Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 25 января 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/1578/

Слесаря вызывали?

рубрика: Общество
Автор: Ирина ХРУПАЛОВА

Многие читатели обращаются в «Северный край» с вопросами по поводу новых платных услуг ЖКХ. Ведь теперь любой визит мастера в квартиру требует дополнительных расходов. За что же платим ежемесячно по квитанции, удивляются ярославцы. С этим и разбирался наш корреспондент.


В июле прошлого года мэр Ярославля В. В. Волончунас подписал постановление № 2667 «О работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов». В приложении к нему перечислено это самое общее имущество. Крыши и водосточные системы, системы отопления и вентиляции, электросеть и даже замену электроламп на лестничной клетке берут под свой контроль жилищные службы.

ВСЕГДА ЛИ В ЦЕНЕ ХОРОШИЕ РУКИ

Эти службы должны следить за их состоянием, вовремя проводить ремонт или замену вышедшего из строя оборудования. Мэр даже определил четкую периодичность таких работ. Но этим же самым постановлением фактически определено и другое: бесплатные услуги по текущему ремонту в квартирах РЭУ больше оказывать не будут. Замена крана, прокладки в нем, ремонт электровыключателя или розетки в пределах вашей квартиры, комнаты в коммуналке теперь в обязанности жилищной службы не входят. Под это дело в ремонтно-эксплуатационных участках прошло даже некоторое сокращение штатов. В РЭУ-16, например, в Дзержинском районе вместо 40 слесарей остались 22. Зато самые надежные, говорит главный инженер РЭУ Галина Петровна Забирко.

У надежных, однако, зарплата фактически не прибавилась. Она тарифная, и большинство слесарей РЭУ трудятся по третьему или четвертому разряду, а это 1979 – 2034 рубля. Коэффициент трудового участия, принцип которого сформулирован еще при социализме, дает возможность несколько повышать зарплату, есть еще премиальная система, но можно ли назвать серьезными деньгами для мужчины в наше время зарплату в пять или чуть больше тысяч в месяц? Коммунальная сфера по-прежнему остается второстепенной в государстве. Немудрено, что и оставшиеся надежные в наших РЭУ не слишком заинтересованы в энтузиазме на общее благо.

Можно предположить, что эти работники доберут свое, оказывая частные услуги населению. В конце концов, хорошие руки всегда в цене. Но в том-то и дело, что оказывать частные услуги слесари и электрики могут теперь только в нерабочее время. А в рабочее – текущий ремонт, как раз и определенный тем самым постановлением мэра. Оно, к слову, появилось не по его произвольному хотению, а в соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, принятым еще в сентябре 2003 года и закрепившим курс на реформирование жилищного хозяйства страны.

В ЧЕЙ КАРМАН РУБЛИК?

Но жилищники в общем-то не кинули нас в пасть рынка. Разработали свою систему дополнительных услуг и предложили всем оплачивать их сверх того, что вносим согласно квитанции по квартплате.

Так, собственно, было и раньше. Неофициально. Кто в свое время не давал слесарю рублик-другой за срочно или качественно выполненную работу, за дефицитную прокладку для крана, «случайно» оказавшуюся у него? В рабочее время, но за левую плату рэушные слесари могли поменять унитаз, установить мойку на кухне, да что угодно делали эти специалисты, со времен Райкина еще прозванные «людьми уважаемыми». Теперь эти самые деньги согласно реформе ЖКХ жильцы официально могут вносить в кассу РЭУ, обслуживающего дом. Так надежнее, объясняют в ДГХ мэрии, подчеркивая именно официальность акции. Оплатив услугу, жилец получает соответствующий чек и документ, который сам же подписывает, оценивая качество выполненной у него в квартире работы. Повторится неполадка – работники РЭУ устранят ее уже бесплатно. Но может быть и более тяжелый случай, как у моей знакомой. После ремонта бачка унитаза он все же потек и затопил квартиру этажом ниже, где только что закончили отделку. Не избежать бы женщине дополнительных трат, если бы не честность работников РЭУ и не документ, подтверждающий работу слесаря у нее самой. Протечку у соседей ликвидировали за счет РЭУ.

