Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 14 марта 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/16085/

Квитанция с калькулятором

рубрика: Общество
Автор: Олег БУРМИСТРОВ

На днях жители Ярославля и области получили квитанции по квартплате. И вновь взялись за калькуляторы. Ведь на протяжении нескольких последних недель СМИ сообщали о том, какие усилия прилагает власть к снижению тарифов ЖКХ. Теперь люди пытаются разобраться в результатах этих усилий. Вновь самостоятельно сравнивают квитанции января и февраля, проверяют их, высчитывают, где, что и насколько снизилось, сравнивают свои квитанции с квитанциями соседей и друзей. И снова в редакции не умолкает телефон. Много непонятного. Набрав список вопросов читателей, я отправился за разъяснениями в областной департамент жилищно-коммунального хозяйства.


Оказалось, что в кабинете заместителя губернатора Андрея Епанешникова тоже стол завален стопками копий квитанций по квартплате.
- У нас работает телефон горячей линии 72-83-21. Дей­ствительно, много людей обращаются с вопросами, требуют разъяснений. И по каждому случаю мы проводим проверку, - объяснил он.
- К нам в редакцию обратился Валентин Михайлович Коренец, он говорит, что в феврале получил счёт больше, чем в январе. Да и ещё несколько читателей обращались с тем же...
- В принципе этого быть не должно, - объясняет Андрей Васильевич. - Но отдельные такие жалобы есть. Как правило, тут дело связано с ошибками. Часто ошибаются сами граждане. Вот посмотрите, например, эту квитанцию. Здесь в январе у людей был возврат части денег, которые они переплатили в прошлом году. Поэтому в февральской квитанции сумма у них вышла больше. Но они не сразу обратили внимание, не сразу поняли, в чём дело. А вот в этих квитанциях действительно ошибку в расчётах допустила управляющая компания, сейчас мы с ней разбираемся.
Вообще подавляющее большинство граждан ощутили снижение платежей в феврале. Оно у всех разное. Это зависит и от размера квартиры, и от степени её благоустройства, и от числа проживающих, и особенно от местоположения дома, от того, какая котельная его отапливает. Поэтому общий платёж меньше январского иногда на 50, на 100, а то и на 150 рублей. В некоторых случаях снижение достигает даже 500 рублей.
- Это многих и тревожит: говорят, почему у меня столько, а у соседа через дорогу в такой же квартире аж на 800 рублей меньше?
- Ну, в данном случае «через дорогу» означает другой район, то есть другая управляющая компания и другая котельная. Поэтому вообще очень трудно говорить о каких-то общих цифрах снижения платежей и тем более о каких-то общих процентах. Многое зависит от конкретного случая.
- А некоторые граждане вообще не заметили никакого снижения...
- Такое тоже есть, и вот почему. Дело в том, что работа по снижению тарифов связана с внесением изменений в большое количество документов, как нормативных, так и чисто бухгалтерских. Последние решения по снижению февральских тарифов мы принимали ещё 28 февраля. В результате некоторые управляющие компании посчитали платежи за февраль уже по новым тарифам, а некоторые этого сделать не успели и посчитали февральские платежи ещё по старым январским тарифам. Большой беды в этом нет, всё равно потом они сделают перерасчёт и, если люди что-то переплатили лишнее, им эти деньги будут возвращены. Всё это будет отражено в мартов­ских квитанциях. А мы в свою очередь сейчас внимательнейшим образом фиксируем все обращения граждан и по каждой жалобе проводим конкретную проверку. Так что порядок будет и ни одна ошибка не останется незамеченной.
- То есть снижение будет ощущаться и в марте?
- Да, тем более что работа по снижению платежей ещё не завершена, она продолжается. Например, недавно произошло заметное снижение оптовой цены на газ, а это значит, что и стоимость услуг по отоплению, газоснабжению, водоснабжению тоже будет пересматриваться в сторону снижения. Ещё один аспект - работа по снижению уже не тарифа, а норматива потребления.
- А это что такое?
- Тариф - это стоимость литра горячей воды, например. Но есть ещё норматив, сколько литров человек потребляет в среднем по нормативу. Так вот, нередко выясняется, что в тех домах, где установлены счётчики - приборы учёта, реальное потребление ниже того, что предполагается по среднему нормативу. Это значит, что норматив завышен. И сейчас ведётся работа по корректированию ещё и норматива. В конечном итоге эта работа тоже должна привести к снижению платежей населения.
Вообще мы только что приняли дополнительную программу установки общедомовых приборов учёта. Большая часть финансирования этой работы будет осуществляться за счёт федерального фонда реформирования ЖКХ. В перспективе это позволит вести оплату услуг ЖКХ более точно. Необходимо также продолжать и работу по установке индивидуальных приборов учёта в каждой квартире. Тогда наконец рыночные механизмы в системе ЖКХ заработают в полной мере.
- Ещё многие граждане задают вопросы об оформлении жилищных субсидий. На сбор необходимых справок уходит время, в результате многие получат субсидию лишь с марта, а то и с апреля. А там, глядишь, конец отопительного сезона... Но за февраль-то платить нужно сейчас!
- Да, во всех муниципальных образованиях принимаются меры к тому, чтобы упростить систему начисления субсидий. Это не так просто. Существуют нормы федерального законодательства, которые нарушать нельзя. Но всё возможное в этом направлении делается.
Особое внимание мы уделяем вопросу о том, как ускорить начисление субсидии тем гражданам, которые только недавно потеряли работу. Будет принято решение, согласно которому и такие граждане должны будут представить справку о доходах не за шесть последних месяцев, а только за два. Но эта норма начнёт действовать только с апреля - раньше, к сожалению, не получается.
- Предусмотрены ли в бюджете области источники для предоставления субсидий данной категории граждан?
- Учитывая, что в связи с этим число граждан, получающих жилищные субсидии, вырастет, в областном бюджете мы предусмотрели выделение дополнительных 70 миллионов рублей на выплату субсидий на эти цели. Одним словом, стараемся делать всё возможное, чтобы обеспечить защиту граждан от роста стоимости услуг ЖКХ.