Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 31 января 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/15760/

В тени элитного квартала

рубрика: Общество
Автор: Евгений АВЕНИР
Фотографии: Анна СОЛОВЬЕВА

В подъезде этого ярославского дома стоят цветы в горшках,
а на стенах грубо намалёваны злые, чёрные граффити. Символы уюта и разрухи как бы стремятся выдавить друг друга. Весь быт этого дома - попытка выжить. Но почему выжить, а не жить? Попробуем разобраться.


Даже с пьяницамИ
жилось веселее...

Улица Собинова, дом 27. Район - престижней некуда, жить здесь - мечта не одной тысячи ярославцев. Ах, знали бы они, куда стремятся!
Есть интерьеры, обитая внутри которых человек как-то сразу тускнеет, опускает руки. Жильцы одной из «коммуналок» вспоминают:
- Даже когда в соседней комнате горькие пьяницы жили, в квартире было не так грустно... А сейчас все люди порядочные, даже заслуженные. Медики, работники театра, офицер ОМОНа... Из «группы риска» никого не осталось. Но хотя люди и хорошие, все как-то смирились, махнули рукой - общественные дела делают крайне неохотно. Иногда людям трудно заставить себя даже отдежурить, убрать общий коридор, а о том, чтобы добиваться соблюдения своих законных прав, уже и речи нет...
Кто же создал такую обстановку? Как же так? Что отнимает у людей жизненные силы?
Прошлое этой старой семикомнатной квартиры сродни кошмарным снам. Жившие в одной из комнат алкоголики допились до гибели ребёнка, набежали журналисты, милиция... Пару лет назад из подъезда в квартиру рвался голый, как Адам (только без фигового листочка), мужчина, умолял помочь, лепетал, что он приехал из Москвы и в подъезде подвергся нападению и таким надругательствам, что о них невозможно писать на страницах газеты.
Сегодня дом избавился от этих «тёмных пятен». Квартира облагородилась, «синяки» исчезли - кто спился, кто сел, кто уехал... А подъезд так и остался ужасом жильцов, «темным царством». Здесь частенько «греются» наркоманы, каждое утро на лестнице валяются шприцы со свежей кровью. От опасных «гостей» спасла бы обычная железная дверь, но... жильцы никак не могут собрать деньги - не то чтобы жаль, а просто никому не хочется, все погрузились в апатию. Тем более нелогично покупать дверь-защитницу, потому что известно: в других домах на той же улице Собинова администрация района установила железные двери за казённый счёт. А дом 27 как-то остался вне поля зрения чиновников.
- Для нас эти деятели районного масштаба разве хоть пальцем пошевелят? - печально говорят жильцы «забытого» дома. - Однажды они уже меняли дверь в подъезде. Кто-то у нас купил мебель. Когда втаскивали, диван в подъезд не пролезал, и раздолбанную деревянную старушку-дверь сняли и поставили у стеночки. Пришли рабочие из РЭУ, увидели бесхозную дверь, навесили её на петли и ушли. По всем отчётам, замена двери произведена, «галочка» поставлена. Да разве в одной двери дело? Вы посмотрите на нашу проводку!
Проводка в подъезде действительно страшная - клубок наполовину оголённых проводов «новейшей» модели «не трогай - убьёт». А внутри квартиры...

Бизнесмены -
муниципалы - 1:0

Туалет в коммуналке похож на подбитый на какой-то давно забытой войне танк - нерабочая гнилая труба торчит из унитаза, словно умолкшая пушка. Не работает это «удобство» уже пять лет. Цена вопроса - заменить два метра трубы.
В квартире этажом ниже туалет работает прекрасно, поскольку внизу - офис, и его хозяин, опасаясь быть залитым, в тридцать секунд нашёл и деньги, и добросовестных рабочих. А у муниципалов - разруха.
Да-да, именно у них. Ведь в квартире, отметившей «пятилетку без туалета», из семи комнат лишь две приватизированы, а остальные пять официально являются муниципальным жильём. И первой строчкой в квитанции по оплате коммунальных услуг значится «ремонт и содержание жилья». На этот мифический ремонт каждый житель полусгнившей собиновской трущобы ежемесячно отдаёт в среднем 700 рублей. Что сделано на эти деньги?
Первая строка
в квитанции

