Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 01 февраля 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/1693/

Кто ж кого «пидманул»?

рубрика: Общество
Автор: Лариса НИКОЛАЕВА

Тема Украины не сходит со страниц российской прессы, с экранов ТВ. Газовая война с Россией, битвы за маяки в Крыму, запрет на поставку украинской продукции... Есть ощущение, что политики никак не наиграются в свои игры. «Мы вам так» – «а мы вас этак», «мы ваш флот» – «а мы ваш Крым»... А как живется простым людям, каковы настроения в обществе спустя год после оранжевой революции?


«ОРАНЖЕВЫЕ» У ВЛАСТИ

Новый год мне снова довелось встретить на Украине, в восточной ее части – Донецке. Если в прошлые праздники жители страны обсуждали в основном президентские выборы, то в этом было две главные темы: за кого голосовать на парламентских выборах и перекроет ли Россия газовый вентиль.

Новые выборы ждут Украину в марте, и одна из их особенностей – раздвоение «оранжевых». Ющенко и Тимошенко еще вчера целовались, поздравляя друг друга с победой, а теперь разругались, кажется, навечно и стали непримиримыми противниками. Именно поэтому победитель президентской гонки Ющенко уже не так популярен.

– Если бы надоевшая власть сделала тогда ставку не на Януковича с его судимостями, а на кого-нибудь другого, все могло сложиться иначе, – считает Николай, голосовавший за «оранжевых», сотрудник частной фирмы. – Ющенко мог бы не победить, в его победе главную роль сыграл именно цинизм прежней власти, которая просто плюнула нам всем в лицо. Но я уже не знаю, буду ли на парламентских выборах голосовать за партию президента.

Многих украинцев покоробило и подписание меморандума с Януковичем, состоявшееся прошлой осенью. «Предал или не предал Ющенко идеалы Майдана?» – этот сакраментальный вопрос периодически обсуждается в СМИ. Мне удалось наблюдать дискуссии на эту тему в передаче «Свобода слова», которая вместе с «нашим» Савиком Шустером переехала на Украину.

Смотрела ее и вспоминала: у нас, в России, тоже такое было, во времена правления Ельцина. Гости программы в прямом эфире говорят, что думают. Причем забавно: гасить украинский темперамент Шустеру явно не под силу. Ведь это сродни тому, как угомонить, например, Жириновского, а если таких «Жириновских» в студии двое-трое?.. Вторая своеобразная черта, появившаяся при переносе нашего ТВ-продукта на иноземную почву, – Савик заговорил по-украински! Правда, на государственной мове он произносит только домашние заготовки, но обещает в скором времени овладеть языком на достойном уровне.

...Украинские политологи и историки вовсю подводят итоги. «Как это было в Киеве», «Явление оранжевой ленточки народу» – такие и подобные заголовки читала в одной из местных газет. Ну а сторонники «революционеров», даже если они не стояли в морозы на Майдане, а просто вели «подрывную работу» в восточных частях страны, на память об историческом событии получили удостоверение участника оранжевой революции – маленькую картонную карточку с печатью так называемого комитета национального спасения, чей адрес обозначен так: Киев, Майдан Независимости, палаточный городок.

РАЗОЧАРОВАНИЕ В ЛЮБИМЫХ ПРЕЗИДЕНТАХ

Большинству же простых украинцев не до того «как это было». Их больше волнует «как оно стало».

– Голосуя за Ющенко, – рассказывает мне пенсионерка Татьяна Владимировна, – я в общем-то голосовала не столько за, сколько против. Против Януковича, поддерживаемого криминальными авторитетами Донецка. Но все же теплилась и некоторая надежда, что со сменой власти хоть что-нибудь изменится к лучшему. Ющенко все-таки производил впечатление интеллигентного человека. Лучше, однако, не стало ни-сколько. Сначала странный «сахарный кризис», когда цена на «сладкий эквивалент» резко поднялась с 2,8 гривен до 5,5. А затем цены плавно выросли на все продукты. Пенсию добавили, но ни на преж-нюю нельзя было прожить, ни на нынешнюю.

Сейчас у Татьяны Владимировны пенсия 370 гривен (приблизительно 2 тыс. рублей). Столько на вещевом рынке стоят, например, добротные зимние сапоги (в магазине, как правило, они в полтора-два раза дороже) или демисезонное пальто. Тем не менее подобная пенсия считается на Украине прожиточным минимумом.

За год выросли и коммунальные платежи. Причем цены поднялись не везде. Из-за этого жители восточных областей Украины уверены: необоснованные тарифы – это происки местных властей, старающихся где только можно вставить палки в колеса «оранжевому» правительству, чтобы на волне недовольства людей пролезть в парламент.

Новая зарплата учителей на Украине – от 600 до тысячи гривен в месяц (соответственно от 3,3 до 5,5 тыс. рублей). В западных областях страны, где цены не так высоки, такой заработок считается неплохим. А вот для Киева это не деньги. Причем киевляне предпочитают считать зарплаты в долларах. Более менее достойным является заработок не ниже 500 долларов, «хорошие» же деньги начинаются от 1500 долларов.

