в депутаты Сукнёва Р. Г.

 

На раздавшийся с балкона отчаянный призыв прекратить пачкать стенки дама ответила, что через полчаса во дворе будет встреча с кандидатом и продолжила своё грязное дело. Не прекратила она его даже после того, как возмущённый жилец вышел во двор с фотоаппаратом. Наоборот, уверенная, видимо, в своей полной безнаказанности, она устроила во дворе настоящую фотосессию, показательно намазав клеем и приклеив возле подъездов целую галерею портретов своего патрона. Только приезд милицейского наряда заставил активистку «зачехлить ракетку».

 

Дальше события развивались ещё интереснее. В Кировское РУВД, куда милиционеры препроводили расклейщицу вместе с сопровождавшим её кавалером-водителем, примчался Сукнёв Роман Геннадьевич лично. Предъявив милиционерам удостоверение кандидата в депутаты, он заявил, что его агитаторов задержали напрасно, что ничего они не клеили, а только раздавали его агитационные материалы, и что их надо отпустить, потому что свидетелей всё равно нет. Наличие свидетеля стало для Романа Геннадьевича неприятным сюрпризом.

 

Вот, казалось бы, как раз та ситуация, когда факт расклейки налицо, все действующие лица в сборе, и власть вполне может поработать, как того требует сам кандидат Сукнёв (его предвыборный слоган звучал: «Власть должна работать»). В нашем понимании работа эта заключается в том, что кандидата и его помощников власть должна заставить оторвать со стен и столбов все плакаты так, чтобы и следов-то от них не осталось, либо оштрафовать на такую сумму, чтобы хватило расплатиться с профессиональными «сдирателями афиш» и малярами, которых пришлось бы нанять для приведения испорченных стен в порядок.

 

А что вышло? Кандидат Сукнёв заявил, что он ведать не ведал о том, куда его помощники девали выдававшиеся им плакаты, а уж клеить их на стенки и вовсе велеть не мог. Власть ему, конечно же, поверила (ну нет же письменных доказательств того, что кандидат лично давал указания пачкать стенки), и от дальнейших объяснений он был избавлен. А пострадала только одна столь неосторожно попавшая в объектив гражданка Карабулина М. Н. Милиция составила протокол по факту расклейки агитационных материалов в неустановленных местах, направила его в административную комиссию Кировской администрации, где расклейщицу оштрафовали на целых 500 (пятьсот) рублей. Надо полагать, эта сумма была ей потом компенсирована несостоявшимся депутатом. Такая вот у этой истории получилась «карабулинская» развязка. А листовки с лицом экс-кандидата Сукнёва Романа Геннадьевича, сильно, впрочем, потрёпанные, до сих пор «украшают» улицы Кировского района.

 

И стоило, скажите, ради такого «результата» копья ломать?

 

ПО ЗАКОНУ ОТВЕТИШЬ!

 

Впрочем, даже если бы кандидат Сукнёв признался, что гражданка Карабулина – не сама по себе гражданка и что на дело расклейки листовок она была благословлена, и клей для этого ей был приобретён избирательным штабом, он бы рисковал только теми же пятьюстами рублями (за эти деньги сегодня порядочной оправы для очков не купишь). И пример того минувшая избирательная кампания тоже дала.

 

Достойным конкурентом Сукнёва Р. Г. оказался в 19-м избирательном округе Волков Станислав Фёдорович. Его изображениями Кировский район до сих пор уклеен даже обильнее. Ближе к выборам его люди ходили по городу с лестницами и расклеивали листовки на высоте 4 – 5 метров. Так вот, Волков С. Ф. в письме в Кировскую прокуратуру пообещал поснимать все свои листовки, понаклеенные на уровне второго этажа «из антивандальных соображений», сразу же после окончания выборов. А благополучно избравшись, тут же (видимо, на радостях) позабыл о своём обещании.