Казалось бы, все ясно, принцип ответственности за сделанное – то, чего как раз и не хватало нашим коммунальщикам, – наконец-то восторжествует. Но верно говорил мудрый Лис из сказки Экзюпери: нет в мире совершенства. Теперь нам, чтобы все было в соответствии с законом, придется забыть о телефонном вызове мастера по частным проблемам. Скажем, подтекает кран на кухне, и чтобы оформить заказ на услугу по его ремонту, необходимо явиться в РЭУ. Это, конечно, не очень удобно для людей работающих, ведь потребуется отпрашиваться с предприятия или из учреждения, чего нынешние руководители большинства служб вовсе не приветствуют. Выходит, надо откладывать ремонт. А водичка-то капает! Как быть с ее экономией? Не дай бог, затопишь соседа внизу, кто ответит за это? Может, стоит все же коммунальщикам предусмотреть и такие случаи и установить определенные часы работы хотя бы диспетчера и кассира, которые принимают заявки и плату в соответствии с ними, и в общевыходные дни? С другой стороны, почему не доверить тому же слесарю, приглашенному по телефону, выписывать квитанции и принимать деньги? Многие частные фирмы по ремонту, например, телевизоров уже давно так работают.

НЕ ПРОГАДАТЬ БЫ

Проблема существенная, и, увы, не единственная, возникшая на практике после внедрения в жизнь постановления мэра. Клиент теперь должен доходчиво объяснить специалисту суть неполадки, согласно этому и будет определена стоимость ремонта. Но даже у протечки крана может быть, например, не одна причина. Сносилась прокладка, букса, требуется замена всего смесителя... Расценки работ разные, детали тоже нужны разные. Человеку, вызывающему мастера, как быть? И тому, кто принимает заказ, тоже. Он же должен подсказать, какие детали для ремонта необходимо приобрести в магазине или прямо здесь, в РЭУ. Должен принять деньги за ремонт, который на деле может оказаться сложнее.

– Такие случаи совсем нередки. Если мастер может устранить неполадку, обязательно сделает все, а доплатить можно позже согласно внесенным в квитанцию дополнениям, – объясняет Галина Петровна Забирко.

Но, похоже, все же терпения клиентам при этом потребуется немало. Ведь придется еще раз приходить в РЭУ. Возможно, многие предпочтут тут же отдать деньги мастеру частным порядком. Кто его проконтролирует? И кто даст гарантию, что слесарь не дурит голову клиенту, преувеличивая сложность ремонта, чтобы побольше получить денег?

Можно, конечно, пойти и другим путем: раскрыть любую рекламную газету и выбрать оттуда мастера или фирму, предлагающих свои услуги. Однако от них гарантий на выполненную работу вы можете и не получить. Если дело дойдет до судебных разбирательств – вы почти наверняка окажетесь крайними. Ведь вместо квитанций частники нередко оставляют лишь свою визитку или просто записанный на клочке бумаги телефонный номер.

ВОПРОС ВОПРОСОВ

Больше всего сегодня в нововведениях ЖКХ граждан беспокоит стоимость этих самых дополнительных услуг. На основании чего она формировалась и по плечу ли большинству из нас?

