Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 25 декабря 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/15500/

Мам, ну купи хоть что-нибудь...

рубрика: Общество
Автор: Лариса ДРАЧ

Почти сто лет назад организатор и директор первого в России музея игрушки Николай Бартрам сказал, что игрушка – не только «хранитель памяти народа, транслятор его исторических, культурных, религиозных традиций и произведение искусства», но и «специфиче-ский предмет для обучения и воспитания».


На днях эти слова вспомнились вот по какому поводу. В редакцию «Северного края» пришёл наш постоянный читатель Олег Николаевич Кувыркин. Представился: бывший генеральный директор Всесоюзного научного исследовательского института изделий для детей, более известный как институт игрушки, что существовал вплоть до перестроечных времён в Сергиевом Посаде. Признался, смущаясь, что недавно довелось ему в магазине подарок для двухлетнего правнука покупать (пока росла дочь, в её распоряжении были все экспериментальные цехи института игрушек). Так замучился, говорит, пока выбрал полезную, развивающую, соответствующую возрасту малыша и доступную кошельку пенсионера игрушку – «цены просто заоблачные!».

Олег Николаевич посетовал, что хотя игрушек на прилавках магазинов видимо-невидимо, малыши и дошколята практически разучились в них играть. В тему нашего разговора я тут же вспомнила приобретённые экспромтом, под заунывное детское хныканье «мам, ну купи...» машинки, куклы и стада плюшевых игрушек, которые свалены у нас дома во вместительные корзины типа картофельных, и чтобы найти что-то конкретное, нужно произвести буквально археологические раскопки.

Опасения Олега Николаевича, не один пуд соли съевшего на производстве полезных и соответствующих ГОСТу игрушек, в последнее время разделяют и психологи. Специалисты Московского городского психолого-педагогического университета, например, отмечают, что игры современных детей стали значительно примитивнее и короче: дошколята-шестилетки играют так же, как малыши вдвое младше. И если лет двадцать назад для ребёнка было нормой создание воображаемого пространства и одушевление игрушки, то сегодня на это способны далеко не все дети.

Мы не будем вставать на ортодоксальную позицию и утверждать, что советская игрушка была лучшей в мире, а попытаемся сориентироваться в безбрежном игрушечном море.

СТАТИСТИКА ЗНАЕТ ВСЁ

Надо сказать, что российский рынок игрушек оценивается специалистами как один из самых перспективных, и он стабильно растёт на 25 – 30 процентов в год. Наиболее крупным производителем игрушек для детей считается Китай – на его долю приходится 70 процентов игрушек, оставшиеся проценты поделили в соотношении два к одному Европа и Россия – 20 и 10 процентов соответственно.

Основными покупателями являются родители, имеющие детей до шести лет. Примечательно, что, по оценкам специалистов, почти 40 процентов пяти-шестилеток предпочитают самостоятельно (!) выбирать себе игрушки, нежели получать «кота в мешке» от родителей, и лишь 20 процентов пап и мам берут на себя смелость выбрать своему чаду что-то на свой вкус.

Большинство детских покупок (более 60 процентов) совершается на рынках: родители мотивируют свой отказ от приобретения товаров в фирменных детских магазинах высокими ценами.

НА ЗУБ И НА НЮХ

Отправляясь в поисках качественной, развивающей и необременительной для семейного бюджета игрушки, постараемся придерживаться «памятки», выданной Олегом Николаевичем Кувыркиным. Если игрушка адресована самым маленьким, учитывайте и уровень производимого ею шума, и прочность прикреплённых деталей, и яркость окраски, пробуйте её на зуб и на нюх – точно так же с этим подарком будут обращаться и малыши. Не стесняйтесь потереть предмет влажным платком (вдруг краска непрочная?), принюхайтесь. Если что-то настораживает, лучше от такой покупки отказаться. Мягким игрушкам с длинным ворсом желательно предпочесть те, что легко стираются. (К слову, их лучше вообще не передавать по наследству от старшего брата младшему: со временем происходит распад веществ, входящих в состав искусственного меха, и тут недалеко до аллергии.) И, главное, купив ребёнку игрушку, научите его, как с нею обращаться, станьте сами участником этой игры.

– Общение с ребёнком через игрушку – важнейший принцип обучения и воспитания, – уверен Олег Николаевич.

Про то, как играть с ребёнком, в управлении Роспотребнадзора по Ярославской области рекомендаций не дают. А вот с озвученными выше требованиями, которые надо учитывать при выборе забавы, там согласны.

– Резкий запах, неприятный звук, краска, остающаяся на руках, непрочный ворс – все эти моменты должны вас обязательно насторожить, – считает заместитель начальника отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Ярославской области Инесса Мозгот. – Кроме того, необходимо обращать внимание на маркировку, в которой указаны ограничения по возрасту, срок службы данного изделия, производитель и его юридический адрес – вся информация должна быть на русском языке.

Инесса Валерьевна заверила нас, что любой покупатель вправе требовать у продавца сертификаты соответствия (либо копии документов, заверенные в установленном законом порядке).

– Все торговые точки обязательно проходят плановую проверку, которая проводится согласно федеральному закону № 134 не чаще одного раза в два года. Есть и внеплановые проверки – по жалобам граждан. Аналогичные заявления поступают и в комитет по защите прав потребителей, здесь мы с ними работаем вместе, – рассказала Инесса Валерьевна.

