Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 17 ноября 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/18309/

Своя «стая» для «ботаников»

рубрика: Общество
Автор: Опрос провела Лариса ДРАЧ

Дмитрий КОННОВ, отец троих детей. Старший сын, Иван, ученик 7 класса:
– Школа № 75, в которой сейчас учится Ваня, уже третья в его школьной биографии. Поскольку Ваня мальчик достаточно болезненный, он нередко бывает от уроков физкультуры освобождён. Но от тех уроков, которые он посещает, сын не в восторге, хотя оценки по предмету у него приличные, не ниже «четвёрки». Уроки по большей части носят фиктивный характер. Мальчикам в любое время года выдаётся мяч для игры в футбол, девочки предоставлены сами себе. Чтобы ученики самовольно не покинули спортзал, помещение запирается на ключ. Это – местное «ноу-хау», в прежних школах такого дисциплинарного воздействия не было. Я считаю, что уроки физкультуры как обязательный предмет в школах не нужны. Их необходимо заменить общешкольной физкультурной разминкой минут на пятнадцать, желательно на свежем воздухе. Кто имеет тягу к спортивным занятиям, и так посещает всевозможные секции. Ваня, к примеру, два года восточными единоборствами занимался, пока ему это было интересно. А ведь есть дети, абсолютно лишённые тяги к спорту, и их прыжки через козла или лазание по канату не только тяготят, но и доводят до нервных срывов. Дети, которые отлично успевают по всем другим предметам, отказываются ходить в школу из-за какой-то физкультуры. Кому это надо?


Владислав ДИАНОВ, ученик 9 класса, школа № 18:
– Я уроки физкультуры терпеть не могу. Раньше, когда я учился в 33-й школе, при малейшей возможности эти уроки прогуливал. В этой школе я учусь первый год, физкультуру пока посещаю, но не могу сказать, что мне эти занятия нравятся. Почему-то все знакомые мне преподаватели физкультуры всех учеников «стригут под одну гребёнку», они просто отказываются видеть в каждом из нас личность, для них нормативы превыше всего. О том, чтобы к каждому подходили индивидуально, в зависимости от его возможностей и потребностей, нечего и мечтать. Либо ты маршируешь в едином строю, либо ты отщепенец и двоечник, третьего не дано. Кому это понравится? Учитель физкультуры сам должен быть Личностью, способной увлечь за собой. Я пока такого преподавателя не встречал.
Александра, студентка 3-го курса факультета психологии Ярославского университета имени Демидова:
– Лично мне занятия физкультурой нравятся, но подозреваю, что в этом вопросе я, скорее всего, «белая ворона». Многие мои однокурсницы придерживаются противоположного мнения. Что хорошо, у нас в университете можно выбрать, что тебе больше по душе: либо посещать обычные уроки физкультуры, либо заниматься баскетболом, волейболом. Есть ещё вариант – фитнес. Я выбрала баскетбол и с удовольствием хожу на тренировки, участвую в соревнованиях. Из всех физкультурных дисциплин меня только лыжи несколько напрягают, но даже это не является для меня большой проблемой. Считаю, что многое зависит от твоего личного настроя и отношения к предмету.
Олег Алексеевич, бывший преподаватель физкультуры:
– Не могу сказать, что я мечтал преподавать физкультуру детям, но когда ты с малолетства занимаешься спортом, а олимпийских звёзд при этом не хватаешь, тебе одна дорога – в педагогический, на «физвос». Проработав несколько лет, ушёл тренером в тренажёрный зал. Слишком разителен контраст между ребёнком, который по своему собственному желанию занимается в секции, и школьником, которого через силу нужно заставлять сдавать нормативы. Недавно читал, что проведённые Академией наук исследования показали, что лишь треть детей в состоянии выполнить нормы физподготовки на уроках и что на Украине уже отказались от нормативов в пользу игровых видов спорта. А в Южном Уэльсе и вовсе на уроках физкультуры играют в квиддич – преподаватели адаптировали к реальным условиям придуманную писательницей Роулинг игру из серии про Гарри Поттера. Вы не представляете, как мой сын, зачитывающийся этими книжками, английским сверстникам завидует...
Аркадий Дмитриевич КОТОВ, учитель физкультуры школы № 33:
– Я работаю уже 26 лет и никогда не замечал, чтобы кто-то из учеников отлынивал от моих занятий. Уверен, что любовь к занятиям физической культурой надо прививать в начальной школе, упустишь момент – бесполезно будет биться за посещаемость в средних и старших классах. Для первоклашек все занятия надо проводить в игровой форме, они могут даже не знать, что играя, соревнуясь друг с другом, сдают какие-то нормативы – бегают на время, прыгают на дальность. Стараюсь придумывать каждый раз новые упражнения, чтобы один урок был не похож на другой. В средней и старшей школе – другая проблема. Так называемая базисная программа, утверждённая Министерством образования, рассчитана на среднестатистического школьника. Таких в классе приблизительно 70 – 80 процентов. Остальные двадцать процентов состоят из физически очень одарённых подростков, и тех, кому не даются занятия спортом вообще. Атлеты у меня занимаются по усиленной программе, и к «ботаникам» у меня индивидуальный подход. Я стараюсь для сдачи нормативов их приглашать после уроков, чтобы не ставить подростков в неудобное положение. А когда они оказываются в «своей стае» и понимают, что никто над ними смеяться не будет, так такие результаты показывают, что сами изумляются. В любом случае всё зависит только от учителя и от его желания работать.