Вот что объясняет на этот счет Галина Петровна:

– Калькуляцию мы разрабатывали свою, с учетом контингента проживающих, в основном пенсионеров, и фонда жилья. Большинству домов, в нашем ведении находящихся, за 40 лет, при этом существенного ремонта нигде не было. За основу взяли эту самую несчастную зарплату в 1979 рублей, все нормы и правила, которыми пользовались до этого при обслуживании жилья, нормативы 139го приказа, ГСРов и, опираясь на них, составили калькуляцию... Поменять кран у нас стоит, например, 17 рублей, ремонт его – 12 рублей. Стоимость работ по замене сифона – 25 – 30. При этом, конечно, клиент за свои деньги приобретает материал. Мы не ставили цели увеличить зарплату себе, хотя могли бы, наверное, пойти по пути договорных расценок. Но это не тот выход из положения и для нас, и для жителей домов, которые мы обслуживаем уже много лет. Все расценки вывешены на специальном стенде в РЭУ, и людям просто надо прийти и ознакомиться с ними.

Видимо, прийти и ознакомиться следует всем нам, только в свое РЭУ, ведь расценки эти действительно разнятся не только по операциям. Теперь при вызове слесаря или электрика учитывается даже отдаленность вашего дома от базы РЭУ. Пока, правда, оно не берет специальную плату за вызов, как это делают другие службы, например, газовщики или связисты. Но если при ремонте в вашей квартире потребуются сварочные работы, то доставку транспортом газового баллона тоже придется оплачивать.

Исключение при этом составляет только то имущество, которое может нарушить жизнедеятельность всего дома – стояки и лежаки. Ремонт их, так же как и замена, по-прежнему выполняется без дополнительной платы жильцов (то есть входит в тариф на содержание и ремонт жилья).



* * *
Предусмотреть все проблемы, связанные с ремонтом оборудования, вряд ли возможно, поэтому редакция предлагает наиболее острые вопросы, с которыми сталкиваются читатели, задавать и нам.
Перечень платных услуг по МУП «РЭУ» № 11, 16, 18
1 Регулировка смывного бачка 28,71 руб.
2 Ремонт смесителя без снятия с места (смена прокладок)
с душем 21,41 руб.
без душа 15,27 руб.
3 Ремонт смесителя без снятия с места (набивка сальников)
с душем 26,89 руб.
без душа 22,61 руб.
4 Устранение засоров сантехприборов 50,69 руб.
5 Ремонт водопроводного крана
смена прокладок 12,83 руб.
набивка сальников 17,01 руб.
6 Прочистка и промывка сифонов
сифон чугунный 25,06 руб.
сифон пластмассовый 30,55 руб.
7 Устранение течи из гибких подводок (1 соединение) 19,56 руб.
8 Укрепление расшатанного унитаза 33,60 руб.
9 Смена сифона
на чугунных трубопроводах 51,31 руб.
на пластмассовых трубопроводах 40,32 руб.
10 Смена смесителя
с душем 195,47 руб.
без душа 146,59 руб.
11 Смена вентилей
диаметр до 20 мм 59,25 руб.
диаметр до 32 мм 75,76 руб.
12 Смена манжетов резиновых к унитазам 58,66 руб.
13 Смена выпусков к умывальникам и мойкам 30,55 руб.
14 Смена гибких подводок (1 шт.) 37,88 руб.
15 Смена шарового крана смывного бачка 63,52 руб.
16 Смена смывных бачков 73,30 руб.
17 Смена унитаза типа «компакт» 303,00 руб.
18 Смена унитаза 260,23 руб.
19 Смена моек 239,46 руб.
20 Смена чугунных ванн 431,27 руб.
21 Смена стальных ванн 389,72 руб.
22 Смена умывальников 155,42 руб.
23 Смена полотенцесушителей 102,61 руб.
24 Смена внутренних трубопроводов из стальных труб
диаметром 15 мм 70,13 руб.
диаметров 20 мм 77,00 руб.
25 Смена внутренних трубопроводов из чугунных труб (канализационных) диаметром 50 мм 230,52 руб.
26 Смена внутренних трубопроводов из полиэтиленовых канализационных труб диаметром 50 мм 52,23 руб.
27 Ремонт электророзеток и выключателей 54,96 руб.
28 Смена электророзеток и выключателей 18,97 руб. Разница с другими РЭУ по ценам на услуги есть, но незначительная.