Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 18 ноября 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/18321/

Человеческий фактор

рубрика: Общество
Автор: Инна КОПЫЛОВА
Фотографии: Наталья БОРОДИНА

День 17 августа потряс мир. Облетевшие все телеканалы, появившиеся во всех газетах кадры: разрушенный машинный зал, скалы, нависшие над опавшим потоком. Это трагическое событие не является чем-то исключительным. Доктор геолого-минералогических наук Алексей Дмитриев в недавнем интервью «Литературной газете» напомнил:
60 лет назад по неизвестной причине произошёл прорыв плотины
во Франции – 500 погибших, в Италии в 1963 году случилось обрушение горных пород на плотине Вайонт, 90-метровый водяной вал поглотил более двух тысяч человек. Список, пишет профессор Дмитриев, можно продолжать...


Но для нас Саяно-Шушен­ская ГЭС нечто очень близкое, своё, грохот катастрофы долетел до каждого россиянина.
Ещё пополнялся трагический список жертв этой аварии, а множество организаций, тысячи учёных, специалистов ринулись искать виновников и разбираться в причинах случившегося. Было признано, что катастрофу вызвала совокупность факторов. Но основные выводы группировались по двум направлениям. Ещё сорок лет назад геодезисты, гидрогеологи, геоморфологи предупреждали о большой геологической активности в районе и на участке строительства ГЭС. Сооружённая плотина, говорит, например, профессор Дмитриев, воздействует на геолого-геофизическое состояние среды, увеличив взаимодействие статической нагрузки веса воды, инфразвуковой и вибрационной – следствие работы многочисленных турбин. Конфликт «скала – бетон» – проблема всех высоконапорных ГЭС (а их в мире более шести тысяч). Ещё в середине 60-х прошлого века геологи отстаивали полную непригодность района для строительства такой мощной ГЭС, в 90-х годах предлагали уменьшить ёмкость водохранилища вдвое.
Но экономические выгоды ослабляют чувство опасности. Вице-премьер и куратор «РусГидро» Игорь Сечин заявил, что у руководства ГЭС «возникло дополнительное увлечение различными коммерческими проектами, а внимание к обеспечению надёжности станции ослабело».
Сторонники обеих точек зрения периодически ссылаются на человеческий фактор. Этот фактор включился и тогда, когда было принято решение о сооружении ГЭС в неподходящем месте, и тогда, когда РАО «ЕЭС», а потом «РусГидро» стали уменьшать траты на технический контроль.
Те, кого вы видите на снимке, тоже человеческий фактор. Электрослесари Угличской ГЭС Алексей Шерстобаев и Сергей Чернышёв, недавно вернулись из ответственной командировки на Саяно-Шушенскую ГЭС. Там были ещё два наших земляка – с Рыбинской ГЭС – Антон Ермаков и Александр Кукушкин. Нам с ними увидеться не довелось. Как сообщил начальник Рыбинской службы электроремонта, электрослесари якобы отказались от встречи с прессой, просили передать, что это им совсем не нужно. Начальник службы прокомментировал это так:
– Если вы хотите рассказать о героической работе наших ребят, то это не получится. Они просто разгребали завалы и делали самую грязную работу.
Ну, как есть, так есть. Только должна объяснить начальнику: не героизм искали мы на ликвидации тяжёлых послед­ствий аварии.
С Алексеем и Сергеем мы встретились возле плотины в Угличе. Они с трудом оторвались от своих дел, о командировке на Саяно-Шушенскую ГЭС рассказывали скупо, не вдавались в подробности, старались не перейти на эмоции. Да обмолвились, что и по контракту не рекомендовалось ремонтникам детально описывать то, чем они занимались. Так вроде бы ничего особенного. Оба – электрослесари по ремонту и обслуживанию гидрооборудования. Алексей постарше, десять лет проработал инженером на часовом заводе, дошедшем до банкротства. Недавно побывал на «Чайке» по производственной необходимости. Пришёл и долго не мог перестроиться – всё в часах такое крошечное, ювелирное, хрупкое. А Алексей уже пять лет в гидроэнергоремонте. Уже пятый разряд по новой специальности получил. Свою гидростанцию изучил хорошо и на нескольких других побывал, когда там проходили большие ремонты: в Нижнем Новгороде, Рыбинске, Балакове, Жигулёвске. Когда в Угличском гидроремонте обсуждался вопрос о командировке работников на Саяно-Шушен­скую ГЭС, предложил себя сразу. Тогда уже стало известно, что авария на самой крупной электростанции страны – серьёзнейшее техногенное происшествие в истории российской гидроэнергетики. Выход из строя всех десяти блоков станции оставил без электроснабжения расположенные в Сибири промышленные гиган­ты, вынужденные переключиться на альтернативные источники генерации. Два гидроагрегата разрушены, сильные повреждения получили седьмой и девятый гидроагрегаты; третий, четвёртый и пятый завалило металлоконструкциями перекрытий здания машинного зала, превратившегося в развалины.
Первыми сюда прибыли красноярские ремонтники. Они работают быстро, но с высоким качеством. Красноярцы обещают в ноябре закончить монтаж стен машинного зала, остекление и теплоизоляцию. До наступления холодов на ГЭС должен быть восстановлен тепловой контур, чтобы в нормальных условиях монтировать гидроагрегаты. Первые сто монтажников прибыли ещё в сентябре. Металлические конструкции везли из Нижнего Новгорода, где в 70-х годах делали такую же основу для машинного зала, когда станция только строилась.
Почему Алексей Шерстобаев так охотно откликнулся на предложение поехать в Хакасию? Знал, что работа предстоит трудная? Конечно, знал. Хотелось встретить ребят, с которыми в других командировках завязалась крепкая дружба. Сложились такие отношения, когда не сомневаешься в надёжности работающего рядом.
Для Сергея Чернышёва
командировка как бы подводила итог первого года работы на Угличской ГЭС, куда он пришёл из строительной фирмы. И стала первой, но такой необычной поездкой в Сибирь. Наверное, сыграло и чувство локтя в здешнем гидроремонте, где оба молодых человека попали в руки одного из лучших специалистов ГЭС – электрослесаря шестого разряда Виктора Макаренко. Оба заверяют, что о таком учителе можно только мечтать.
По скупой информации, доходящей из Хакасии до Углича, они, понятно, догадывались, что эта поездка потребует всех сил. Знали, что там работают по самому напряжённому графику – по двенадцать часов, практически на открытом воздухе, при высокой влажности.
Так и получилось. Сдержанно сказали, что четыре недели работы особенно на первых двух агрегатах оказались им по силам. Жили по 15 – 20 человек в классе местной школы, даже успели осмотреть окружающий район, места, прилегающие к станции. И, конечно, встретили друзей Алексея Шерстобаева, которые и для Сергея стали почти родными. В конце нашей короткой встречи электрослесари поинтересовались, не попадёт ли наша газета на другие ГЭС. Если попадёт, пусть получат привет от них Михаил Коротков и Леонид Булыгин из Нижнего Новгорода, Сергей Стрелков из Жигулёвска, Антон Ермаков и Александр Кукушкин из Рыбинска, Евгений Осоргин из Балакова и другие, заставшие на Саяно-Шушенской ГЭС самое трудное время. И все они – по-настоящему человеческий фактор, в котором профессиональное чувство ответственности соединено с личным мужеством и стойкостью.
Сейчас Алексей и Сергей работают, как сказали, «на собственные нужды», на своей Угличской ГЭС. И это тоже ответственная и напряжённая работа. В связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС энергетики разработали и проводят дополнительные меры по повышению надёжности электроснабжения потребителей всех регионов.