Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 20 августа 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/17500/

Искусство «зелёного коридора»

рубрика: Общество
Автор: Василий МЮРАТОВ
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

Федеральный закон № 131 «Об основах местного самоуправления» был одним из «трудных». Его долго обсуждали, много критиковали. Сейчас
ФЗ-131 заработал в полную силу. Близятся выборы депутатов и глав муниципальных образований. Как видят закон № 131 и дальнейшие перспективы местного самоуправления профессионалы, те, кто следит за соблюдением этого закона? Об этом рассказал начальник управления по вопросам местного самоуправления правительства Ярославской области Александр Матвеевич Чудайкин.


– Александр Матвеевич, приближаются выборы депутатов местных законодательных собраний и глав сельских поселений. Ожидаются ли «сюрпризы», много ли новых людей придёт в местное самоуправление? Или большинство прежних глав поселений и депутатов останутся на своих должностях? Есть ли в правительстве области прогнозы по этому вопросу?
– Неблагодарное это дело – прогнозы. Ведь главная задача правительства области – не прогнозировать результаты выборов, а обеспечить их полную конституционную законность и легитимность избранных депутатов и глав поселений. Предстоящие выборы очень важны, потому что именно депутаты местных собраний представителей и других органов местной законодательной власти ближе всех к народу, к его нуждам. Перефразируя известную пословицу, скажем: до президента высоко, до Госдумы, не только федеральной, но и областной, далеко… Это не совсем правильно, но таковы реалии нашей жизни. А депутат местного собрания представителей – рядом, к нему можно обратиться с повседневными заботами, с ним избиратели на родной улице каждый день здороваются. Люди в муниципальных округах, в глубинке, знают своих кандидатов в лицо и сами, без прогнозов и пожеланий правительства области, разберутся, за кого голосовать.
Но если бы правительство области вовсе не представляло себе сегодняшнюю кадровую ситуацию в местном самоуправлении, согласитесь, это было бы неправильно. Могу сказать, что эта ситуация стабильна, и это косвенно говорит о неплохой работе глав поселений и местных депутатов. Около семидесяти процентов ныне работающих глав и депутатов примут участие в осенних выборах, и с немалой долей вероятности можно предположить, что многие из них будут повторно избраны. На мой взгляд, это признак доверия населения. На выборы идут главы только двух районов – Гаврилов-Ямского и Рыбинского, остальные – главы сельских поселений и депутаты. Большинство из них зарекомендовали себя как адекватные руководители и творчески мыслящие хозяйственники. Поэтому главным новшеством станет разве что ожидаемый приток молодых кандидатов. Молодёжь в сёлах и районных центрах стала больше интересоваться политикой, и это опять же кажется мне подтверждением того, что область развивается, что политика правительства области обеспечивает социально-экономическое развитие даже в непростых условиях кризиса.
– Как выглядит в вашем представлении гипотетически идеальный (или близкий к идеалу) глава поселения? Каковы его биография, партийная принадлежность, профессия, опыт работы, возраст и т. д.?
– Ответ короче некуда: тот, кто оперативно и профессионально откликается на просьбы и нужды населения. Тот, кто хочет и умеет помогать людям, своим избирателям. Это – главный критерий оценки. По данным правительства области, сегодня наибольшей популярностью у избирателей пользуются кандидаты в возрасте от 40 до 50 лет, как правило, мужчины с высшим образованием. Отмечено, что чем ближе к земле, тем большим авторитетом пользуются женщины, среди глав районов женщин единицы, а на уровне глав сельских поселений – 42 процента. Но повторю – ситуация может измениться, поэтому постоянного, как бы «законсервированного» портрета «идеального главы» нет, и быть не может.
– В последнее время читатели нашей газеты отмечают некоторое снижение интереса к должности главы поселения как таковой, а также и к возможности работать в местных собраниях представителей, говорят о снижении количества желающих выставлять свои кандидатуры на выборы. Так ли это, и если да, то с чем это связано?
– Нет, не так. Явка на местные выборы в целом по России действительно традиционно ниже, чем на выборы регионального и тем более федерального масштаба. Причина, возможно, в вековой психологии русского человека, привыкшего уповать именно на высшую власть – царя, президента… Однако никакого снижения интереса ни «в последнее время», ни ранее не отмечено. Напротив, на прошлых выборах в Угличе на 20 депутатских мандатов претендовали 68 кандидатов. Так что интерес к возможностям местного самоуправления не остыл. 
– Некоторые главы поселений критикуют ФЗ-131, утверждая, что закон в процессе адаптации «скорректирован» процентов на семьдесят, и сегодня власть сосредоточена на уровне администраций районов, а главы поселений не обладают реально влияющими на хозяйственную жизнь поселений полномочиями. Насколько, на ваш взгляд, верны эти высказывания?
