Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 25 июня 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/16970/

В поисках доброй пчелы

рубрика: Общество
Автор: Елена БАТУЕВА.
Фотографии: фото Елены БАТУЕВОЙ из архива Михаила ЛЕБЕДЕВА

Михаил Лебедев из деревни Селище Борисоглебского района пытается вывести новую породу пчёл.


Для кого-то пчёлы - это вкусный и сладкий мёд, для кого-то - страшная угроза из-за соседского забора, а для Михаила Лебедева из Борисоглебского района - это образ жизни. Вот уже несколько лет он бьётся над секретом «доброй пчелы». Местные пчёлы злы и непродуктивны, с ними много не наработаешь, - считает пчеловод-любитель, а потому он поставил своей целью улучшить хозяйственно-полезные качества этих насекомых, чтобы были добры и медоносны.

Дедовское
наследство

Сам Михаил родом из этих мест. Родился и вырос в Селище, а после окончания школы уехал в Москву, закончил геологоразведочный институт, много лет работал на Камчатке, разыскивая месторождения золота. В годы перестройки пришлось вернуться домой - отрасль, как и многие другие, потерпела крах. В девяностые годы попытался заняться коммерцией, но дело не пошло, и тогда вспомнил о дедовском промысле - пчеловодстве.
- Дед у нас всю жизнь возился с пчёлами, но привык делать всё сам и к ним никого не подпускал, даже отца, - вспоминает Михаил. - А потом внезапно заболел и слёг. Отцу пришлось волей-неволей поддерживать пасеку. Когда он приходил к деду в больницу и рассказывал о том, что вытворяет с пчёлами, у деда волосы на голове становились дыбом. Тем не менее постепенно отец освоился с пасекой, а потом решил приобщить и меня и подарил мне три улья.
Первое время начинающему пчеловоду было тяжко.
- Пришлось пройти через всё. Бывали ситуации, когда вся улица в буквальном смысле слова лежала в окопах, петух бросал куриц и убегал в лопухи, мужики, чинившие крышу, прыгали вниз и прятались по домам. А сам я сидел в подвале в полной амуниции пчеловода, не решаясь вылезти наружу, и мучительно думал: что-то, наверное, я сделал не так, - рассказывает Михаил. - Со временем пришло понимание: пчёл нельзя «ломать через колено», надо находить с ними общий язык. Если они не пускают тебя сегодня в свой домик, то нужно оставить их и уйти.
Чтобы лучше освоиться с новым занятием, Михаил стал читать специальную литературу. Потом появился Интернет, и он создал свой сайт по пчеловодству, начал общаться с коллегами на специализированных форумах, набираться опыта.
- В принципе с пчёлами нужно поступать так же, как с любой другой скотиной, - летом её пасти, а осенью собирать мёд, - улыбается Михаил. - Только, как оказалось, интересы у нас с пчёлами разные. Они хотят как можно сильнее расплодиться, а я должен держать их под контролем и регулировать рождаемость.

