Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 19 мая 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/16663/

Дорогие наши дороги

рубрика: Общество
Автор: Татьяна ЕГОРОВА
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

Самый крупный объект дорожного строительства 2009 года - обход города Ярославля с мостом через Волгу. На этот год, кроме того, планируется выполнить проект юго-западной окружной дороги стоимостью 98 млн. рублей, реконструкция этой дороги обойдётся почти в
2 млрд. рублей. На ремонт дорог, находящихся на балансе муниципальных образований, в 2009 году выделено 100,8 млн. рублей.


Где в нашей области хуже всего с дорогами? Везде, - сказал, отвечая на вопрос журналистов, директор департамента дорожного хозяйства Владимир Соловьёв. Везде есть места, где не проехать, везде по этой причине проблемы у населения. Это общероссийская беда, которая, к сожалению, не обошла и ярославские края.
Что можно сделать сегодня для угличского села Знамен­ского, где осталось всего несколько жителей? Родовое имение предков Тютчевых могло бы стать туристической Меккой и за счёт этого возродить и само село, и всю округу, но для связи его с внешним миром нужно построить два километра дороги.
- Технически мы это сделать готовы, - сказал Владимир Соловьёв. - Но для дороги даже без асфальтового покрытия потребуется тридцать млн. рублей, а с асфальтовым - все пятьдесят млн. Такими деньгами мы не располагаем, местные дороги можно восстанавливать только совместно с муниципальными районами. Руководство области приняло решение о субсидиях на такие цели - куда их использовать, решают муниципальные власти.
К субсидиям мы ещё вернёмся, но сначала сориентируем читателя.
Общая протяжённость дорог на территории нашей области - 17 тысяч км. Они подразделяются на федеральные, региональные и дороги местного значения. Федеральных, то есть имеющих государственное значение, 316 км (Москва - Архангельск, подъезд к Костроме), региональных, иначе говоря, обеспечивающих потребности области, - 6400 км. И самую большую часть дорожной сети составляют дороги местного значения, обеспечивающие связь между сёлами, деревнями, небольшими населёнными пунктами - их десять тысяч км.
Таким образом, хотя все дороги, большие и маленькие, проходят по ярославской земле, их сегодняшнее состояние и, соответственно, перспективы зависят от разных ведомств.
Ярославцы не имеют права вкладывать деньги в федеральные дороги, даже в случаях, когда на отдельные их участ­ки есть нарекания, не могут их обслуживать - и то, и другое делается только федеральными структурами. А вот за региональные дороги мы полнос­тью в ответе: департамент дорожного хозяйства, который возглавляет Соловьёв, их обслуживает, поддерживает в должном состоянии, на них идёт финансирование. Что касается дорог местного значения, то они находятся в муниципальной собственности, финансируются за счёт субсидий, дотаций, но обслуживаются в основном тоже предприятиями дорожного хозяйства.
В этом году на ремонт дорог, которые значатся на балансе муниципальных образований, правительство области выделило в порядке субсидии 100,8 млн. рублей. Сумма хотя и небольшая, но в других областях таких программ, принятых в поддержку селян, вообще не существует. Правда, чтобы рассчитывать на субсидию, муниципальное образование должно принять дороги на свой баланс - к этому готовы ещё не все, пока только восемь муниципальных районов. Кроме субсидии МР выдаются дотации на содержание дорог - на них районные власти заключают контракты с дорожниками самостоятельно.
В общем, внимание областных властей к дорогам возрастает, несмотря даже на нынешнее непростое время. Другого выхода просто нет. Транспорта становится всё больше, а наши дороги, построенные в основном в 1980-е годы по технологиям 1960-х годов, уже не выдерживают современных нагрузок.
Чтобы дорога служила нормально, её полагается капитально ремонтировать каждые двенадцать лет и каждые шесть лет делать текущий ремонт. Отсутствие финансирования не позволяло выдерживать межремонтные сроки. Как же всё-таки выходить из создавшегося положения?
Дабы максимально сберечь свои дороги, надо снижать на них нагрузку, считают специалисты. Возможно ли это, когда автомобильный поток растёт на глазах? Возможно. Департамент дорожного хозяйства наметил стратегическую цель: в перспективе весь транспорт, следующий через нашу область транзитом с севера на юг, в том числе на Москву, должен проходить по дорогам федерального значения. Для этого уже построен новый мост через Волгу, Юбилейный, в ближайшие полтора - два года строительство развязок и дорог в обход города Ярославля будет закончено. В ближайшие два года предстоит реконструкция юго-западной окружной дороги. Около двадцати км дороги на въезде в Ярославль и выезде из него планируется передать Федерации, что сократит наши собственные затраты. То же касается дороги в обход Переславля.
На этот год на содержание и ремонт дорог области нам выделено около 800 млн. рублей. Деньги распределены по объектам, программы все защищены.
Ряд важных дорожных проб­лем удастся решить в порядке подготовки к предстоящему 1000-летию города, под которое получены серьёзные средства. Дорожники обеспечат подъезды к объектам 1000-летия и проведут крупномасштабную реконструкцию Московского проспекта, от перегрузки которого во многом зависят сегодня транспортные проблемы Ярославля. Московский прос­пект станет шестиполосным, в этом году будет реконструирован участок от площади Богоявления до железнодорожного путепровода, в будущем - остальной, до выезда из города.
Одна из «изюминок» проекта - строительство нового моста через Которосль, который соединит Московский прос­пект и Которосльную набережную в районе Мукомольного завода. Это позволит существенно разгрузить от автомобилей центр города.
По-прежнему в центре внимания завершение работ, связанных с Юбилейным мостом. До пуска его на полную мощность с задействованием всех подъездных путей к нему осталось без малого пятьсот дней. Сроки очень сжатые, но, по мнению директора департамента, реальные.
Никогда ещё дорожное строительство в Ярославле не велось в таких масштабах, как сейчас. И всё-таки дороги, преж­де всего самые протяжённые, так называемые местного значения, остаются и для людей, и для экономики настоящей болью. Из-за недостатка финансирования множество деревень и сёл оторваны от внешнего мира, а некоторые уже по этой причине умерли. Как будет решаться эта проблема? Когда?
Ярославцы располагают своими дорожными предприятиями, несколько лет назад в техническом университете открыта новая специальность - строительство дорог. В условиях кризиса департамент тесно работает с центрами занятости в районах, благодаря этому удаётся сохранять кадры дорожников.
По сравнению с прошлым годом финансирование отрасли из-за кризиса сокращено на пятнадцать процентов. Это меньше, чем у областей-соседей. Ярославская область - крупная транспортная и логистическая система, имеющая важное значение для всей страны, понимание этого, видимо, есть.
Но дорожная сеть области - это не только большие дороги, но и десять тысяч км маленьких, и в их судьбе по-преж­нему мало что меняется.