– Закон есть закон. Может быть, кому-то не нравятся правила дорожного движения, их тоже будем критиковать? Продолжая «автомобильные» сравнения, замечу: водитель, умеющий попадать в «зелёный коридор», т. е. успевать к светофорам вовремя, едет быстрее и доволен жизнью. А неловкий или неопытный шофёр стоит на каждом перекрёстке и клянёт тех, кто «не там расставил» светофоры. Не те ли главы, у которых непорядок в хозяйстве, критикуют ФЗ-131? Закон корректировался долго, с учётом анализа правоприменительной практики, в соответствии с вызовами времени. Например, в мае 2009 года введено право отзыва с должности главы как депутатами, так и вышестоящими руководителями. По-моему, эта поправка к закону существенно повышает ответственность глав перед народом.
– Какие материально ощутимые выгоды уже дало сокращение числа сельских поселений в Ярославской области?
– Слияние восьми поселений дало материальный эффект более десяти миллионов рублей, но деньги в данном случае не главное. Во–первых, люди, жители поселений, проголосовали за слияние, которое осуществлено ради их удобства. Во-вторых, даже самый поверхностный анализ сегодняшних социально-экономических процессов ясно доказывает – изменился вектор развития в целом. В любой области жизни современной России центростремительные силы побеждают центробежные, раньше все стремились «разбежаться», сегодня хотят соединиться. Это требование времени, и дальновидные руководители обязаны с ним считаться. А умение понять требования времени и ответить на них важнее десяти, да и вообще скольких угодно, миллионов.
– Продолжается ли оптимизация системы местного самоуправления, или ФЗ-131 можно считать окончательно адаптированным к реальной жизни, работающим в полную силу? Есть ли какие-либо проекты или идеи по дальнейшему реформированию системы местного самоуправления?
– ФЗ-131 – растущий, живой организм, как, впрочем, и любой хороший закон. Те или иные изменения, которые могут быть в него внесены, зависят от социально-экономической ситуации в муниципальных округах. Перечислять успехи не очень интересно, но раз уж вы спросили, кратко напомню: очищенная река Трубеж в Переславле, открытие «Волжской Ривьеры» в Угличе, создание пожарной дружины в Некрасовском, частный газопровод под Шачеболом, праздник 300-летия Полтавской битвы в селе Великом… Недостаток всех этих успешно осуществлённых проектов лишь в том, что речь идёт в основном о победах районного масштаба, на уровне районов, и многие из них как бы приурочены к праздникам. А смысл дальнейшего развития в том, чтобы росло число успешных проектов, реализованных на уровне поселений. И чтобы каждый проект, будь то гостиница или газопровод, был не эффектным финалом, а очередной «серией» фильма «Развитие». И с продолжением. 
– В связи с финансовым кризисом ранее принятые долгосрочные планы социально-экономического развития районов и тем более поселений стали невыполнимыми. Ведётся ли их корректировка, где и как? Проще сказать – как жить?
– В китайском языке есть два иероглифа, переводящиеся на русский словом «кризис». Один из них – иероглиф «беда, несчастье», второй – иероглиф «возможность, шанс». Корректировка докризисных программ социально-экономического развития, конечно же, идёт, но полностью рассказать о ней в формате одного интервью не удастся. Главный смысл – теперь будут давать не рыбу, а удочку, ставка будет сделана на инициативных людей. Из направлений бизнеса перспективным мне кажется развитие туризма, связанное с приближающимся тысячелетием, и частная торговля качественными продуктами питания, тем же молоком.
– Какие районы и поселения области, на ваш взгляд, находятся в наиболее сложном социально-экономическом положении, а какие являются лидерами?
– Не скажу, не хочу людей обижать. Главы поселений очень ревниво относятся к успехам и неуспехам друг друга. Информацию о достигнутых показателях мы размещаем на сайте, каждый может сравнить и подумать. А раздавать «ярлыки» не стоит.
– А вот в Уставе Брейтовского района совсем недавно найдено около сорока несоответствий федеральному законодательству. Также именно Брейтовский район чаще других критикуют за недочёты в хозяйстве. В каких ещё районах и поселениях местная власть «недорабатывает»? Есть ли у областного правительства рычаги воздействия на «неудачных» глав районов и поселений?
– Вышестоящий руководитель, например, губернатор, может просто отозвать главу поселения, снять его с должности. Кажется, достаточный «рычаг»? Однако пользоваться им, рубить сплеча вряд ли стоит. Ближайшее выездное заседание правительства области состоится в Брейтовском районе. Это ответ на оба вопроса – и по поводу брейтовских неурядиц, и по поводу «рычагов воздействия». Состоится предметный и, смею надеяться, доброжелательный и конструктивный разговор с конкретными выводами и последствиями. Дело не в «недоработках», не в том, кто хуже или лучше. Главное – создать условия развития, и мы на это вполне способны.