 

Но власти в отношении Волкова не дремали. Поскольку он всё-таки признал, что имеет к своим портретам некоторое отношение, его постигла суровая кара российского закона: мировой судья оштрафовала Станислава Фёдоровича… на те же, что и гражданку Карабулину, 500 (пятьсот) рублей – «за размещение агитации на зданиях без разрешения собственника». Только, в отличие от последней, Волкову эти деньги вряд ли кто возместит.

 

ЧТО ЖЕ ДОЛЖНА

 

ВЛАСТЬ?

 

Каков же сухой остаток? Один человек несколько дней потрепал собственные нервы (а как иначе – инициатива у нас всегда наказуема), бюджет обогатился на тысячу рублей, дома и столбы остались в бумажных лохмотьях на уровне человеческого роста и в целых портретах на высоте 4 – 5 метров. А где же власти, к которым взывал Р. Г. Сукнёв, когда ещё был кандидатом? Они будут защищать права избирателей жить в чистом городе или с этим вопросом нужно обращаться только к председателю центра гражданских инициатив С. Ф. Волкову? Вот что по этому поводу сообщили нам в различных органах власти.

 

Первый заместитель главы Кировского района Валерий Степанович Божко:

 

– К сожалению, предотвращение распространения незаконной агитации часто превращается в борьбу с ветряными мельницами. Администрация района не имеет права штрафовать кандидатов в депутаты за расклейку агитационных материалов или обязывать их убирать с улиц. Многие из них вообще открещиваются от рекламы. Мы можем только по-человечески обратиться к депутатам с просьбой убрать плакаты. И большинство из них провели после выборов определённую работу. Обращаемся мы и к руководству городских предприятий. Например, если плакаты наклеены на фонарных столбах или опорах ЛЭП, мы просим собственников очистить эти конструкции от агитационных листов. Во время выборов мы работали вместе с милицией и прокуратурой и старались сделать всё от нас зависящее. Однако все плакаты убрать невозможно. На мой взгляд, здесь необходимо ужесточить наказание за нарушение избирательного законодательства.

 

Председатель территориальной избирательной комиссии Кировского района Елена Ивановна Новик:

 

– Во время выборов по поводу нарушения избирательного законодательства к нам обратились двенадцать граждан. Поступавшую информацию от граждан мы анализировали и направляли в прокуратуру. И как поступить с нарушителями, решали уже там. Вообще все кандидаты, с которыми мы общались, обещали убрать свои агитационные материалы после выборов. Тем не менее в разных местах района плакаты остались.

 

Старший помощник прокурора Кировского района Елена Николаевна Франтова:

 

– Кроме рассмотрения обращений граждан прокуратура выполняет контрольно-надзорные функции. Например, проверяет деятельность территориальной избирательной комиссии или анализирует мероприятия, проводимые сотрудниками РУВД и направленные на обеспечение общественного порядка, общественной безопасности. Сотрудники милиции контролируют распространение незаконной агитации, но чаще они действуют по обращениям граждан или членов избиркома. Впрочем, участковые и самостоятельно во время дежурства могут фиксировать в рапорте примеры незаконной агитации. Такие случаи проявления личной инициативы есть. Что же касается прокуратуры, сами мы, конечно, по дворам не ходим и плакаты не срываем.

 

Председатель горизбиркома Андрей Гаврилович Бурьяноватый на вопрос о том, принимались ли меры против незаконного распространения агитационных материалов, ответил, что сотрудниками комиссии и милицией регулярно проводились рейды и дежурства. К работе подключались и дворники. Было составлено более 80 административных протоколов.

 

* * *

 

Одним словом, найти ответственного за чистоту города нам не удалось. Единственный вывод, к которому мы в конце концов пришли, состоит в том, что никакой управы на тех, кто, нарушая правила агитации, пачкает стены домов (а людей таких – тысячи), власти искать не будут. Самое большее, чем рискует нарушитель, – это два кило колбасы не самого высокого сорта.

 







Комментарии