Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 28 ноября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/15277/

Наша железная дорога

рубрика: Общество
Автор: Владимир ЯКУНИН

Наша железная дорогаДорогие друзья! Совсем недавно Правительство РФ утвердило «Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Впервые в новой России была принята столь масштабная долгосрочная отраслевая программа, при этом так или иначе касающаяся практически всех граждан страны. Сегодня мы хотели бы представить вам основные идеи, положения и параметры этого документа.


Но прежде мне представляется необходимым пояснить, зачем он был нужен вообще и так ли действительно важен и необходим. Ведь у многих людей старшего и среднего поколения еще на памяти очень серьезные и масштабные программы, «планов громадье», которые с большой помпой принимались, но потом тихо и бесславно уходили, как вода в песок. Более того, рыночная экономика является в значительной степени антиподом плановой, и в этой связи встает вопрос вообще о правомерности принятия сегодня столь долгосрочных планов развития.

Все мы понимаем, что железные дороги играют в жизни нашей страны громадную, можно сказать, «стержневую» роль. Железнодорожный транспорт надежно связывает воедино практически все субъекты Федерации, обеспечивая 40 процентов пассажирских, 80 процентов грузовых и 98 процентов военных и специальных перевозок в стране. Без мощной железнодорожной системы в России была бы невозможна разработка месторождений природных ресурсов, транспортировка к рынкам сбыта произведенной продукции промышленных предприятий. Более 1,3 миллиарда пассажирских поездок делают россияне железнодорожным транспортом в год.

Но что представляет собой железнодорожный транспорт как отрасль экономики? С одной стороны, это производство, бизнес, аналогичный другим и требующий к себе подходов, типичных для рыночных отношений. Если забыть об этом, железная дорога станет инвестиционно непривлекательной, перестанет развиваться и модернизироваться. Отсюда – низкое качество услуг, отсутствие клиентоориентированности и в конечном итоге – неспособность удовлетворять спрос в перевозках.

С другой стороны, железные дороги в России всегда играли и будут в обозримом будущем играть значительно большую, нежели только коммерческую роль. Они оказывают самое существенное влияние на макропараметры развития экономики, более того, являются фактором социально-политического характера, инструментом реализации национальных интересов государства. Стабильная работа железнодорожного транспорта выступает условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, обеспечения национальной целостности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения.

Как совместить эти две ипостаси железнодорожного транспорта в едином векторе развития? Как сблизить цели государства и бизнеса в области реализации национальных интересов? На помощь приходят геоэкономические стратегии, то есть масштабные, согласованные и долговременные комплексы действий в различных областях жизни. Именно здесь корпоративные устремления четко увязываются с осуществлением миссии страны на мировой арене и позволяют государству проводить сбалансированную экономическую политику в интересах всех его граждан.

Ярким примером такого подхода, интегрирующего государ­ственную, коммерческую и социальную составляющие в деятельности железных дорог и позволяющего им развиваться и как бизнесу, и как общественно-политическому инструменту, является и «Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года».

ИГОРЬ ЛЕВИТИН, МИНИСТР ТРАНСПОРТА РФ.
«Стратегия развития железнодорожного транспорта» хорошо проработана и тесно увязана с долгосрочными планами развития автомобильного транспорта, морских портов и аэродромной сети. В нее включен и раздел по развитию железнодорожного транспорта необщего пользования. Самое главное – «Стратегия» даёт ориентир для бизнеса. Опыт БАМа показал, что все должно развиваться комплексно: и дорога, и добыча полезных ископаемых. Только тогда будет эффект».
Учитывая сложность и проб­лематичность долговременных прогнозов в условиях рыночной экономики, «Стратегия» тем не менее предусматривает более чем 20-летний срок своего действия. Это сделано прежде всего в силу специфики развития железнодорожного транспорта как инфраструктурной отрасли, а именно: большой продолжительности периода согласований, землеотводов, проектирования, строитель­ства, ввода в эксплуатацию, выхода на проектную мощность и начала окупаемости объектов, масштабности работ по коренной модернизации железнодорожного машиностроения и так далее.

При этом я хотел бы подчерк­нуть, что «Стратегия» является проявлением планирования в условиях функционирования именно рынка и представляет собой не просто директивный план старого типа, а, скажем так, иерархию инвестиционных и институциональных проектов с возможностью гибкого реагирования на общую деловую конъюнктуру.

