Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 30 июля 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/17304/

Эпоха «Крылатого Льва»

рубрика: Общество
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ
Фотографии: Сергей МЕТЕЛИЦА

Немного найдётся людей, имя которых выдержит соседство со словом эпоха. Имя Михаила Понарского выдерживает. Не случайно к своим многочисленным званиям и наградам, почётным знакам он удостоен и международного ордена «Крылатый Лев», который даётся только за выдающиеся заслуги в деле возрождения Отечества. За 34 года его работы председателем рыбинского комитета по физкультуре и спорту к нескольким эпитетам, характеризующим город - волжский, купеческий, промышленный - добавился еще один - спортивный. Более семидесяти мастеров спорта международного класса, шестьсот мастеров спорта СССР и России, более десяти тысяч кандидатов в мастера спорта, восемь чемпионов мира, получивших звания заслуженных мастеров спорта - это и есть эпоха Понарского. Точнее, только её айсберг, потому что спортсменами - пусть без званий и регалий - в те годы становились почти все юные рыбинцы. Спорт был массовым и общедоступным. В советской системе спортивного воспитания, талантливым проводником которого был Михаил Иосифович, это являлось едва ли не самым важным.


- Михаил Иосифович, вы не похожи на спортсмена, не могу представить Вас с гирей. Директор завода - да, профессор, доктор - да, но не спортсмен. Может, судьба что-то другое для вас предполагала? Как оказались в спорте?
- Сыграло роль то, что в детстве среди сверстников я был самым маленьким и самым слабеньким. Война, отец и старший брат на фронте, эвакуация, голод - это знакомо каждому из моего поколения. Когда освободили Смоленщину, мы вернулись в родной Починок. В школе принял решение - слабым оставаться не хочу. Сам нашёл в библиотеке книгу по физической культуре, изучил её досконально и соорудил гантели и перекладину. Начал упорно тренироваться - это и были мои первые шаги в спорт. Когда окончил школу, дома почему-то решили, что мне надо идти на турбиностроение. Инженер из меня получился бы очень обычный - способностей к технике не было - но я и не поступил. Призвали в армию, отправили служить в Свердловскую область. Холодные зимы заставили закаляться - ходили босиком по снегу, моржевали. Там и созрело решение - посвятить свою жизнь физической культуре. После армии поступил в Центральный институт физической культуры им. Сталина на специальность «тяжёлая атлетика». Но на дневном долго учиться не пришлось - помочь мне никто не мог, сам подрабатывал - по ночам разгружал вагоны. Тяжело было, поэтому перевелся на заочное отделение и поехал в Рыбинск, где служил брат. Устроился работать сначала на моторный завод, а потом перешёл в 3-ю школу и стал учителем физкультуры.
- Не было ощущения «второстепенности» своей профессии?
- В советское время спорт поддерживали. Считалось, что главные предметы в школе - русский, математика и физкультура. Конечно, это было больше из разряда лозунгов, но отношение к массовому спорту было серьёзным. Понимали, что больной человек нигде ничего не добьётся. А чтобы не болеть, надо заниматься спортом и в школе чередовать умственную деятельность с занятиями физкультурой. Сейчас развитие спорта осуществляется только на словах, только на уровне деклараций. Все - за. А на самом деле - реклама пива...
- Уроки физкультуры, думаю, для многих школьников были и есть из разряда досадной необходимости. Как Вы понимали роль учителя физкультуры?
- Интерес к предмету на 99 процентов зависит от учителя. Есть личности, за которыми тянутся. Учитель непременно должен быть из их числа. У меня за годы работы более двадцати человек стали учителями физкультуры и тренерами. Это приятно. Я понимал, что в школе физкультура - лишь отдых в череде «настоящих» предметов. Вот это и хотелось изменить. Убеждал ребят, что развитие своих физических возможностей - жизненная необходимость, что физкультура закаляет характер. Когда наши школьные команды прочно вошли в таблицу городских соревнований, а в спортзале не хватало места и времени для тренировок, я понял, что с поставленной задачей справился.
- Как получилось, что рядовой учитель физкультуры возглавил спорткомитет города?
- Я заменил Бориса Васильевича Седова - прекрасного руководителя, очень достойного человека. Он фронтовик, и когда у него начались проблемы со здоровьем, связанные с ранением, то он сам пригласил меня. В 70-м году меня избрали председателем комитета по физической культуре и спорту.
