Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 14 ноября 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/18296/

Работать нельзя спекулировать

рубрика: Общество
Автор: Евгений АВЕНИР
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

На заседаниях областной Думы принимают немало «громких» законов, мгновенно попадающих в ленту срочных новостей. Однако «громкие» – не всегда главные. Областной законопроект «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения...» относится
к разряду «тихих». Он не вызвал ни возмущения, ни восхищения широкой общественности. Однако от того, как он будет работать, жизнь сотен тысяч жителей области зависит гораздо сильнее, чем
от «комендантского часа» для подростков или лишнего десятка яиц
в минимальной потребительской корзине...


Решение депутатов по «тихому» закону не на шутку рассердило только руководителей хозяйств. «Слуги народа» проголосовали – и цена одного гектара ярославской землицы вмиг выросла почти в 3,5 раза – с 246 до 920 рублей!
Недовольство селян понять можно. Многие поля, на которых они выращивают хлеб, овёс, картошку, – вовсе не собственность сельхозпред­приятий. Земля просто арендуется, арендная плата – около 90 рублей за гектар. Но несмотря на невысокую арендную плату, каждому хозяйству выгодно её всё-таки не платить, а выкупить землю-кормилицу в полную и безраздельную собственность и распоряжаться ею в дальнейшем по своему хозяйскому усмотрению.
Выкупные цены на землю регулирует региональный закон «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области». До последнего времени он разрешал выкупать арендуемые гектары по прошествии трёх лет аренды, либо за 1,5 процента кадастровой стоимости (те самые 246 рублей), либо по рыночной цене.
Что это давало селу? О-о, весьма широкие возможности! Сельские руководители сетуют (заметим, вполне справедливо), что лютует кризис, сельхозпредприятия терзают пресловутые «ножницы цен» («золотая» солярка, копеечное молоко). Заработать традиционным сельским трудом не удаётся, и денег нет не только на развитие, но и на «поддержание штанов».
Однако искренне сочувствуя бедному селу, всё-таки не мешает помнить о принципе «доверяй, но проверяй». Недавно в эфире федерального телеканала был показан едва не рыдавший над горькой крестьянской долей председатель одного из хозяйств Ярославского района. Впору прослезиться. Если не знать, что «радетель за крестьянство» – рейдер, это самое хозяйство скупивший «путём недружественного захвата». Да и не рейдеры, а «коренные» местные руководители в вопросе о земле иногда малость лукавят.
Это очень удобно – жаловаться, умалчивая о том, какие маленькие хитрости позволяют всё-таки справляться с трудностями. А хитрости эти шиты белыми нитками: многие (действительно, находящиеся в непростой ситуации) сельские руководители используют последний материальный ресурс – землю.
Напомним, что арендуемую землю арендатор может выкупить или за 1,5 процента, или за бешеные рыночные деньги. Коммерсанту, например строителю коттеджного посёлка, можно объяснить, что «как договоримся» – такой вариант и будет. Чего же проще: на правах «бедного крестьянина» выкупить землю за 1,5 процента кадастровой стоимости, а потом продать по рыночной цене. После того как земля по дешёвке выкуплена, её переводят из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли поселений», и тогда на бывшем льняном поле можно хоть пороховой завод строить. А можно землю и просто перепродать, и это уже не рынок, а, пардон за прямоту, спекуляция, которой очень удобно заниматься, когда работать так трудно, потому что закупочные цены на молоко низкие, а солярка дорогая...
И вдруг на фоне всей этой благодати «городские» депутаты принимают поправки к закону «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области»!
Согласно этим поправкам, выкупная цена за арендованные земельные угодья при выкупе через три года составит 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка (это вместо полутора процентов!), через пять лет честной работы на земле её цена падает до 15 процентов, через десять – снижается до 10 процентов.
– Как же обнищавшие из-за кризиса сельские арендаторы будут выкупать землю по таким ценам, если они за 1,5 процента её с трудом выкупали? – с обидой спрашивают аграрии.
Надо заметить, что прокуратура предлагала «поправить» закон, запретив продавать земли сельхозназначения по рыночной цене и оставив в силе только выкуп за 1,5 процента. Такая корректировка законодательства сильно осложнила бы «сельскую» спекуляцию землёй, но одновременно и поставила бы крест на развитии земельного рынка как такового.
Думская комиссия по аграрной политике одобрила поправки прокуратуры, но губернатор внёс свои – о повышении цен. Поразмыслив, почти единодушно депутаты поддержали Сергея Вахрукова. И разрешили арендаторам, готовым выкупать землю до 1 января 2011 года, купить её за 5 процентов (за 920 рублей), а опоздавшим – дороже вдвое, втрое и вчетверо.
Агропромышленники пугают правительство тем, что и по 1,5 процента землю на селе мало кто мог купить, а по 5 и тем более по 20 – вообще никто не купит, что сильно облегчит мест­ные бюджеты и приведёт село на край гибели. Мол, селяне и так нищие, а их заставляют жить по законам коммерсантов!
Однако, прежде чем объявить губернатора и депутатов врагами села, вспомним, что заставило прокуратуру ополчиться против рыночных цен на землю. Ведь земельный рынок в Ярославской области не сформирован, а этого хотят все, зачем же его душить?
Ответ сторонников повышения цен на землю прост: по самым оптимистичным оценкам, более половины земель в области уже распродано, а при отсутствии рынка это называется спекуляцией и коррупцией.
И продолжать выкуп за 1,5 процента с последующей продажей по рыночной цене означает лишиться и земли, и надежды на создание цивилизованного земельного рынка.
Правительство области приостановило бурный поток заявлений с мест с просьбами о переводе земель из категории сельскохозяйственных в категорию «земли поселений», потому что полуподпольная продажа шла полным ходом.
А село от этого отнюдь не богатело – ведь землю выкупали не под лён и пастбища, а для перепродажи под коттеджи и прочие новорусские радости.
По мнению думского большинства, «губернаторский» вариант закона «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Ярославской области» позволяет надеяться, что когда-нибудь земельный рынок в области всё-таки будет. Но при этом запятая во фразе «работать нельзя спекулировать» будет поставлена там, где нужно.