Формальный косметический ремонт в коридорах и на кухне этого полуразрушенного «престижного» дома делался то ли 15, то ли 18 лет назад. Рабочие, говорят, были пьяны, как один, и трудились соответственно. А капитальный ремонт (в котором и нуждаются люди, ежемесячно оплачивающие несуществующее «содержание жилья») - это вообще из области ненаучной фантастики. В 2010 году, как раз к 1000-летию Ярославля, исполнится полвека(!) с тех пор, как дом на Собинова, 27 стоит без ремонта.
Штукатурка валится на кухонные столы чуть ли не метровыми кусками, все стены поражены застарелым грибком, абсолютное большинство детей, живущих в таком «престижном жилье», страдают астмой. Любой дождь грозит коротким замыканием с последующим пожаром, жильцы не спят, прислушиваются, как капает вода в расставленные тазики, принюхиваются - не запахло ли горелой проводкой... И за всё это продолжают аккуратно, без задолженностей платить.
- Мы могли бы подать в суд на администрацию Кировского района, - с горечью говорят обитатели коммуналки, - но для этого нужны куча времени и железное здоровье, а сил уже нет...
Сил не осталось совсем, но почему? Людьми овладела хроническая усталость, все торопятся на работу, в командировку, лишь бы подольше не видеть этого так называемого «домашнего очага», не копаться в неразрешимых проблемах обустройства дома. Безразличие некоторых (вполне приличных) жильцов доходит до того, что они, уходя из квартиры, забывают закрывать дверь. Приходит однажды бабушка-пенсионерка на кухню, а там бомж из сковородки картошку ест. Посмотрел спокойно и вышел. Чует, видно, что вряд ли что-то здесь изменится к лучшему, вот и не боится.Дождь смывает
все надежды
Жильцы трущоб на Собинова - нормальные люди, и не всегда они были такими безвольными и апатичными. Четыре последних года они боролись, беспрерывно писали жалобы, просили, требовали, взывали...
ЖКО (пока он ещё был) на жалобы просто не отвечал. Организовалась ДЕЗ, забрезжила робкая надежда: пришёл письменный ответ. Глава Кировской администрации Виктор Брык обещал, что ремонт дома будет произведён согласно плану - в 2008 году.
В марте торжественная клятва районного начальника была выполнена - пришли люди и составили акт. Затем появился «мастер». Он полазил по чердаку и обещал, что теперь течь с потолка перестанет.
Обещание неукоснительно выполнялось до первого дождя. Первые же осадки успешно протекли сквозь «отремонтированную» крышу, а через неделю квадратный метр штукатурки грохнулся точнёхонько на то место, где любит посидеть пенсионерка, много лет честно отработавшая врачом. Если таков результат четырёхлетнего хождения по инстанциям, то стоит ли удивляться унынию жильцов? И не работа ли ДЕЗа (а значит, и районной, и городской власти) стала причиной постоянной депрессии этих законопослушных ярославцев?
«красивое»
решение
Ни под какой снос, ни под какую программу расселения аварийного жилья дом на Собинова, 27, не попадает - это же элитный район! Глава администрации Кировского района с гордостью готов показать его на плане любому посетителю.
Почему же дом превратился в трущобу? У жильцов есть весьма нехорошие подозрения по этому поводу. Дело в том, что к несчастному «инвалиду № 27» углом пристроен отличный, действительно элитный дом. Причём пристроен таким образом, что дверь крайнего подъезда невозможно открыть полностью - она упирается в стену «богатого соседа». Какой архитектор и по чьему разрешению строит такие дома, тема отдельной статьи, далеко-далеко выходящей за рамки проблемы ремонта. И всё же накрепко с ней связанная.
Нумерация нового и старого домов настолько близка, что почтальоны постоянно путаются и приносят письма не туда. Естественно, перегородивший двор дом-красавец ни в каком ремонте не нуждается. И если считать его одним целым с дышащим на ладан заслуженным соседним домом, то никакой проблемы действительно нет. Красивое решение, не правда ли? Вполне достойное чиновников Ярославля, города, готовящегося отметить тысячелетний юбилей, города, устремлённого в будущее. Вот только в какое будущее?