Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 28 февраля 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/16006/

Прощай, коммуналка, навсегда!

рубрика: Общество
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН
Фотографии: Анна СОЛОВЬЕВА

Началось расселение одной из самых одиозных ярославских коммуналок, известной нашим читателям из публикаций газеты, - дома № 12б по улице Кооперативной, аварийной двухэтажки, перестроенной после революции из бывшей конюшни купца Сорокина. Некоторые подробности события - в заметках нашего корреспондента.


На кухне, где две плиты на пять семейств, нет горячей воды. Кран в мойке сломался, и воду пришлось перекрыть. Посуду моют в ванной комнате. Туалеты сломаны тоже. Не ремонтируют их, по словам хозяев, как и краны, по той же причине, с точки зрения управдома вполне уважительной. Сантехники говорят о ней с многозначительной миной и без всяких пояснений:
- Расселяют!
Краткий показ всех этих коммунальных красот по нашей просьбе провёл в стиле сурового «реалити-шоу» воспитанник финансово-юридической академии, менеджер по специальности, 23-летний Александр Вавилов. Он не профессиональный гид, Александр в этих стенах не гость, а коренной житель. Родились здесь и его матушка, и сестрёнка Анна, и младший брат Алексей, и двухгодовалый племянник Никита.
Общий трудовой стаж трёх поколений Вавиловых (Сашиных, Павловых) в разных профессиях от уборщицы на железной дороге до мастера на «Североходе» и заведующей парикмахерской лет двести. Бабушка Вера Васильевна лучшие годы жизни отдала хлебозаводу, что на Большой Октябрьской, и Северной железной дороге, где не покладая рук тридцать лет служила техничкой. И сейчас, как в молодости, в глазах у неё огонь, румяна и бодра бабушка Вера. Говорят, замуж собирается, и оказалось, что это не шутка.
Скрывать ни Александру, ни его близким, ни соседям по дому нечего, да и незачем. И всё же те пустые краны - ещё цветики-цветочки и дают довольно приблизительный ответ на вопрос, с чем же они, сердешные, расстаются, говоря коммуналке «Прощай!». Знамо дело, с чем: с вечной толкотнёй на кухне, утренними очередями в туалет, сгнившими половицами, с крысами, что по ночам разбойничают на столах.
О своём развесёлом житье-бытье коммуналка на Кооперативной не раз давала знать городу. Писали - трижды! - президенту страны. Ответ из Москвы пришёл только на первое письмо. Его переправили в Ярославль для принятия мер. Как думают сами отправители жалоб, не иначе как по кремлёвскому сигналу дело в кои-то веки и сдвинулось с мёртвой точки.
В конце ноября прошлого года мэр Ярославля подписал постановление о расселении дома по Кооперативной. В свой час на дверях появились поимённые приглашения жильцам в администрацию Кировского района - для получения сперва смотровых ордеров на новые квартиры. Предлагалось оценить ситуацию на месте, поставить свои подписи, если вариант семью устраивает. Только после этого получали новосёлы на руки постановления главы администрации района о заключении с ними договора социального найма, согласно статье 57 Жилищного кодекса.
А дальше - вперёд, получите благоустроенное жильё площадью «метр в метр» или просторней, и никак не меньше той, что занимали вы раньше, и переезжайте на здоровье. О том, как идёт расселение по интересующему нас адресу, мы взяли информацию у главного специалиста жилищно-коммунального отдела администрации Кировского района Марии Пастернак.
В доме по Кооперативной зарегистрированы 43 семьи, 103 жильца. Распоряжений выписано главой района пока что на десять семей. Две из них въехали в новую многоэтажку на Тормозной, 54, что на Липовой горе.
Переселилась туда, кстати, и бессменный староста многострадального клоповника Тамара Сергеевна Новикова. У неё-то как раз получился спокойный, мирный вариант: из двух комнат без шума и пыли перебралась она в хорошую двухкомнатную квартиру - видно, высшие силы наградили её за труды праведные.
А вот с теми же Вавиловыми нашла коса на камень. На три семьи, где семеро душ, им предложили одну трёхкомнатную квартиру. Какой бы просторной и фешенебельной она ни оказалась, они даже смотреть ничего не стали. И так ясно: получилось бы что-то похожее на улучшенный вариант всё той же коммуналки. Своего угла не имел бы там никто из них.