Наша собеседница тут же припомнила недавнее обращение: одной маме показалось, что приобретённая в крупном дет-ском магазине игрушка вызвала у ребёнка аллергию. Но при тщательном исследовании этого происшествия в центре гигиены и эпидемиологии «вина» игрушки не подтвердилась.

В настоящее время у управления Роспотребнадзора по Ярославской области серьёзных претензий к игрушкам, предлагаемым ярославскому покупателю, нет. Основные нарушения, обнаруженные в разных торговых точках при проведении плановых проверок и по заявлениям граждан, таковы: повреждение маркировок и отсутствие отдельного демонстрационного образца.

– ОДНАКО ЗА ПОКУПКОЙ ВСЁ-ТАКИ ЛУЧШЕ ИДТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МАГАЗИН, – ПОСОВЕТОВАЛА ИНЕССА МОЗГОТ. НИКТО НЕ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

Так я и сделала, отправившись в один из самых крупных в Ярославле специализированных магазинов – «Дет­ский мир». Но тут профессиональное любопытство натолкнулось на неожиданную преграду.

Поразительное дело: будь ты рядовым покупателем, продавец расскажет и покажет тебе всё, что нужно, до кассы проводит и ручкой на прощание помашет. Но оказалось безнадёжным делом получить ту же информацию, будучи официальным представителем прессы. Развернувшееся действо напомнило мне сказку про репку. Младший продавец зовёт старшего, тот – менеджера, вместе кличут начальника более высокого статуса, и через полчаса препирательств все сходятся во мнении, что узнать, какие товары каких производителей лежат сегодня на прилавке в магазине «Детский мир» и какие из них пользуются наи­большей популярностью у ярославских покупателей можно только … в Москве у какого-то конкретного товарища. Словом, никто ничего не уполномочен заявить. Ну, не смешно ли?

Однако, пока я не поинтересовалась наличием китай­ских игрушек и сертификатов на них (вот тут-то со мной и перестали разговаривать, отправив... в Москву), у менеджера Ольги Магаш удалось узнать, что в сети магазинов «Детский мир» представлены игрушки со всего мира, ото­бранные специальным, ответ­ственным за ассортимент московским офисом этой сети.

– Российские игрушки составляют примерно 30 – 40 процентов, – рассказала Ольга. – В основном они адресованы малышам: погремушки, подвески, каталки. Мы стараемся так выстроить свою политику в этом вопросе, чтобы наши покупатели, доверяя российским производителям, покупали для своих детей всё самое лучшее, качественное и безопасное.

Но, по мнению Ольги Магаш, российские игрушки более консервативны и мало подвержены трансформации в отличие от западных, которые «первоначально проходят через игровую комнату, где экспертами выступают дети».

Вот тут-то я и «испортила» всё дело, поинтересовавшись сертификатами. Больше со мной разговаривать не захотели (ау, Роспотребнадзор!), и дальше мне пришлось ориентироваться в безбрежном игрушечном море самостоятельно.

ОТКРЫВАЕШЬ КОШЕЛЁК, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ

Сразу скажу: цены кусаются и пребольно. Джипы, грузовики – за тысячу и выше. Впрочем, есть и вполне приличные, из яркой пластмассы машины из Испании в ценовом пределе от трёхсот рублей. Однако волну оптимизма тут же гасит трёхколёсный мотоцикл «всего» за 13 с половиной тысяч целковых.

– Месячная зарплата вместе с премиальными, – вздыхает остановившаяся рядом молодая женщина, с нею сын пяти лет.

Призналась, что вообще-то фирменные магазины ей не по карману, игрушки предпочитает покупать на рынке.

– Ну и что, что там сплошной Китай и на второй день колёса отваливаются, – считает Олеся. – Зато игрушка ребёнку не успевает надоесть: всё равно больше трёх дней одной машиной не играет. Зато открываешь кошелёк, не задумываясь.

Такой же политики придерживается и Татьяна, мама десятилетнего Васи и Тимофея четырёх лет. Говорит, что для неё принципиально, чтобы дома был дет­ский спортивный городок отличного качества и разные обучающие игрушки – например, легко трансформирующийся кон­структор с алфавитом.

– Машинки мне приходится покупать практически каждый день. Когда идём в магазин, заранее оговариваю – «не дороже десяти – двадцати рублей». Все остаются довольны.

Логические игрушки – те, к которым надо прикладывать и голову, и руки, тоже есть, даже из натурального бука: рабочий стол с ящиком для инструментов и собственно инструментами почти 600 рублей, конструкторы – 900.

С удивлением для себя отметила, что сейчас популярны игрушки «из мира взрослых» – шлифовальный станок, циркулярная пила, в девчачьем спектре – стиральные машины, миксеры, кухонные плиты. По-прежнему актуально всё, связанное с мультипликационными персонажами смешариками – это уже целая индустрия от наклеек и шампуней до настольных игр и мягких игрушек. И, поскольку на носу Новый год, особое оживление наблюдается около прилавка с карнавальными костюмами (от 400 рублей) и масками (35 – 100 рублей), шариками и новогодней мишурой. Вот они как раз китайского производства.

...Присмотрела было лопату для сынишки (ведь выпадет же когда-нибудь снег!), но, увидев на ценнике 150 рублей, положила игрушку на место. Почти такую же, хоть и не испанскую, купила часом позднее на рынке, почти в десять раз дешевле. Не пахнет и не красится, а копать сын в год от роду научился.