Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 20 марта 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/16177/

Один Ильич не спит во мраке

рубрика: Общество
Автор: Ольга ВАСИЛЬЕВА.
Фотографии: Вячеслава ЮРАСОВА.

Реализация 131-го федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу 1 января 2006 года, сопровождается проблемами. Главная причина того - недостаточность финансовой обеспеченности муниципальных образований всех уровней. И в первую очередь сельских поселений: межбюджетные отношения не обеспечивают баланс бюджетов районов и поселений в соответствии с исполняемыми полномочиями. Съезд муниципальных образований области рекомендовал не позднее октября 2008 года разграничить полномочия между органами местного самоуправления районов и поселений путём заключения соглашений, в первую очередь в сфере ЖКХ. Принять регламенты оказания муниципальных услуг и стандарты их оказания. Завершить разграничение муниципального имущества. Но процесс затянулся: в Пошехонье соглашение принято только спустя полгода после съезда.


Перечень передаваемого с баланса района на баланс городского поселения имущества включает: квартиры, находящиеся в муниципальной собственности, улицы города Пошехонья, памятник Ленину, аллею Славы, памятник погибшим воинам, два моста через реку Пертомку и два моста через реки Сога и Согожа на дороге федерального значения. В 2005 году памятник Ленину, попавший в перечень муниципального имущества с оценкой в качестве материального объекта, вызвал скандал в масштабах РФ. Общественность заволновалась, решив, что Ленина непременно продадут. В город примчались депутаты, партийцы, журналисты. Всех их еле успокоили. Теперь о памятнике будет заботиться городское поселение - Ленина не обидят. Но есть задачи посерьёзней.

Осенью, когда ночи длинные, а дни короткие, обострилась проблема освещения улиц. За три месяца ГИБДД трижды подвергала административным взысканиям заместителя главы городского поселения, отвечающего за содержание уличного освещения в городе. Третье постановление инспектора суд отменил, не усмотрев правонарушения в действиях чиновника. Бюджет городского поселения в 2008 году составлял
6 миллионов рублей - и был самым маленьким в сравнении со всеми бюджетами городских поселений области. Администрация городского поселения Пошехонье обращалась в районную администрацию и администрацию области с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на проектирование (100 тысяч) и восстановление освещения мостов (2 миллиона 400 тысяч рублей) через реки Сога и Согожа. Администрация МР ответила отказом. Из администрации области ответили, что мосты находятся в собственности МР. Дотацию областного бюджета в размере 300 тысяч рублей на освещение населённых пунктов района администрация МР направила на другие цели. Тем временем движение по мостам шло в темноте с риском для жизни людей. Это лишь один пример назревшей необходимости разграничения полномочий между администрациями района и городского поселения.

Но разделить полномочия непросто. Организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом городским поселением не осуществляется. Договорные отношения, регулирующие обязательства между управляющей компанией и населением, в настоящее время отсутствуют. Между управляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями эти отношения находятся в стадии разработки. Не утверждён порядок распределения субсидии городскому поселению на возмещение убытков предприятиям, оказывающим коммунальные услуги населению городского поселения Пошехонье.

Есть и другие осложняющие факторы. Администрация области не разрабатывала на 2009 год нормы потребления воды и тепла для поселений. Низший уровень разработок - муниципальные районы. Соответствующие областные субвенции направляются в бюджеты районов. И по ходу событий возникают новые обстоятельства - недавнее постановление департамента топлива и энергетики об изменении тарифов.

Так что непростые переговоры между главой администрации Пошехонского муниципального района Владимиром Кабановым и главой городского поселения Пошехонье Николаем Беловым завершились у заместителя губернатора Ярославской области Андрея Епанешникова в присутствии руководителей и специалистов департаментов жилищно-коммунального хозяйства, финансов, топлива, энергетики и регулирования тарифов и управления местного самоуправления. Главы района и поселения решили заключить соглашение. По нему с уровня городского поселения на уровень района передаются полномочия по организации в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, снабжение населения топливом и полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к ценам и тарифам для потребителей. Однако тарифное регулирование на уровне муниципального района - на этом настаивал Н. Белов - будет осуществляться с обязательным участием представителей органов местного самоуправления городского поселения Пошехонье.

Собрание депутатов Пошехонского МР утвердило достигнутое соглашение: оно вступило в силу и будет действовать до конца текущего года.

Станет ли пошехонцам легче жить? Им судить. Пока одно понятно: внедрение закона о местном самоуправлении приводит иногда к непредсказуемым последствиям.