Вскоре Вавиловы получили повестку в суд. Дело рассматривалось по иску районной администрации. Она воспользовалась своим правом по статье 89 Жилищного кодекса решить проблему «в связи с выселением». Быть выселенными Вавиловы не захотели. Без помощи юриста сами подготовились к судебному поединку. Собрали все нужные справки - о занимаемых площадях, о доходах, стоимости имущества, подлежащего налогообложению, и так далее. Этого оказалось достаточно для признания их не только нуждающимися в жилье, но и малоимущими. Суд в иске администрации отказал.
В самом желании Вавиловых иметь отдельную квартиру на каждую семью, право же, нет ничего от каких-то завышенных запросов. Просто даёт о себе знать психология старожилов коммуналок - при переезде их калачом не заманишь на общую кухню.
Полное название всей акции, напомним, - целевая программа «Переселение граждан, проживающих на территории города, из непригодного для проживания жилищного фонда в 2006 - 2010 годах в рамках подготовки к празднованию 1000-летия г. Ярославля». Общее число таких семей около пяти тысяч. Из них за два года новоселье отметила только каждая пятая. И сам сюжет с местом действия на улице Кооперативной, как и само название программы, такой же длинный и затяжной.
В суде сейчас находится ещё пять дел, аналогичных вавиловскому. В том, что расселение идёт с таким напрягом, проще было бы по привычке обвинить «жестокосердного бюрократа». Не будем этого делать из принципа. Проблема - одна из самых запущенных, головная боль всей страны. Как пел Окуджава: «А пряников сладких всегда не хватает на всех». Вот под шумок и услышали мы лишний раз от специалистов, занимающихся расселением ветхого и аварийного жилья, сказанную в сердцах знакомую фразу: «Ну и напрописывали!» Прозвучала она в общем-то беззлобно, скороговоркой, слегка «выпустили пар», но, видимо, с пониманием, что неосторожным словом так легко обидеть тех, для кого волею судеб стала коммуналка домом родным, а другого у них нет. В конце нашего разговора Александр Вавилов неожиданно выступил с кратким благодарственным словом властям.
- Суд, - промолвил он, чуть подбоченясь, - оказался некупленным, всё решил по закону, а закон был на нашей стороне. Теперь вот ждём, когда он защитит нас не на бумаге, а в жизни.
Добавим к этому: решение ещё не вступило в силу, истцы собираются подавать кассацию. Тем временем начинается выдача документов на однокомнатные квартиры в многоэтажном доме по улице Кавказской, за Волгой. В администрации района ожидают, что всё пойдёт более гладко, многие окажутся в выигрыше - например, получив за комнату отдельную квартиру.
Так что будет, будет счастливцам за что чокнуться в день новоселья. Да хотя бы за то, чтобы дети и внуки никогда не знали, что такое общая кухня и один сортир на шестнадцать человек, как на первом этаже на Кооперативной. Радость получится, как чаще всего у нас и бывает, - сквозь слёзы. Потому как не пройдёт, не зарубцуется быстро неизвестная цивилизованному миру пагуба - назовём её «синдромом коммуналки». По версии редакции это вот что такое.
Как-то сердобольная Тамара Сергеевна Новикова дала нам почитать очередную коллективную депешу для отправки «по инстанциям». О чём речь, было видно по заглавию - дословно в три строки выписал тогда его в блокнот: «Заявление жильцов дома № 12б по улице Кооперативной о невозможности проживания на первом этаже». На второй мы и тогда поднимались. Там, казалось нам, как-то почище, поуютней. Одна семья, помнится, даже душевую кабинку своими руками соорудила.
А на первом, где и сегодня под полом круглый год стоит вода, а крысиные лазы похожи на пробоины от артобстрела, да - нормально жить нельзя, и это мы своими глазами видели. Прочтя жалобу, мы тогда поинтересовались у старосты, почему послание не подписано по всей форме - вместо полных имён приведён столбиком перечень номеров квартир, от первой до тридцать девятой.
В ответ услышали мы, что про всю эту бесконечную обещаловку думает коммуналка:
- Потому мы и под номерами, что знаем: наши имена, как и наши жизни, для тех, кому пишем, не значат ровным счётом ничего.
Круто, с пересолом сказано. Но что поделать, так выглядит проблема из той общей кухни. Люди у нас многотерпеливые, но поберегитесь, сильные мира сего. И не такое ещё услышать можете, когда терпение у народа кончается и он перестаёт безмолвствовать.