В своем анализе существующей ситуации «Стратегия» исходит из того, что Россий­ские железные дороги сегодня в целом удовлетворяют по­требности страны в пассажирских и грузовых перевозках, выполняют утвержденные правительством производственные планы. Однако, как указывает документ, они «не всегда оказываются способны адекватно и гибко реагировать на внешние вызовы, в результате чего потенциальные возможности для получения экономической выгоды могут обращаться в источник проблем». В настоящее время протяженность «узких мест» по пропуск­ной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30 процентов протяженности основных направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80 процентов всей грузовой работы железнодорожного транспорта. железнодорожной техники; необходимость снижения территориальн

«Стратегия» указывает на следующие ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны: необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта; преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню ых диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры; потребность снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок и другое.

Решить эти проблемы, то есть привести качественные и количественные характеристики Российских железных дорог к требованиям экономики страны, сделать их модернизированным, инновационным, гибко реагирующим на спрос экономическим организмом и призвана настоящая «Стратегия».

Также хотелось бы акцентировать внимание на то, что «Стратегия» нацелена на реализацию принципов государственно-частного партнерства. Как свидетельствует мировой опыт, реализация столь масштабных проектов становится возможной и эффективной только при взаимодействии государства и частного бизнеса. В «Стратегии» предложен механизм, четко увязывающий основные направления развития железнодорожного транспорта с участниками инвестиционного процесса. Причем, как подчеркнул на Железнодорожном съезде в конце 2007 года Президент РФ В. В. Путин, «бюджетные средства должны здесь выступать не главным источником, а как стимул для притока частных инвестиций».

ВЛАДИМИР ПУТИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ.
«Я очень рассчитываю на то, что те цели и задачи, которые мы ставим перед собой в рамках «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года», будут ритмично исполняться. И только в этом случае мы сможем добиться результата, на который рассчитываем, – снижения энергопотребления железных дорог, увеличения протяженности, создания новых участков там, где их раньше не было, но которые крайне востребованы для развития экономики и всех других позитивных составляющих «Стратегии».
В этой связи интересны те новые подходы, которые заложены в механизмы обеспечения «Стратегии». Мы впервые выделили 6 категорий строящихся и реконструируемых железнодорожных линий с учетом того, кто прежде всего получит наибольшую пользу от их эксплуатации (государство, бизнес, ОАО «РЖД», регион и т. д.). Это стратегические, социально значимые, грузообразующие, технологические, высокоскоростные и модернизируемые действующие линии. В зависимости от этих категорий формируются и инвестиционные механизмы строительства объектов.

Что же в итоге конкретно запланировано сделать? Всего за период до 2030 года по максимальному варианту планируется построить более 20 тыс. км новых железнодорожных линий. Для сравнения: в советский период, то есть более чем за 70 лет, на территории России было построено около 30 тыс. км новых железных дорог, включая БАМ. При этом наибольшие объемы железнодорожного строительства будут производиться в восточных и северных регионах страны, то есть там, где ощущается их наибольший недостаток. Кроме того, предусматривается большое строительство вторых и третьих путей, электрификация участков, оснащение линий новейшими системами диспетчерского управления. Предполагается построить и реконструировать целый ряд мостов, тоннелей и других искусственных сооружений.

В срок до 2015 года предусматривается полностью заменить локомотивы и вагоны, отслужившие свой срок. При этом на линию выйдет подвижной состав нового поколения, более энергоэффективные и экологически чистые локомотивы, более экономичные в эксплуатации грузовые и более комфортные пассажирские вагоны. Самое пристальное внимание намечено уделить развитию скоростного и высокоскоростного сообщения между крупнейшими городами России. Так будут обеспечены условия для повышения мобильности населения, развития новых экономических и культурных связей.

В целом же в результате реализации «Стратегии» будет создана инфраструктурная основа для долгосрочного роста экономики Российской Федерации и повышения качества жизни населения, комплексного освоения развивающихся районов страны и доступа к новым источникам природных ресурсов. Таким образом, «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года» – это жизненно необходимые сегодня стране планы: научно-обоснованные, реальные и открывающие новые возможности как для железнодорожного транспорта, так и экономики в целом.

Акционерное общество «Российские железные дороги» уже приступило к их воплощению.