Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 19 сентября 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/17818/

Я к лесу прикипел душой

рубрика: Общество
Автор: Светлана КРУПИНА
Фотографии: Наталья БОРОДИНА

У Анатолия Александровича Лисицына, лесничего Вязовского участка Пошехонского лесничества, владения большие - 41 ты-сяча гектаров, и заботится он о своей вотчине как рачительный хозяин.


До того момента, как Анатолий Лисицын стал лесничим, он работал трактористом в колхозе, закончил сельхозтехникум, получил специальность агронома. Эти знания ему очень пригодились. Уже 15 лет он работает лесничим.
- Я свою работу люблю. Я к лесу душой и сердцем прикипел, - говорит Анатолий Александрович.
Уже будучи лесником, он окончил Рыбинский техникум-лесхоз, стал техником-лесоводом. Лисицын с ностальгией вспоминает о былых временах.
- Раньше в обязанности лесничих входили охрана лесов от пожаров, защита деревьев от вредителей и болезней, охрана от самовольных вырубок, - рассказывает Анатолий Александрович. - У меня был штат в 14 человек, мы дежурили в летнее время, осуществляли уход за лесными культурами. А территория была меньше, 30 тысяч гектаров. Когда были лесхозы, не было ни одного случая самовольных вырубок! И один-единственный пожар за пятнадцать лет моей работы, в 2002 году. Силами лесхоза мы его в течение суток локализовали, а на второй день дотушили. Сейчас же, случись пожар, не дай бог, я даже не могу представить, что будет! Ведь главное при лесном пожаре - быстро его обнаружить, а в одиночку на территории в 41 тысячу гектаров как это сделать?
«Листик дуба на фуражке, за плечом ружьё, на ладонь садятся пташки, ластится зверьё...» Это о профессии лесничего читаем мы в одной из детских энциклопедий. Ещё три года назад существовала единая форма для российских лесничих. На кокарде фуражки - два листика дуба. Сегодня форма отменена, никаких фуражек. Не положено и оружие. А с браконьерами, незаконно вырубающими деревья, хоть голыми руками сражайся. Точнее, по новым законам лесничий вообще не имеет права к браконьерам приближаться в одиночку, без работников правоохранительных органов. Тем более нарушителя задерживать. Он обязан только место заметить, где незаконная вырубка идёт. А пока лесник за милиционером сбегает, много добра «утечёт».
Нет у Лисицына транспорта, старенькая машина в вечном ремонте, да и та вот-вот развалится.
- Хорошо ещё, что у нас в районе по инициативе директора Пошехонского лесничества Владимира Павловича Маслова организована мобильная бригада, в которой по очереди дежурят лесничие вместе с работниками РОВД, хотя в обязанности их это не входит. Для борьбы с браконьерами. Если бы не это, то порубок деревьев было бы намного больше. За последние два года украдено около 400 кубометров древесины.
В чём же корень зла кроется? А в том, по мнению Анатолия Александровича, что раньше все лесничества относились к федеральной лесной охране, а сейчас их передали регионам. Об этом же говорил на первом в новой сессии правительственном часе депутат Государственной думы Анатолий Грешневиков: «С принятием нового Лесного кодекса разграбление лесов приобретает такой громадный и бесконтрольный масштаб, что учёные опасаются скорого наступления экологических бед и катастроф. Правительству пора признать, что российское лесопользование находится сегодня в критическом состоянии, система государственного управления лесами крайне неэффективна, лесное хозяйство и охрана лесов почти отсутствуют. Передача регионам полномочий по организации использования лесов, их охраны, воспроизводства, защиты, а также по осуществлению государственного лесного контроля и надзора не позволяет лесной промышленности развиваться».
С мнением депутата абсолютно согласен наш герой. Он также очень настороженно относится к другой новинке - передаче лесов в частные руки.
- Из 41 тысячи га на моём участке 39 будет сдано в аренду. Готовятся документы. Частника я не знаю, какой-то предприниматель из Москвы, - продолжает Анатолий Александрович. - Аренда на 49 лет! Как арендатор будет относиться к лесу? Уже встречались нерадивые предприниматели, и не раз.
Хозяйствовать надо разумно, не хищнически, не истощая, а восполняя богатства.
- Жалко, что природа бездумно губится, - говорит со вздохом Анатолий Александрович. - Наверное, снова придётся леса национализировать, пока не поздно. Это единственно правильный выход из ситуации.
Обходит свои владения Анатолий Лисицын, наблюдает, как растёт молодняк. Где деревья гнилые появились - надо срочно убрать. Где вредители-короеды орудуют, тоже санитарные меры необходимы. А то деревья загубить можно. Идёт по лесу хозяин, о многом передумает, всё заметит. К примеру, в тех местах, которые в народе «медвежьими углами» называются и где он раньше топтыгиных частенько встречал, в последние два года даже следов косолапого нет. Пропали тетерева, глухари, которых раньше здесь видимо-невидимо обитало. А эти куда подевались? Так ничего на полях не сеют, корма птицам не хватает.
В молодости Анатолий Александрович сам ружьишком баловался, но недолго.
- Потом стало жалко всех в лесу. Не стал стрелять, лучше так полюбоваться, - говорит бывший охотник.
Праздник работников леса Анатолий Александрович будет отмечать вместе с женой Татьяной Георгиевной. День этот у них семейный, так как супруга его более 30 лет тоже проработала в лесничестве - бухгалтером. Развернёт муж свою любимую гармонику, кстати, ему её тридцать лет назад в Ярославле на заказ сделали. А первую гармонь Анатолию, пятому ребёнку в семье, подарил отец. Сын нотной грамоте не учился, но песню любую подберёт. Анатолий Александрович несколько лет аккомпаниатором был в клубе деревни Зубарево. А уж на скольких свадьбах деревенских играл, давно со счёта сбился. Вот и нам на прощание заиграл лиричную, протяжную «Деревенька моя, деревянная, дальняя...». И совсем уж у калитки лесник с лесной фамилией Лисицын говорит:
- Не жалею, несмотря ни на что, что стал лесником. Люблю в лесу быть, люблю его всей душой и сердцем!