Размеры здешних взяток, несмотря на войну, объявленную коррупции и мздоимству, и усиление наказания за эти преступления, даже возросли. Некоторые чиновники и постовые (бывшие гаишники) стали сдирать двойную сумму. «Рискуем-то теперь больше, вот и приходится брать дороже», – цинично и вместе с тем как-то даже прос-тодушно объясняют они свое поведение.

Но не только в Ющенко разочаровался украинский народ. Еще он разочаровался в Путине.

МОСКАЛЕЙ ОПЯТЬ КЛЯНУТ

Раньше наш Владимир Владимирович был, можно сказать, любимым президентом, вызывавшим (особенно по контрасту с Кучмой) обожание у многих украинцев. «Газовый вопрос» стер былое очарование.

Вариации на газовом вентиле болезненно восприняли практически все жители страны – и те, кто за «красных», и те, кто за «белых» (то бишь за «оранжевых» и «бело-голубых»). Падение давления в газовых трубах и, как следствие, ощутимое снижение температуры в домах – даже не самое главное.

– Зачем ставить Украину в унизительное положение? Раздувать публичный скандал? – говорит с обидой одна из моих родственниц, всегда восхищавшаяся «умным, интеллигентным Путиным, за которого не стыдно». – С Грузией, например, так не поступали. Я украинские власти не защищаю, нечего было газ воровать! Но для чего такие унизительные условия, этот кредит... Ясно же, что Украине его не потянуть. И еще: непонятно, если всем газ продают по рыночным ценам, то почему Грузии по 110, а нам по 230 долларов?

В эти дни Украину накрыла новая волна русофобских настроений. «Помни про газ, Тузлу, голодоморы, террор НКВД, уничтоженную Запорожскую Сечь! Сделай «подарок» Путину – откажись от всего россий-ского: товаров, сигарет, языка, способа мышления! Если ты Украинец» – призывает одна из «патриотических» газет. Слово «украинец» – с большой буквы.

Так и до абсурда дойти недолго. Предложить, например, не читать книги предателя Гоголя, писавшего на русском. Кстати, проблема языка остается одной из самых острых. Украинизация продолжается. Все телеканалы, транслирующие российские программы, обязаны давать бегущей строкой перевод на украинский язык всего, что звучит по-русски, не переводят лишь тексты песен. Дискуссии о придании русскому языку статуса государственного почти сошли на нет.

А ведь по сути русский остается едва ли не единственным средством общения между представителями более ста национальностей, живущих на территории Украины.

– Пойми, – пытается объяснить мне сложившуюся ситуацию учитель одной из донецких школ Елена Александровна, – это ответная реакция на ту денационализацию, которая происходила в годы советской власти. Когда украинские школы решением сверху превращались в русские, когда в 80-е годы почти половина учеников всеми правдами и неправдами «освобождалась» от уроков украинского, и это стало чуть ли не нормой. Нас всех пытались перековать в советских людей без национальности. А сегодня на этом пытаются играть рвущиеся к власти. Несколько месяцев назад в Крыму шел митинг против украинизации школ. И министр образования России заявил, что он будет держать этот вопрос на конт-роле. Вообще ни в какие ворота! Старший брат все не успокоится, что младший ему уже не подчиняется.

Вмешательство России в дела Украины задевает не только рядовых граждан. Живущий сегодня в Киеве известный поэт и прозаик Виталий Коротич, который долгое время был главным редактором знаменитого журнала «Огонек», в одной из своих статей сказал так: «Россия не имеет права быть судьей в украинских делах. Нахрапистое и запоздалое вмешатель-ство в выборы, откровенная тенденциозность убивают во многих украинцах уважение к народу-соседу...»

НЕТ У РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА?

В целом сложилось впечатление, что власти мало озабочены выживанием народа, о котором на словах они так радеют. Впереди у них дела поважнее – одна из самых серьезных битв за власть. Об этом свидетельствуют дрязги в парламенте, который с 1 января формально стал равен по своему статусу президенту Украины, почему и смог отправить в отставку правительство.

Большинство людей пребывает в некоторой растерянности – за кого же голосовать.

– Ни власть, ни оппозиция не вызывают у меня желания поддерживать их, – говорит мне сотрудник одной из строительных компаний Николай Александрович. – В команде «оранжевых», точнее – в двух командах, очень мало компетентных, профессиональных людей. Оппозиционеры же, по-моему, дер-жатся на политической арене только благодаря просчетам и неудачам нынешней власти. А в восточной части еще и благодаря тому, что здесь многие по-прежнему верят: если премьером выберут Януковича, то русский язык станет вторым государственным. Но ведь то же самое неоднократно обещал и Кучма, ставленником которого являлся Янукович. И что в результате? Одно вранье.

А вот мнение Натальи, копирайтера одной из рекламных фирм:

– Мне кажется, кто бы ни пришел к власти, он прежде всего будет решать или свои личные, или клановые, или корпоративные проблемы. А остальное – как получится. Подписание меморандума и «бело-голубыми», и «оранжевыми» доказывает: что-что, а между собой «непримиримые враги» всегда договорятся, после чего разделят сферы влияния и будут получать прибыли – каждый со своих вотчин.

А ведь как верилось многим в дни стояния на Майдане, что Украина будет другой. Что уже не вернется вседозволенность власти, восторжествует закон, перед которым будут равны и чиновники, и граждане. Сегодня от былой веры почти ничего не осталось. И в этом, пожалуй, заключается главное разочарование украинцев.