Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 13 февраля 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/15878/

Сознательность или соблюдение правил

рубрика: Общество
Автор: Евгений АВЕНИР

Статья «Шофёр, притормози на зебре», опубликованная в «Северном крае» ещё прошлой осенью, до сих пор вызывает отклики не только наших читателей, но и официальных лиц. Речь в статье шла о том, что пешеходы имеют преимущественное право безопасного перехода улицы, которое водители не соблюдают. Проще говоря, машина должна пропустить замешкавшегося на зебре пешехода, даже если сигнал светофора уже разрешает ей мчаться в голубые дали. А машина - не пропускает, газует, угрожая отдавить бедному пешеходу ноги и иные части тела. Она железная, ей всё равно. А вот нашим читателям - нет.


Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Ярославской области Александр Ильин прислал обнадёживающий ответ.
- Работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, - сообщил начальник ГИБДД, - находится в управлении ГИБДД на постоянном контроле.
Буквально от сердца отлегло, когда прочли эти строки. Ещё спокойнее стало, когда ознакомились с детальной расшифровкой понятия «работа».
Пешеход на переходе, даже если его там застал красный свет, - персона неприкосновенная, что и подтверждено законом. И вежливый водитель обязан, пусть скрипя зубами, но позволить нахалу живым перейти на другую сторону улицы. Это и называется «преимущественное право».
Начальник ГИБДД, как и его подчинённые, явно это право признаёт, что видно не только по словам, но и по делам автоинспекторов.
Минувшей осенью число водителей, оштрафованных за то, что не уступили дорогу пешеходам, достигало полутора тысяч в месяц, и нет данных о том, что сейчас штрафуют меньше!
Правда, штраф за такое нарушение - 100 рублей, но это проблема уже не ГИБДД, а депутатов и кур, которые рискуют помереть со смеху от такого тотального разорения невежливых водителей.
ГИБДД сообщает, что «проб­лему зебры» отчасти решают искусственные неровности у переходов (лежачие полицейские), которых в Ярославле уже больше полусотни. Помогают и яркие окантовки дорожных знаков. Естественно, дают эффект и акции ГИБДД, например вручение особо вежливым водителям почётных жёлтых ленточек. А ещё нарушителям вместе с протоколами будут вручаться письма школьников начальных классов, призывающих водителей не нарушать правила. Одним словом, работа идёт.
Если кто-то усмотрел в последних строках скрытую иронию по поводу акций ГИБДД, этот «кто-то» глубоко не прав. Потому что, судя по способу, каким предлагают решать проблему наши читатели, письма детей водителям, наверное, и есть самое эффективное средство в прекращении «войны» на переходах.
В ответ на статью «Шофёр, притормози на зебре» наш читатель Евгений П. прислал в редакцию объёмную статью «Как разрулить пешеходов и водителей».
Он всесторонне рассмотрел проблему, провёл настоящее логическое исследование. Вот некоторые отрывки-тезисы из его письма:
«В Севастополе... на улице действует неписаное правило: если перед зеброй меньше трёх человек, то водители их не пропускают - пусть соберутся хотя бы до трёх-четырёх. И местные пешеходы с этим согласны. Думаю, что и в наших широтах со временем возникнет нечто подобное, так как в основе нечаянного единомыслия заложен здравый смысл.
Но если перекрёсток перегружен и пешеходами, и транспортом, тогда всё многократно усложняется. Иные пешеходы... неспешно фланируют по перекрёстку и воспринимают нетерпение водителей как покушение на святость своего права первенства. Водителям, движущимся на зелёный свет с поворотом направо, невозможно воспользоваться законным правом проезда. Их время съедают очень умные пешеходы... Как ускорить продвижение беззаботных пешеходов по этой несчастной зебре? Им нужно втолковывать, что водители хотят пересечь зебру на законных основаниях. Что такое совесть, по определению классика? Это «Я», поставленное на место уязвлённого «Ты». То есть сознательный пешеход должен быстренько проскакать зебру, чтобы дать возможность «уязвлённому» транспорту проехать...».
Далее Евгений П. не менее образно критикует позицию подполковника ГИБДД Сироткина, публично напомнившего: «На Западе водитель не тронется с места, пока не пропустит последнего пешехода».
По мнению нашего читателя, если стоящие у самого перекрёстка водители будут «абсолютизировать» право пешехода и пропускать всех-всех неторопливых, то страдать будут не столько «доброхоты», сколько стоящие следом за ними автомобили. Результатом же будут пробки на перекрёстках.
- Трудно в наше динамичное время создать правила движения, которые служили бы без изменений хотя бы лет десять, - сетует читатель, - а пропускную способность перекрёстка можно заметно увеличить без каких-либо материальных затрат всего лишь с помощью разумного поведения пешеходов и водителей.
Напоследок рискну высказать и своё мнение. Весь предыдущий опыт человечества подтверждает правоту Евгения П. Действительно, разумное поведение и внимание не только к своим, но и к чужим интересам всегда улучшают любую ситуацию. Вот только разумно вести себя почему-то никто не хочет... И не только в Ярославле.
Так, в Румынии на зелёный сигнал светофора толпа пешеходов буквально бросается переходить улицу не только на перекрёстке, но и на протяжении всего квартала от светофора до светофора. В Египте же вообще единственным «правилом дорожного движения» является громкий звуковой сигнал мчащегося на бешеной скорости авто, а в остальном каждый ездит и ходит как вздумается. Конечно, ярославские водители и пешеходы культурнее и вежливее диких египтян, но пока ненамного. И остаётся слушаться правил (в том числе и о преимущественном праве пешехода). Даже несовершенных.