Совсем как люди

Если приглядеться к этим полезным насекомым, увидишь, что жизнь у них обустроена очень разумно и в принципе напоминает человеческое сообщество.
- У любого человека, если он занят работой, просто нет времени на гулянку. Ему в голову не придёт бродить по ночам в поисках невесты, думать о женитьбе и прочих глупостях. Точно так же и пчёлы: пока у них идёт взяток, они без отдыха работают, собирают пыльцу. А когда отцветёт последняя рябина, делать им становится нечего, и начинается у них брачный период.
Задача пчеловода - отлаживать жизнь насекомых под свои потребности, при этом не слишком ущемляя интересы крылатых.
- Я слежу за тем, что происходит внутри улья. Если кто-то произвёл слишком много мёда - ограблю их и отдам излишек тем, у кого недостаток еды, если пчёлы стали злиться и кусаться - задавлю у них матку и посажу им новую, добрую.
Вот тут-то и возникает проблема добрых пчёл. Ведь если они от природы злые, то пчеловод не может делать все необходимые манипуляции, обслуживать улей. Бывают ситуации, когда хозяин даже не может взять мёд у пчёл - они его не подпускают. Поработав несколько лет и получив немало укусов, Михаил задался целью получить и размножать породистых продуктивных пчёл.
Самая распространённая в наших местах пчела - среднерусская, или, как её ещё называют, тёмная лесная, - обладает не самым лучшим характером, и далеко не всегда пчеловод может найти с ней общий язык.
В советское время самой доброй породой считалась кавказская пчела, и при Хрущёве даже пытались проводить эксперименты - завезли этих пчёл в среднюю полосу и пытались скрестить с русской пчелой. Эксперимент закончился плачевно - кавказские пчёлы, скрестившись со среднерусскими, значительно подпортили породу, и очень много насекомых погибло.
Михаил пошёл другим путём: он стал «выписывать» породистых пчёл из заграницы - стран, где климат достаточно близок нашему, - Белоруссии, Польши, Германии. Маток ему на развод привозят поездом курьеры. Везут их в специальных клеточках вместе со свитой - десятком пчёл, которые обслуживают матку в дороге. Затем прибывшую иностранку Михаил подсаживает в улей к своим пчёлам. Так меняется порода. Чтобы у насекомых не возникало конфликтов, новую матку он старается подсадить к новорождённым пчёлам, которые с радостью её принимают. Получившиеся в таком улье новые насекомые уже отличаются по характеру.
- В итоге хочу вывести на пасеке пчелу идеальную во всех отношениях, которая приносила бы много мёда и была доброжелательна к человеку.
Нужна
поддержка
Сейчас у Михаила несколько «точков» - подразделений, которые составляют пасеку. Всего около сотни домиков. В будущем он мечтает довести их количество до пятисот. Как считает Михаил, главная проблема пчеловодов - отсутствие поддержки отрасли на государственном уровне.
- До сих пор не принят закон о пчеловодстве, который регулировал бы отношения пчеловодов с окружающими факторами. Вот, например, соседский фермер взял и обработал своё поле пестицидами, а на этом поле растут васильки, с которых пчёлы собирают мёд, и пчеловод несёт потери. Или другой пример - сейчас полностью отсутствует контроль за препаратами, которыми обрабатывают пчёл от болезней, и за продукцией, которую используют пчеловоды.
Например, вощину для ульев везут с юга, возможно, заражённую гнильцой. А эта болезнь смертельна для пчёл. И никто не несёт за это ответственности. Нет также социальной рекламы мёда и пчеловодства, а ведь мёд - это здоровье нации, и если люди перестанут употреблять мёд, человечество начнёт вырождаться. На западе это давно поняли, поэтому потребление мёда на душу населения там во много раз превышает российские показатели. Да и сама цена на мёд там значительно ниже, чем в России. Причина в том, что там производят мёд в промышленных масштабах. У нас же это до сих пор - удел любителей. В России нет ни одного государственного питомника по пчеловодству. Не от этого ли всё выше с каждым годом показатели детской заболеваемости? В иных странах, например, в Японии и Германии, действуют программы, когда государство закупает мёд у пчеловодов, и этот мёд бесплатно даётся в детских учреждениях детям.
Как выбрать хороший мёд? На этот вопрос Михаил сначала ответил мне шуткой:
- Идёте по рынку и смотрите в глаза продавцам. Кто вам понравился внешне, рядом с ним останавливайтесь и пробуйте мёд. А если серьёзно, после того, как попробовали мёд, нужно подождать 5 - 7 минут, чтобы ощутить «вкусовое эхо». Если послевкусие приятное - значит, это ваш мёд. А то бывает, сначала сладко, а потом во рту остаётся неприятный осадок. Но чтобы не было никаких недоразумений, лучше покупать мёд у знакомого пасечника.

Пасека
как образ жизни
Напоследок я спросила у Михаила, чем он будет заниматься, если пчеловодство перестанет приносить доход. Михаил улыбнулся и ответил:
- Для меня пчёлы - это образ жизни, и по-другому я свою жизнь уже не представляю.
Благодаря пчёлам Михаил приобрёл очень много друзей из самых разных стран, любителей и профессионалов, с которыми он познакомился в Интернете. В прошлом году он пригласил своих друзей по переписке - участников форума пчеловодов - в гости. В августе к нему в деревню приехали 125 человек из четырёх стран. Три дня продолжался этот стихийный съезд, на котором люди обменивались мёдом и опытом, общались, пели песни у костра. А ещё раньше Михаил Лебедев стал героем двухсерийного фильма «Люди и пчёлы», который сняли московские документалисты Людмила и Валерий Демины. В нём один из пчеловодов говорит о том, что можно подходить к пчёлам с двух разных позиций: одна - это коммерческая, сколько пчёлы дадут мёда; другая же - философская - разгадать тайну пчелиного бытия. А через него, возможно, и бытия всей вселенной.
В Михаиле Лебедеве эти два подхода слились воедино. А потому, верю, что всё-таки он достигнет своей цели и подарит людям новую породу пчёл.