- Какая к тому времени у города была спортивная база?
- Скромная. Первая спортивная школа в Рыбинске была открыта в 1943 году. Шла война, а люди уже думали о будущей жизни, заботились о детях. Вторую школу открыли только в 1968 году, она получила статус олимпийского резерва и вошла в десятку лучших школ страны. Два тренера - вот и вся база.
За 34 года работы в спорткомитете удалось главное - собрать и объединить людей, влюблённых в спорт и не жалеющих сил для того, чтобы сделать Рыбинск спортивным городом. Работали на энтузиазме, многое тогда было построено методом народной стройки.
- А что было важнее - вырастить много спортсменов или получить высокие спортивные результаты?
- Это звенья одной цепи. Массовость рождает мастер­ство. С таким девизом мы и работали, в городе было открыто пятнадцать спортивных школ. А вообще я для себя определил две главные цели: спортом должны заниматься на каждом предприятии города, в каждом коллективе, и хотелось составить серьёзную конкуренцию в спорте Ярославлю. По подготовке мастеров спорта международного класса мы давно на равных с Вологдой, Костромой, Смоленском. Эти результаты были бы невозможны без массовости спорта. А теперь пошёл обратный процесс - объединяют две школы, называя это оптимизацией. Как можно объединить лучников и шахматистов? Это сокращение.
- Рыбинск известен не просто как спортивный город, а как город, развивающий редкие виды спорта. От чего зависел их выбор?
- Приехал А.Р.Елфимов - Катя Смирнова появилась в лёгкой атлетике, приехал
И. П. Лихачёв - появились водные лыжи, приехал Л. Н. Устинов - появилась стрельба из лука. Приглашали хорошего тренера, ему помогали, и у города появлялся новый вид спорта. Руководство Рыбинска всегда нас поддерживало, даже вопросы с жильём решали. Тогда работали настоящие государственники - думали прежде всего об интересах города. На энтузиазме тренеров и спортсменов, при поддержке властей, на субботниках и воскресниках построены лукодром, водный стадион, первые лыжные трассы Дёмино. Они служат городу до сих пор.
- Значит, залогом наших побед на Олимпиадах и чемпионатах мира были массовость и энтузиазм?
- В советское время у нас была создана передовая система по спортивному воспитанию. Несмотря на то, что в материальной оснащённости спорта мы отставали безнадёжно (например, в Америке три миллиона ледовых площадок, у нас - 190) , победы на Олимпиадах завоёвывали наравне с американцами. Сегодня начали задабривать верхнее звено - вручают подарки олимпийским чемпионам. Но высокий результат одними подарками не получить, нужна система.
- Понятно, что «снявши голову, по волосам не плачут». Когда рушилось государство, невозможно, наверное, было сохранить систему физического воспитания. Что, на ваш взгляд, нанесло наиболее ощутимый ущерб спорту?
- Первый удар по системе спортивного образования нанёс Горбачёв. Новое мышление заключалось в том, чтобы перестроить хоть что-то. В 90-е развалили профсоюзный спорт. Закрыли все спортивные школы при заводах - профсоюзные и государственные. А теперь и государственным детским спортивным школам не выделяется ни рубля на соревнования, нет денег на инвентарь. Но ведь артист не может только репетировать, он должен и выступать. Спортсмену необходимы соревнования. Чтобы как-то выходить из положения, в школах ввели платные услуги. Родители вкладывают деньги в фигурное катание, плавание. А вот кто пойдёт за свои деньги в гиревой спорт?
Стратегия в стране выбрана порочная - восемьдесят процентов денег, заложенных на развитие спорта, идёт на содержание нескольких команд.
Сегодня всё держится на человеке - есть Ласточкин, есть спорт в Дёмино. А другому руководителю спорт неинтересен, и он сокращает на своём предприятии последнего методиста по спорту. Не может содержать? Но это не так много денег, просто не хочет, не считает нужным. Поэтому должна быть система спортивного образования. И надо сказать, что создавать её придётся десятки лет.
Через год в Канаде состоятся зимние Олимпийские игры. Я считаю, что из пятидесяти золотых медалей Россия может претендовать только на четыре. Мы не попадаем даже в десятку самых сильных спортивных стран. Чего не хватает для побед? Денег? Но в советское время на деньги, что получает сегодня один футболист, можно было содержать все спортивные школы города. Здоровья? Ума, чтобы понять, что массовый спорт - не роскошь, а средство сохранения генофонда нации.