Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 29 октября 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/18161/

И снится нам дурман-трава у дома...

рубрика: Общество
Автор: Елена ГАЦЕВА
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

Ярославль взбудоражен известием о том, что в городе появились киоски, в которых можно приобрести «странные», подозрительные пакетики из смеси трав. Их стоимость впечатляет – цена колеблется от 450 до 700 рублей! Хотя входят в пакетики, казалось бы, недорогие компоненты – мелисса, гвоздика, базилик, мёд. Ларьки, торгующие ароматическими смесями, расположились вблизи нескольких крупных образовательных учреждений областного центра. На первый взгляд может показаться, что перед нами очередная интернетовская байка. Ан нет! Дыма, как известно, без огня не бывает.


Разузнав адреса этих торговых точек, отправляемся «на разведку». Выбрали ту, что находится практически в центре города. Искать долго не пришлось, интересующий нас объект виден за версту.
Дизайн небольшого нарядного ларёчка тщательно продуман. За стеклом, прямо над окошечком, выставлена лицензионная документация, свидетельствующая о законности деятельности. На ларьке с тонированными стёклами – надпись о том, что здесь ведётся круглосуточное видеонаблюдение. Вопрос о том, зачем ларьку, торгующему на законных основаниях различными аромасмесями, такие закрытость и предосторожность.
Оформление ларька, видимо, рассчитано на подростковый интерес к заманчивым и сомнительным удовольствиям. На стене нарисована томная блондинка, окружённая облаком дыма от собственной сигареты. Ну, разве можно мимо такой пикантной красотки пройти? Вот и «тормозят» пацаны возле красивой картинки. На листке над окошечком синим фломастером крупно – цены на некие «снадобья». Их «говорящие» названия не требуют комментариев продавца. Например, «Нирвана» или «Позитив». Цена – 650 рублей.
Мы подошли к ларьку в обеденный час. Прохожие с интересом поглядывали в сторону необычного заведения, большинство останавливались, с любопытством рассматривая картинки, надписи на английском языке, вывески и ценники. Одна пожилая женщина, несколько раз подходившая к ларьку, всё же не утерпела и постучала в закрытое тёмное окошко. Из глубины ларька раздался тонкий девичий голосок:
 – Что вам предложить?
 – Я не понимаю, а что вы продаёте? Чай какой или добавки
к нему? Одни названия висят.
 – А если не знаете, зачем спрашиваете? Если скажу, вас всё равно не заинтересует. Это для молодых! – прозвучал ответ, и окошечко с треском захлопнулось.
Мимо «загадочного» ларька я решила пройтись ещё вечером. Молодёжь, в основном парнишки-старшеклассники, словно потревоженный улей, шумела возле торговой точки. Дети задавали вполне конкретные вопросы.
 – Посоветуйте, что лучше взять?
– Можно со скидкой? Мы не первый раз подходим.
Невдалеке стояла группа мальчишек, на вид лет 13 – 15, которые при свете фонаря рассматривали содержимое маленького пакетика. На вид он напоминал чайный.
Подхожу к ним, интересуюсь:
 – Ребята, а что за ажиотаж такой? Слонов раздают, что ли?
 – Ну да, почти слонов. А вы тоже попробовать хотите?
 – Думаю пока. Денег вроде жалко.
 – Берите недорогой пакетик. Там есть и такие. Понравится. Почти целый час кайфа. Слонов может и не будет, а вот жирафов посмотрите.
– Нет, меньше, чем на слонов, я не согласна.
Ребята посмотрели на меня с явным уважением.
В течение 20 минут, что я простояла на остановке рядом с киоском, торгующим аромасмесями, число подростков заметно увеличилось. Подумать только, пресловутый кризис на дворе, а у народа деньги не переводятся на какие-то непонятные травяные пакетики.
Уже покидая бойкое место, стала невольной свидетельницей разговора двух друзей. Молодые люди делились впечатлениями от покупки, сделанной на днях в этом ларьке.
 – Слушай, эта штука, оказывается, работает! И причём реально...
 – А я что тебе говорил? А ты денег жалел…
 – Ты меня, наверное, не понял, в том-то и дело, что слишком реально работает… Всё – я пас!
Так что же продают подросткам в загадочных «чайных» пакетиках? Этот вопрос мы адресовали Управлению федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (УФСКН) по Ярославской области и получили официальный ответ:
«Информация о продаже курительных смесей находится на контроле управления с первых дней их появления в Ярославле. Территориальным органом наркоконтроля проводились проверки состава данных смесей, на основании которых можно утверждать, что подконтрольные вещества (наркотические) в них отсутствуют. И в связи с этим информация о реализации аромамиксов на территории области передана в контролирующие органы соответствующей компетенции – Роспотребнадзор».
В Ярославской областной наркологической больнице нам сообщили, что пациентов в состоянии токсикологического опьянения, вызванного употреблением аромасмесей, к ним не поступало.
Между тем, хотя у нас пока «тишь да благодать», в ближайших областях уже начали бороться с курительными аромасмесями, которые вызывают токсикологическое опьянение. Недавно в Нижнем Новгороде состоялась пресс-конференция на тему «Ароматические смеси: наркотики или нет? Как прекратить их бесконтрольное распространение на территории Нижегородской области?»
По словам главного нарколога Нижегородской области Светланы Мудровой, за октябрь поступило 46 человек в состоянии токсикологического опьянения. Все пациенты с одинаковыми симптомами: галлюцинации, возбуждение, тошнота и рвота. Возраст больных – от 12 лет и старше. Сотрудники ГУВД по Нижегородской области за последние два месяца проверили 25 торговых точек, составили 14 протоколов и изъяли 3000 упаковок аромасмесей. Примечательно, что главы некоторых городских районов этой области потребовали в октябре закрыть либо перепрофилировать все торговые помещения, где реализуются аромасмеси.
А депутаты Самарской губернской Думы намерены выступить с инициативой по внесению изменений в федеральное законодательство, согласно которым вещества, входящие в состав курительных смесей, были бы внесены в перечень наркотических.
Эта информация, над которой, наверное, стоит задуматься представителям исполнительной и законодательной власти нашего региона, правоохранительным органам и органам надзора в сфере благополучия человека.