Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 09 февраля 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/1812/

«Флагман» пострадал первым

рубрика: Общество
Автор: Ирина КОСУЛЬНИКОВА

Эхо январского пожара, что произошел во Владивостоке в здании бывшего проектного института, арендуемого большим количеством различных организаций (тогда погибли девять человек), докатилось и до Ярославля. Управление Госпожнадзора в соответствии с распоряжением МЧС приступило к комплексной проверке объектов, аналогичных тому, где разыгрались трагические события.


На профессиональном сленге их называют «муравейниками» – здания одного или нескольких собственников, со множеством арендаторов и суб­арендаторов, поделенные на офисы и конторы, которые еже­дневно заполняются массами служащих и клиентов. В Ярославле таких около тридцати. Среди самых крупных и пользующихся отрицательной репутацией с точки зрения противопожарного состояния – ПК «Ярагропромстройпроект», ОАО «Резиноасбестпроект», ЗАО «Проектно-технологический институт», «Гипродвигатель».

Но опасность для жизни людей могут таить в себе и более скромные по размерам сооружения. Например, трехэтажное здание бывшего обкома ВЛКСМ на Свердлова, где значительная часть площадей сдается в аренду, в том числе и областной администрации – там располагается департамент по делам молодежи. По материалам проверки Госпожнадзора, выявившей нарушения правил пожарной безопасности, районный суд вынес решение привлечь собственника здания, а им является областная общественная организация «Российский союз молодежи», к административной ответственности в виде штрафа на сумму 10 тыс. рублей.

На сегодняшний день, по словам начальника отдела управления Госпожнадзора по Ярославской области Александра Бурова, обследовано уже десять объектов (правда, по ним не завершено оформление документов) и начата проверка еще четырех. На очереди после «муравейников» стоят банки, поскольку пожар во Владивостоке произошел в стенах банковской структуры.

Собственно говоря, ничего нового в ходе проводимых проверок инспектора Госпожнадзора не открыли, да и не рассчитывали открыть. Все «болячки» офисных зданий им давно и хорошо известны. Это и отсутствие единой системы оповещения на случай пожара, и глухие решетки на окнах, и самовольно воздвигнутые между помещениями различных арендаторов перегородки с запирающимися дверями, отрезающими пути спасения, и заваленные хламом запасные выходы, и отделанные горючими материалами коридоры… И множество иных, на первый взгляд незначительных мелочей, от которых в условиях реальной угрозы зависят жизни людей.

– Мы сталкиваемся с этим регулярно, но что-то изменить в существующих условиях, не меняя сознания тех, от кого зависят вопросы безопасности, проблематично, – считает главный государственный инспектор Ярославской области по пожарному надзору Евгений Шумилов. – Большинство думает только о получении прибыли и стремится сэкономить в том числе на пожарной безопасности. А реальные рычаги воздействия на них сильно ограничены.

Зачастую бывает так, что, проверив объект и дав предписания, на выполнение которых необходимо потратить 150 – 200 тысяч рублей, в следующий свой визит инспектор уже не находит на этом месте прежнего арендатора: собственник сдал площади другому лицу, на которое и переложил обязанности по противопожарной безопасности. И продолжаться так может долгое время, – признается Евгений Анатольевич. – А у нас в области, не считая жилого сектора, на каждого инспектора пожнадзора приходится в среднем по 700 объектов, за противопожарным состоянием которых он должен следить. Да еще эти же люди в качестве дознавателей ведут ежегодно до трех тысяч дел по расследованию пожаров.

Выводы об эффективности такой работы каждый читатель в состоянии сделать сам. Тем не менее первое, что предприняла прокуратура после пожара во Владивостоке, – обрушила карающий меч на головы инспекторов Госпожнадзора, возложив на них вину за гибель людей. Критика звучала и в адрес пожарных, долго добиравшихся, не подавших лестницы к верхним этажам, не растянувших брезент... Кстати, последнее средство способно спасти жизнь лишь ребенку, взрослого человека, выпрыгнувшего с этажа повыше, таким образом не удержать. Не слишком эффективен и современный аналог брезента, так называемый куб жизни. В Ярославле таких несколько штук, но прыгать на них специалисты советуют только из окон не выше третьего этажа, хладнокровно выдерживая интервалы между приземлениями и пройдя инструктаж. В остальных случаях положительный исход не гарантирован.

Вообще на окна, если к ним не приставлены лестницы, не стоит рассчитывать как на возможный путь эвакуации. У нас в областном центре на случай пожаров в многоэтажных зданиях имеется восемь автолестниц: шесть по 30 и две по 50 метров. Только чтобы их установить, нужен свободный подъезд, а такое бывает редко. Во Владивостоке вокруг горящего банка в несколько рядов стояли машины, преграждая путь пожарной технике. И у нас далеко не у всех зданий есть оборудованные стоянки. А если вспомнить еще и о несанкционированно возводимых заборчиках, с завидной регулярностью нарушаемой в ходе строительства проектной документации, то картина вырисовывается крайне удручающая.

Обнадеживает в некоторой мере то, что теперь после жуткой трагедии во Владивостоке к делу борьбы за нашу пожарную безопасность подключилась и прокуратура. Не далее как вчера после осмотра торгового центра «Флагман» (на снимке) и выявления в нем массы нарушений прокуратура Кировского района направила в суд заявление о приостановке эксплуатации данного здания и, в частности, продолжающихся на объекте строительных работ, не предусмотренных проектом.

– А директор «Флагмана» будет привлечен нами к административной ответственности сразу по трем статьям КоАП, – сообщил заместитель прокурора Кировского района Стани­слав Бердников. – В дальнейшем мы намерены продолжить проверки совместно со специалистами Государственной пожарной инспекции и изучить обстановку на всех многолюдных объектах. Это только начало.