Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 29 августа 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/17592/

Там, где сходится нефть из Ухты и с Сургута

рубрика: Общество
Автор: Виктория ГЕФЕЛЕ
Фотографии: Наталья БОРОДИНА

Неизвестно, что думали и предполагали водители и пассажиры транспортных средств, которые 19 августа двигались по трассе из Ярославля в Иваново через небольшое село Унимерь в Гаврилов-Ямском районе. В двух километрах от села, в чистом поле, царило небывалое оживление: сновали люди, совершали непонятные манёвры машины… Дело в том, что линейщики, пожарные, энергетики и другие специалисты Ярославского управления ООО «Балтнефтепровод» проводили совместные учения с Главным управлением МЧС по Ярославской области и областным поисково-спасательным отрядом.


Вводная, как нам сообщил главный инженер управления Роман Завалишин, – условный разлив полутора тысяч кубов нефти на одном из вантузов – это задвижка с патрубком для закачки и откачки нефти. Скажем сразу, подобное трудно представить, событие это в реальности стало бы беспрецедентным. Начались учения со звонка главного инженера Романа Завалишина в диспетчерскую, а оттуда – в патрульную группу и по подразделениям предприятия. Задача: отсечь условно аварийный участок,остановить условно утечку нефти, локализовать условно аварию и ликвидировать последствия условной аварии. Уже у крыльца слышим по чьей-то рации: – Саша Груздев, доложи готовность! Мужчина в каске рядом с нами отвечает: – Готовы. Выезжаем. Следом отворились ворота, и с воем выехал пожарный ЗиЛ-автоцистерна с трёхтонным запасом воды. За ним «КамАЗ» с прицепом, на котором гордо красуется катер. Вообще-то в районе Унимери есть речка Кобылка, но в районе учений по её практически высохшему руслу бежит лишь ручеёк, который в километре ниже по течению впадает в реку Которосль. Итак, произошла условная авария. Ситуация могла обернуться экологическим бедствием, и для ликвидации послед­ствий разлива нефти потребовалось бы вмешательство огромных сил и средств. Отсюда – масштабы совместных действий нефтяников и специалистов Главного управления МЧС по Ярославской области. На 24-й километр нефтепровода Ярославль – Москва, где сходится нефть из Ухты и с Сургута, стянуто большое число техники. На месте мы застали такую картину: где-то вдали, в безмятежно раскинувшемся поле, группа людей устанавливает вокруг условно-аварийного вантуза оцепление. Это патрульная группа во главе с Александром Груздевым, которая, вероятно, уже определила характер повреждения. К месту проведения работ одна за другой подъезжает спецтехника. Мимо нас по грунтовой дороге в район эпицентра учений промчались на своём «ЗиЛе» пожарные, выскочили и, растягивая рукавную линию, заняли позицию с наветренной стороны. Их задача – обеспечить пожарную безопасность на месте проведения работ. А к колодцу откуда ни возьмись подполз на гусеницах экскаватор и приступил к обваловке вантуза, чтобы предотвратить дальнейшее условное распространение нефти. С другой стороны подкрался автокран. После того, как его «ноги» зафиксировали, «Ивановец» подцепил и поднял на стропах металличе­ский колодец вантуза. А на поле появился «КамАЗ», гружённый металлорукавами для перекачки нефти. Это полевой магистральный трубопровод. Расстановкой сил и средств руководят сотрудник МЧС подполковник Борис Яковенко и директор областного поисково-спасательного отряда Валерий Кузьменко. Бойцы отряда – спасатели – наготове. Для условно собранной нефти копают котлован – амбар. Тут нам попадается группа женщин в спецовках и резиновых сапогах, в руках – почвенный бур. Это сотрудники службы экологической безопасности и рационального природопользования. Они отобрали пробы почвы после условного сбора нефти. За рекультивацией почвы в месте условного ЧП последуют новые пробы почвы, чтобы определить фоновую концентрацию нефтепродуктов в радиусе семисот метров. А затем – выводы, нужна ли дальнейшая рекультивация. Параллельный контроль ведут государственные и областные природоохранные структуры. А амбар ёмкостью в полтысячи кубометров готов, и вот тут пригодилась сила и удаль ребят из поисково-спасательного отряда: они взяли огромный резиновый вкладыш и принялись расстилать его по котловану. Это оказалось не так легко. Тут уж подключились к работе практически все, невзирая на лица и должности. Процессом, как оркестром, руководил главный инженер Роман Завалишин, размахивая руками, словно дирижёр. Вкладыш уложили, закрепили, и вот наконец временный резервуар может принять нефть. Тем временем дефектоскописты обнаруживают условную трещину в сварочном шве. Линейщик Александр Крицкий, кстати, лучший по профессии-2008 в управлении, объясняет: на ремонт даются сутки, для того,чтобы заменить условно аварийный участок трубы или установить нормативно-ремонтную конструкцию. На моих глазах двое парней споро подта­скивают ремонтную конструкцию и готовят её к сварке. Тут всполошились и пролетели прямо над нами полевые птахи – послышался гул вертолёта, облетающего зону учений – так и хочется сказать – боевых действий. Всего в них задействовано было тринадцать «КамАЗов», «Татра», два бульдозера, три экскаватора, автокран, катер и даже винтокрылая птица! Это не считая машин и техники поисково-спасательного отряда. Работы продолжались четыре часа. Итоги будут внимательно изучены, и специалисты вынесут свой вердикт.